Стремление Приднестровья в Россию: безвыходная ситуация или желание жить "как в Москве"

14 сентября 2016, 11:59обновлено 3 августа 2018, 01:20
Эксперты рассказали, с чем связано стремление Приднестровья согласовать свою законодательную базу с российской.

 / point.md

Приднестровье решило сделать шаг на пути к "присоединению" к Российской Федерации, а именно — привести свою правовою систему в соответствие с российским законодательством. Соответствующий "указ" о реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года о признании независимости Приднестровья с его последующим присоединением к России, подписал "лидер" Приднестровья Евгений Шевчук.

"…в целях реализации воли народа Приднестровья по свободному присоединению к Российской Федерации, в контексте приоритета внешней политики по Евразийской интеграции Приднестровья постановляю: на основании итогов республиканского референдума определить основополагающим направлением внутренней политики Приднестровской Молдавской Республики приведение правовой системы Приднестровья в соответствие с федеральным законодательством Российской Федерации", — говорится в "документе".

видео дня

Власти Республики Молдова уже отреагировали на инициативу приднестровского "руководства", назвав этот "указ" недействительным, поскольку он был подписан неконституционной властью на основе незаконного референдума, проведенного на части территории Республики Молдова. Молдавские власти также считают, что этот "документ" может негативно повлиять на переговорный процесс по приднестровскому урегулированию.

Эксперты объяснили "Главреду" значение такого согласования законодательств Приднестровья и России, рассказали, будет ли это значить в некоторой степени присоединение данной территории к РФ, почему в Приднестровье только сейчас, спустя десять лет после референдума, решились на такой шаг, а также могут ли эти процессы спровоцировать столкновения или обострение конфликта в Приднестровье.

Александр Палий

Политический аналитик, эксперт-международник

Александр Палий:

Приднестровье и так сегодня является территорией, оккупированной Россией, и там правят российские марионетки. Хотя Шевчук был избран без одобрения Москвы, де-факто он — российская марионетка, поскольку Приднестровье очень зависимо от России.

Россия посредством Приднестровья шантажирует Европу: она угрожает оккупацией (формальной оккупацией), поскольку фактическая уже есть. Однако сделает ли это в итоге Россия, честно говоря, я очень сомневаюсь. Поскольку это создаст для нее дополнительные проблемы. Кроме того, этот анклав отделен от России территорией Украины. Соответственно, его будет достаточно сложно обеспечивать, не говоря уж о том, что приднестровцам придется платить российские пенсии, а они несколько больше, чем нынешние приднестровские. По сути, это — блеф: так Россия пытается создать видимость, что она может бросить вызов абсолютно всем.

Что касается нынешнего стремления привести правовую базу Приднестровья в соответствие с российским законодательством, то это не имеет значения. Поскольку в "русском мире" законы ничего не значат — гораздо большую роль там играют уголовные понятия, нежели законы.

Вряд ли эта история спровоцирует какие-то столкновения, поскольку Молдове это не нужно, она фактически согласилась на "замораживание" конфликта. Так что нет заинтересованной стороны в этих столкновениях и обострении конфликта. В Молдове уже многие смирились с тем, что Приднестровье будет реинтегрировано в нее когда-то, в очень далеком будущем, когда оно окончательно деградирует в экономическом и социальном смыслах. В Молдове с этим согласились и совершенно не заинтересованы в прекращении процесса, а этот процесс идет сам по себе. В Приднестровье раньше было 750 тысяч человек, а сейчас — 460, то есть за 25 лет почти в два раза сократилась численность населения.

Сергей Толстов

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

Почему именно сейчас в Приднестровье заговорили о приведении их правовой базы в соответствие с законодательством РФ? Сложилась благоприятная для этого ситуация — "посыпались" границы. В Приднестровье выждали какие-то время, увидели, что российская позиция не меняется, вот и осуществляют сейчас некоторые шаги на пути к интеграции в Россию, в первую очередь, учитывая те изменения, которые произошли за последние два года. Это первый шаг по выполнению результатов референдума в Приднестровье.

Евгений Шевчук финансируется Россией, но до некоторого времени он занимал умеренную позицию, даже пытался выстраивать отношения с Украиной, но договориться так и не получилось. Сейчас в Приднестровье видят, что с Украиной договориться не удастся, потому они и предпринимают шаги для того, чтобы в случае, если в Москве будет принято соответствующее решение, они смогли себя объявить анклавом РФ.

В Молдове уже "наелись" этом конфликтом. Сейчас там обсуждается два возможных сценария. Первый — нейтральная внеблоковая Молдова в нынешнем статусе, тогда приднестровский конфликт имеет значение, поскольку создает проблемы для территориальной целостности страны. Второй вариант — Молдова может отказаться от Приднестровья и начать путь по интеграции в Румынию.

При Бэсэску (экс-президент Румынии Траян Бэсэску, — Ред.)румынский вариант выглядел более реалистичным. Сейчас, при Клаусе Йоханнисе, румынская власть не рассматривает данный вопрос среди первоочередных.

Введение политико-правовой системы России в Приднестровье, конечно же, обострит все политические вопросы. Кроме того, в некоторых экономических моментах Приднестровья включено в право Молдовы. Сейчас это будет поставлено под сомнение, включая получение экспортных сертификатов для приднестровской продукции.

Поэтому, безусловно, конфликт будет обостряться. Но вряд ли это приведет на данном этапе к военной фазе. А вот политическое обострение будет довольно существенным. Опять-таки, Молдова в значительной степени зависит от российского рынка, поэтому возникнут вопросы с появлением некоторых ограничительных мер со стороны России.

По сути, это безвыходная ситуация. Безвыходная — и для Молдовы, и частично для Приднестровья (поскольку при нелояльном правительстве Украины они будут находиться в состоянии частичной блокады; хотя некоторая часть жителей Приднестровья уже имеет и молдавские, и румынские, и украинские паспорта, у многих есть и российские паспорта). Эта ситуация может разрешиться в случае смены власти или в Киеве, или в Кишиневе, поскольку смену власти в России я пока не рассматриваю как возможную ситуацию. Условный вариант смягчения данной ситуации (не вероятный, но условный) — могут быть достигнуты некоторые договоренности между Киевом и Тирасполем относительно смягчения блокады, с одной стороны, и отказа от попыток присоединиться к России, с другой. Но на сегодняшний день такой сценарий выглядит нереалистичным.

Григорий Перепелица

Профессор Киевского национального университета имени Т. Шевченко, эксперт по вопросам международной политики, доктор политических наук

Григорий Перепелица:

Такое решение Шевчука обусловлено, прежде всего, внутренними причинами — в Приднестровье приближаются выборы. Соответственно, необходимо мобилизовать электорат, чтобы победить на выборах. А все партии и лидеры эксплуатируют тему присоединения к России.

Население Приднестровья — это люди с советской ментальностью, без четкой национальной и гражданской идентичности. В плане принадлежности к государству они идентифицируют себя с Россией, поскольку их ментальность полностью совпадает с тем, какой политический режим существует в России. Они ориентируются только на Россию и тех, кто пытается воплощать их мечту. Все — как на Донбассе. Они бредят, говоря: "Путин, приди!". Потому, если будут использоваться эти лозунги, Шевчук сможет поднять свой рейтинг, который сейчас очень упал.

Сейчас Приднестровье живет за счет Молдовы, таможенных молдавских печатей и так далее. Конечно, оно хотело бы иметь лучшую перспективу, хотело бы жить, как в Москве. А это возможно только при одном условии (если возможно вообще) — когда Приднестровье станет частью РФ.

Вспомните, когда провозглашалась так называемая "независимость" Южной Осетии и Абхазии, синхронно проводились референдумы на трех непризнанных территориях (сепаратистских анклавах) по команде Кремля. И в 90-е годы по отмашке Кремля проводились референдумы в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье о государственной независимости и присоединении к России. А это — антонимы, одно другое исключает.

Сегодня, когда Путин начал восстанавливать "Великую российскую империю", в Приднестровье надеялись, что в результате этой войны Путин захватит не только Крым, но и весь юг Украины, с Одесской областью включительно. Но мы видели, что этот план захлебнулся, и сейчас надежды на то, что Россия "освободит" Одесскую область и присоединит к себе Приднестровье, становятся все более призрачными. Потому в Приднестровье и выступают с такими инициативами, чтобы признали этот анклав.

Когда в 2008 году признавали независимость Южной Осетии и Абхазии, Кремль сказал Приднестровью, что не хочет иметь второй Калининград, потому без решения вопроса с Украиной Приднестровье остается в том состоянии, в котором есть. А что значит "решение вопроса с Украиной"? Россия планировала начать войну с 2015 года, но Майдан все ускорил, и война началась в 2014 году. В результате этой войны РФ рассчитывала присоединить территорию южной части Украины, а Приднестровье включить в состав этой, уже российской, территории. Развяжет ли Путин широкомасштабную войну против Украины, в результате которой весь наш юг будет отрезан и присоединен вместе с Приднестровьем к России по примеру Крыма — этот сценарий уж очень ненадежный. Потому они в инициативном порядке пытаются добиться того, чтобы Россия присоединила их анклав.

Но мотивы России такие же, как были в 2008 году. Пока она не свергнет государственный суверенитет Украины, Приднестровье будет оставаться в "кармане" Украины. У нас существует олигархически-клептократический режим, а этот режим интересует, прежде всего, то, как организовать контрабанду с Приднестровьем. Кстати, модель этой контрабанды сейчас перенесена на Донбасс, на оккупированную территорию. На востоке Украины реализовывается та же модели контрабанды, что существует в Приднестровье с 90-х годов. Украине была выгодна такая "серая зона", через которую текла контрабанда и нелегальные поставки чего угодно. И силовые органы тоже были заинтересованы в этом.

Но когда вспыхнула война, стало понятно, что есть непосредственная угроза со стороны Приднестровья, поскольку там находятся войска. Тогда начали укреплять границу и более прохладно относиться к контрабандным схемам.

Что будет дальше с Приднестровьем? Все зависит от того, сохранится ли этот режим в Украине. Если нет — тогда Тирасполь ожидает коллапс, потому что, с точки зрения национальных интересов Украины, важно просто ввести блокаду Приднестровья, поскольку для нас это представляет непосредственную военную угрозу.

Приднестровские власти "имели в виду" все реакции и заявления молдавских властей. Молдова сегодня реализовывает такую же модель, которая нам предлагается Минскими договоренностями — обеспечить экономическое и социальное существование оккупированных территорий, обеспечить жизнедеятельность самопровозглашенных "республик". Именно это больше 20 лет делает Молдова с Приднестровьем — она просто содержит его государственность, надеясь, что в какой-то отдаленной перспективе оно вернется в состав Молдовы. Никуда оно не вернется, потому что вырастает новое поколение людей, а приднестровский режим ведет антимолдавскую пропаганду и насаждает пророссийскую идеологию. В результате вырастает поколение, которое просто не представляет себя вне России, поколение с такой же авторитарной, совково-российской ментальностью. Они точно никогда не соберутся вернуться в Молдову. Молдова фактически дотирует социальную сферу приднестровцев, платит пенсии, не отказалась от своих обязательств (кстати, как и Украина, именно такая модель сейчас внедряется нашей властью относительно Донбасса). Эта схема не нова.

Если мы примем молдавский вариант, мы фактически будем содержать "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, которые будут вооружаться Россией, на их территории будет стоять российская армия, которая и дальше будет убивать наших военных и дестабилизировать ситуацию в Украине. В отличие от Приднестровья, где сработали договоренности, и боевые действия прекратились, были введены миротворцы.

Пока у нас в стране существует олигархически-клептократический режим, главным является не интерес национальной безопасности, а интерес получения теневых прибылей. Когда бизнес находится на самых высших должностях во власти, его персональные интересы (получение прибыли) становятся превыше всего. Приднестровье — это чистая прибыль, как и Крым, как и оккупированные территории Донбасса, потому что контрабанда никем не контролируется, налоги государству платить не приходится, зато идет в офшоры и дает налом колоссальные доходы. Если этот режим не будет сменен, то позиция Украины относительно Крыма, Донбасса и Приднестровья будет оставаться такой, какою есть сегодня.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять