Наращивание военной силы в Крыму: к чему готовится Россия?

10 августа 2016, 13:52обновлено 3 августа 2018, 01:20
Россия превращает Крым в форпост противостояния НАТО и Украине, считают эксперты.

 / Reuters

Российские оккупационные власти наращивают военную силу в Крыму, о чем свидетельствуют сообщения последних нескольких дней. Так, в Керчь из России через паромную переправу доставлено большое количество военной техники, о чем 7 августа сообщала Крымская правозащитная группа со ссылкой на очевидцев. Также в районе городов Армянск и Джанкой скапливается военная техника РФ, а сам Джанкой был оцеплен военными с танками, рассказал первый заместитель председателя Меджлиса крымских татар Нариман Джелял.

В связи с этим был повышен уровень угрозы со стороны РФ для Украины, отметили в СБУ, поскольку он всегда растет, когда проводятся военные учения на границе государства.

видео дня

"На сегодня совпали перемещения войск на полуострове, идет очень активная подготовка к обучению Кавказ-2016, который будет проводить РФ на южном округе, в который будут полностью вовлечены группировки размещены в Крыму", — сообщил представитель Главного управления разведки Министерства обороны Вадим Скибицкий, добавив также, что под видом подготовки к учениям Россия может нарастить группировки своих войск в Крыму.

"Поскольку в 2008 году, когда проводились учения Кавказ-2008, была создана группировка, которая после этого оккупировала отдельные районы Грузии. Именно эти войска тогда использовались. Основную опасность несли мобильные воздушно-десантные войска", — отметил Скибицкий.

Также, как сообщала Государственная пограничная служба Украины, 7 августа РФ приостановила осуществление пропускных операций граждан и транспортных средств на границе с Крымом. Затем частично пункты пропуска возобновили свою работу. По словам пресс-секретаря Госпогранслужбы Олега Слободяна, состоянием на 8.00 9 августа оккупанты блокировали пункт пропуска "Каланчак", на "Чаплинке" пропускали лишь на полуостров, а "Чонгар" работал в обе стороны.

Эксперты рассказали "Главреду", с чем связаны события последних дней в Крыму и скопление там военной техники, только ли дело в военных учениях, к чему готовится Россия, наращивая силы на полуострове, какие риски это создает для Украины, а также готова ли она отразить атаку со стороны Крыма, если таковая будет.

Алексей Мельник

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

Алексей Мельник:

События последних нескольких дней на пунктах пропуска в Крым лично мне не понятны, поскольку по имеющейся информации сложно представить, что на самом деле происходит. Основная версия, которая раскручивается российскими СМИ: это делается в ответ на якобы попытку украинского спецназа проникнуть на полуостров. Она, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики, поскольку это, как и покушение на Плотницкого, совершенно не в интересах Украины. Она не будет рисковать жизнями своих военнослужащих ради непонятных целей.

Однозначно, в Крыму что-то происходит, и, возможно, это — часть большого сценария, который пока что сложно понять.

Что касается оценки общей ситуации на сегодняшний день и вероятности возобновления боевых действий на востоке или возникновения других точек столкновения, в том числе на границе с Крымом. Сейчас понятно наверняка, что Россия готовит все необходимое, чтобы в случае, если поступит соответствующая команда, она без промедления могла бы быть выполнена. Вместе с тем, это не дает оснований назвать какие-либо конкретные даты начала такого наступления.

Главная проблема любого обострения ситуации — в отсутствии необходимого уровня доверия между сторонами. Обе стороны вынуждены действовать в ответ, ожидая наихудшего. При отсутствии должных каналов коммуникации эта эскалация нарастает, и любое событие, которое в других условиях было бы урегулировано на уровне дипломатов, может привести к настоящему конфликту. Вспомните хотя бы историю с российским Су-24, который был сбит над территорией Турции. Эпизод с Су-24 стал "последней каплей", но не главной причиной разрыва отношений между Россией и Турцией. Появление этого самолета над территорией Турции не был основанием для того, чтобы его сбивать. Но это был один из тех эпизодов, которые предшествовали данному инциденту.

Сейчас в украинско-российских отношениях ситуация подобная, поскольку все, что происходит в последние дни, повышает вероятность возникновения конфликта между Украиной и Россией в результате случайного инцидента.

Нужно говорить о разных аспектах готовности Украины реагировать на эту угрозу накапливающихся военных сил в Крыму. Есть ли у Украины военные средства, чтобы сдержать наступление со стороны Крыма? Сложно сказать, поскольку далеко не вся информация раскрывается Генеральным Штабом. Сообщения официальных лиц позволяют в некоторой степени быть уверенными в том, что определенные меры военного характера смогут сдержать агрессию России.

Следующий аспект, не менее важный — политическая готовность. Два с половиной года назад мы видели, что не было как военной готовности отстоять Крым, так и политической решимости делать это военными методами. Чтобы понять готовность Украины реагировать на угрозу, которая формируется в Крыму, мы должны оценить готовность нашего политического руководства в случае наступления давать команду либо на включение в полной мере военных методов, либо делать акцент на дипломатических и политических инструментах.

Так что стопроцентной уверенности в готовности Украины нет. И названные два фактора — ключевые.

Николай Маломуж

Генерал Армии Украины, бывший глава Службы внешней разведки, общественный деятель

Николай Маломуж:

Россия все время декларирует, что Украина якобы планирует масштабное наступление на восток — Донецкий и Луганский регион, а также на Крым. При этом в РФ понимают, что это не реально, однако проводят учения, готовясь к возможному наступлению Украины и к собственным стратегическим наступлениям, предполагающим разные форматы действий.

По нашим данным, сегодня у России нет в планах проведения широкомасштабных наступлений на востоке, тем более, со стороны Крыма. А системные учения, которые она проводит сейчас, призваны показать ее мощь, готовность противостоять наступлению украинских войск, а также готовность наступать.

Следует отметить, что в Крыму Россия проводит учения в режиме реального времени, то есть она моделирует, как будет действовать и выстраивать стратегию, если начнутся широкомасштабные боевые действия. Потому, помимо военной составляющей, есть еще и режимные мероприятия, связанные с ограничением деятельности людей и общественных организаций, а также ограничением допуска граждан Украины в Крым с материковой части страны. Соответственно, по этой причине в тех районах, где будут активно проводиться учения, Россия ограничивает возможности прибытия в Крым украинских граждан и вводит различные ограничения на территории самого Крыма. Так, к примеру, было установлено несколько блокпостов, в частности, возле Симферополя и в других местах. Это показывает, как Россия моделирует ситуацию и выстраивает поведение в чрезвычайной ситуации в Крыму. Эти учения посвящены тому, как они будут противодействовать или наступать на те силы, которые будут с ними в состоянии конфликта или войны. Безусловно, подразумевается Украина и украинские войска.

Так что первая составляющая происходящего — это учения. Однако не просто учения, а с разными формами ограничений, в том числе ограничения по передвижению наших граждан в Крым.

Вторая — демонстрация того, что сейчас будет активный формат противодействия. Россия проводит свои учения параллельно с учениями НАТО. Это — старая модель: когда Россия и НАТО проводят учения непосредственно во время противостояния. НАТО проводил учения в странах Восточной Европы, в Черном море, в Прибалтике и Финляндии. Россия же проводит учения по всему периметру своей западной границы, включая Крым и Черное море. Это — демонстрация стратегической готовности к боевым действиям. Это, безусловно, сказывается на ситуации в Крыму и на передвижениях наших граждан.

Еще одна составляющая — чисто оперативная: для России важно, чтобы учений не видел никто, особенно украинцы, ведь украинские граждане, прибывают на пункты, где они реально могут наблюдать за перемещением военной техники, войск, проведением учений. Если украинцы будут ехать на полуостров, то они разъедутся по всему Крыму, они будут, как минимум, наблюдателями, а, возможно, и информаторами о том, что там происходит, какая новейшая техника введена в Крым (а ее туда загнали), где и какие танковые войска, ракетные комплексы, а это — новые системы четвертого и пятого поколений, восстановление вооружения десантников. В таком большом потоке могут быть люди, которые будут получать информацию об этом, а затем соответственно направлять нашу сторону или страны НАТО.

Этим же объясняются и режимные мероприятия.

Еще одна причина — Россия стремится продемонстрировать силу, объяснить, кто хозяин положения. Политическая составляющая: показать, что Россия контролирует этот регион, и она будет управлять ситуацией, потоками и другими моментами, связанными с перемещением граждан Украины, проживанием, их статусом во время проживания там или во время пересечения границы.

Техника, завезенная в Крым из России, там и останется. Сейчас идет ротация военнослужащих и техники. Прибывает новая техника — четвертого и пятого поколений, которой ранее в Крыму не было. Она нужна, чтобы усилить не только Севастополь, но и весь Крым, сделав его мощной военной базой. Кремль рассчитывает усилить военную составляющую, чтобы вопрос Крыма вообще не возникал, а, кроме того, чтобы существовала база противостояния НАТО. Потому техника в Крыму будет обязательно, она будет наращиваться и обновляться, включая носители стратегического оружия. Пока что сегодня там только тактическое оружие, но в будущем возможно и стратегическое. Так что перспектива милитаризации Крыма есть и будет сохраняться. Это будет еще один форпост противостояния НАТО, а также Украине.

Готова ли Украина к наступлению со стороны Крыма? Под влиянием военных экспертов и стратегов оборона на данном участке уже была усилена. Ранее он был сильно ослаблен, там не было мощных средств защиты, тем более, ракетной, артиллерийской и бронетанковой техники. В последние месяцы Украина там укрепила позиции.

Также важно, что перешеек — это особо узкий участок, откуда очень сложно будет осуществлять наступление на материковую часть Украины. Потому в данной ситуации вероятность, что российские оккупационные войска начнут активное и эффективное наступление, весьма низкая. Крым милитаризуется и усиливается, однако планов наступления российских оккупационных войск с полуострова на материковую Украину сейчас нет. Об этом свидетельствуют последние данные, которые были озвучены в коллегии минобороны России, Совете безопасности РФ. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, которыми мы располагаем. Пока таких планов у России нет, хоть она и моделирует такие ситуации на учениях. Но это — только моделирование. Осуществляться же это может в совершенно разных форматах, и это практикуют разные страны. А вот физически и практически в ближайшие месяцы таких действий (наступления России из Крыма на Украину, — Ред.) не предвидится.

Игорь Романенко

Военный эксперт, экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ

Игорь Романенко:

Россияне действительно завели в Крым большое количество современной военной техники, поскольку Путин рассматривает полуостров как крепость и непотопляемый авианосец южного подбрюшья НАТО. Исходя из стратегической оценки роли Крыма, в первую очередь, с военной точки зрения, этот регион обеспечивается необходимым: заводятся войска, завозятся новые системы вооружения (например, зенитно-ракетные комплексы С-400). А поскольку в Крым вводится большое количество войск, они проходят обучения и тренировки.

Что касается последних событий, то, следует отметить, что в Крыму есть определенное противодействие оккупационной власти, что недопустимо для россиян. Поэтому они проводят учения по блокировке определенного района и подавлению сопротивления в нем. То есть в Крым заведены войска, проводятся учения, есть обеспечение этих учений, принимаются различные рода войск.

Но, вместе с тем, поступают отрывочные данные, что в Крыму были реальные сопротивления в районе Армянска. Поэтому под видом учений российские войска занимались реальным подавлением сопротивления. Возможно, часть сил, которые они подавляли, пытались уйти на территорию Украины. И, чтобы помешать им, сначала были закрыты все пункты пропуска, позже их частично открыли. Закрытыми полностью по сей день остаются те, через которые с большей вероятностью могут пытаться прорваться люди из сопротивления.

Поэтому особых иллюзий по поводу скорой нормализации ситуации или потепления отношений нет. Россияне показали свое коварство действиями на Донбассе и в Крыму. Поэтому Украина должна быть бдительна и должна наращивать свои силы.

Любые наращивания войск не способствуют нормализации отношений между государствами или снижению градуса напряжения, а наоборот. Украина наращивает свои силы. Если сравнивать силы Украины на текущий момент с тем, что было два с половиной года назад, то есть и войска, и поставки техники, и предоставление горюче-смазочных материалов, чтобы проводить различного рода учения. Это принципиально отличается от того, что происходило на протяжении последних 20 лет независимости. Сейчас, в условиях "гибридной" войны, ситуация изменилась. Полностью ли можно быть удовлетворенным готовностью и состоянием украинских сил? Нет. Потому что угроза очень серьезная. Войска России могут свободно зайти с севера, через Беларусь, и наносить удары еще и оттуда. И дальше — начиная с Черниговской области, восток Украины, затем юг, затем Крым, а также, пусть и с небольшой частью войск, но есть угроза и с Приднестровья. По этой части границы российские войска нависают над нами с угрозой, а на востоке уже идут боевые действия, но тактического уровня. По нашим экономическим возможностям мы наращиваем усилия, хотя есть необходимость в большем и более быстром наращивании сил.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять