Парламентская ассамблея Совета Европы должна сделать все необходимое для того, чтобы в пленарный зал вернулась российская делегация, ранее отстраненная от участия в ПАСЕ. На этом настаивает президент ПАСЕ Педро Аграмунт. По его словам, отсутствие России на ассамблее "не идет на пользу ни России, ни ПАСЕ, ни одной из других 46 стран".
"Вы знаете, что я предпринял шаги для восстановления отношений с РФ. Я делал это открыто, уведомляя об этом руководителей групп. Я часто видел, что некоторые группы препятствуют диалогу, но мы должны идти вперед. Исключение любого из наших обсуждений не помогает на пути к прогрессу", — отметил Аграмунт, добавив, что будет и дальше работать над возвращением России, а также призвав других политиков его поддержать в этом.
Эти заявления возмутили первого заместителя председателя Верховной Рады, члена украинской делегации в ПАСЕ Ирину Геращенко.
"Президент ПАСЕ Аграмунт во вступительном слове на осенней сессии даже не пытается скрыть, что частые поездки в Москву дали о себе знать. Он публично жалуется, что отсутствие России в ПАСЕ не идет на пользу ни РФ, ни ПАСЕ, ни другим 46 странам-участникам ассамблеи. (Зачем расписываться за все делегации? Судя по изменению риторики Аграмунта, его общение с российским фашиствующим режимом, наоборот, вредит репутации этого когда-то демократического испанца и не идет ему на пользу.) Аграмунт делает какие-то странные намеки на то, что "некоторые группы мешают ведению диалога с РФ, и что они не должны мешать ведению диалога". (Интересно, какие группы он имеет в виду?)", — пишет Геращенко в Facebook.
При этом Ирина Геращенко подчеркнула, что Аграмунт ни разу не вспомнил о Донбассе и даже не упомянул о приверженности Минским соглашениям. "Ни единого слова, какая же это страна нарушила территориальную целостность Украины и украла Крым. Стыдно. Мы будем противостоять попыткам заболтать ценности СЕ и ПАСЕ. Не дадим забыть европейским коллегам, что РФ является страной, которая поддерживает терроризм: в Сирии, на оккупированном Донбассе, откуда сбили МН-17. И как можно вести диалог с пособниками террористов. Вопрос не к Аграмунту, с ним все понятно. А к ассамблее", — добавила она.
Кроме того, украинская делегация заявила о возможном демарше в случае возвращения России в ПАСЕ. "И мы можем быть не одни, кто совершит демарш. Есть довольно известные политики, которые нам сообщили, что не хотят оставаться в ассамблее при таких условиях", — заявил председатель украинской делегации Владимир Арьев.
Напомним, что еще в 2014 году ПАСЕ приняла резолюцию, согласно которой Россию до конца года лишили права голоса в организации, а при обсуждении документа была принята поправка, предусматривающая исключение представителей РФ из всех руководящих органов ПАСЕ. Затем ПАСЕ просто продлевала санкции против российской делегации.
Эксперты рассказали "Главреду", почему президент ПАСЕ так заинтересован в возвращении России, как отразится возобновление работы российской делегации (если это все-таки произойдет) на деятельности ПАСЕ, а также какие последствия это может иметь для Украины.
Политтехнолог, директор компании Berta Communications, сооснователь Украинского института будущего
Прежде всего, следует говорить о том, что возвращение России в пленарный зал будет значить для ПАСЕ. Украина уже два с половиной года одна борется с РФ. От Запада она получает немного дипломатической и военной помощи (но исключительно нелетальным вооружением) в противостоянии с Российской Федерацией. Поэтому для Украины возвращение российской делегации в ПАСЕ ничем не обернется. Но для ПАСЕ это обернется огромный позором, особенно в свете того, что украинская делегация привезет и покажет Жемчугова (лишившегося рук и зрения волонтера Владимира Жемчугова, находившегося в плену боевиков почти год. — Ред.) и Афанасьева (политзаключенного Геннадия Афанасьева, который получил 7 лет тюрьмы по делу "крымских террористов", но был помилован. — Ред.), которых пытали российские спецслужбы, российские наемники, в свете того, что корреспондент, который работал в сердце Европейского Союза — в Париже, Роман Сущенко был задержан по сфальсифицированным обвинениям в шпионаже, и ему сегодня грозит свыше 20 лет тюрьмы. Из простого журналиста сегодня лепят Джеймса Бонда в самых худших традициях сталинских спецслужб. Так что это больше проблема ПАСЕ.
Украина делает все, что может — доносит правду и борется с пропагандой, на которую Россия ежегодно выделяет бюджет размером свыше миллиарда долларов.
Если ПАСЕ вернет Россию, это будет говорить о том, что Европа сегодня выбирает вместо ценностей, которыми она всегда славилась, прагматизм. И она готова, посмотрев в глаза Жемчугову и Афанасьеву — жертвам российских спецслужб, закрыть глаза на пытки и ведение судебных процессов в стиле сталинского прокурора Вышинского. Поэтому это проблема Европы, которая для себя должна решить, что для нее важнее — деньги, дружба с Россией и business as usual или все-таки ценности.
Что касается позиции президента ПАСЕ, то Ирина Геращенко написала, что в последнее время он довольно часто ездил в Москву, фактически, как на работу и активно общался с российским руководством. Мы не знаем, какие "аргументы" привела российская сторона, но, наверное, эти "аргументы" были очень убедительными… Поэтому Аграмунт так безоговорочно сейчас выступает против позиции большинства депутатов ПАСЕ. Ведь все-таки глава ПАСЕ должен высказывать мнение большинства, а не личное. Когда крупнейшая фракция "Народной партии" выступает против, сегодня (10 октября, — Ред.) она единогласно отвергла российские предложения по смене политики ПАСЕ, на которых настаивала российская делегация, главе ПАСЕ следует прислушиваться и быть спикером, который балансирует и учитывает позицию всех депутатов без исключения, а не только позицию путинских лоббистов, которых и так хватает в ПАСЕ.
В последнее время ситуация играет против России, ведь она нарушает все ценности, и сегодня в ее адрес звучат обвинения в совершении военных преступлений. К тому же украинская сторона привезет и наглядно покажет ПАСЕ украинских пленных — все это будет играть против России. Поэтому я думаю, что России будет сложно вернуться в ПАСЕ. Я убежден, что сейчас не хватит голосов для того, чтобы вернуть полномочия российской делегации.
Политический аналитик
Президент ПАСЕ пока что действует самостоятельно, не зависимо от большинства в парламентском зале ПАСЕ и комитетов. Как будет дальше — посмотрим. Почему он так действует? Всегда, если есть общение с россиянами, сохраняется угроза, что они это каким-то образом используют в своих целях. Нет никаких оснований сейчас, после военных преступлений, которые Россия совершила в Украине и продолжает совершать сейчас в Сирии, после отчета о причинах крушения малазийского "Боинга", возвращать Россию в ПАСЕ. Возвращать агрессора — это тоже самое, что пригласить Гитлера в ПАСЕ. То есть сотрудничество организации, которая занимается правами человека, с Россией, страной-агрессором, было бы сейчас полнейшим абсурдом.
Россияне же используют ПАСЕ как средство для налаживания контактов с Западом, чтобы возобновить свое влияние на него.
Но зачем это самому главе ПАСЕ, мне сложно сказать. Нельзя исключать, в том числе, и подкуп, его материальную заинтересованность, ведь Европа довольно коррумпирована. Однако, возможно, Аграмунт является выразителем определенных европейских настроений. То есть нет примитивного подкупа, а он просто выражает настроения людей, которые хотят возобновить диалог с Россией. Особенно странно наблюдать за этим в то время, когда президент Франции не хочет принимать у себя Путина из-за бомбардировок Алеппо, из-за которых настроения в Европе совершенно другие. Поэтому все это выглядит как частное мнение одного человека, весьма влиятельного, однако не представляющего большинство ПАСЕ. По крайней мере, пока что.
Если россияне вернутся в пленарный зал ПАСЕ, это будет скандал. У меня складывается впечатление, что многим в ПАСЕ просто нечем заняться, а они обязаны заниматься защитой прав человека. Безусловно, им скучно заниматься защитой прав людей в Европе (в Чехии или Швеции) — им хочется заниматься более серьезными вещами. Так что, возможно, от скуки они и предлагают россиянам вернуться в ПАСЕ. Однако это плохая идея.
Россия будет и сама пытаться вернуться. Но результат будет один — скандал. Ведь сейчас всюду, где только можно, Россию будут тыкать носом в происходящее в Алеппо, будут вспоминать ей и сбитый "Боинг", и украинские дела.
Украина же в этой ситуации должна будет усвоить, что в Европе есть немало таких типов, которые хотят наладить отношения с Россией. Но они не отвечают духу времени. Сейчас, по сути, начинается вторая "холодная война" и, чтобы ее выдержать, победить в ней, нужно иметь хребет. А кое-кто в данной ситуации хочет быть желеобразным в надежде на то, что происходящее их не зацепит. Кроме того, всюду есть люди, которые хотят наживаться на бизнесе в Европе. Однако это будет делать сложно, потому что ключевой европейский локомотив — это Германия, и под руководством Меркель никаких нюансов в этом вопросе не будет.
Возвращение России нанесло бы серьезный имиджевый вред ПАСЕ. Повторюсь, это то же самое, что пригласить Гитлера или Ким Чин Ына.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Прежде всего, хочу отметить, что это не мнение ПАСЕ, а мнение ее президента. Позицию ПАСЕ еще предстоит заслушать и узнать.
Такие заявления президента ПАСЕ отражают одно из течений в этой организации — соглашательское, умеренное. Идея данного течения сводится к тому, что нельзя изолировать Россию, поскольку если ее изолировать, то не будет никаких механизмов влияния на нее. Когда же РФ находится в рамках ПАСЕ, якобы сохраняется инструмент давления и маневр. А когда она в изоляции, то совершенно невозможно на нее давить.
Есть еще одно течение, которое до сих пор было в подавляющем большинстве. Его представители считают, что Россию следует изолировать, поскольку она является нарушителем международного права и законов.
Однако президент ПАСЕ представляет умеренное течение, о чем, в частности, свидетельствует и его заявление. Это отнюдь не значит, что он поддерживает действия России. Просто именно так он видит стратегию внешней политики своей организации.
Украина должна будет учитывать, что в ПАСЕ есть такая соглашательская позиция, и она не нова для европейских политиков, она имеет давнюю традицию и имела негативные последствия для Европы, для ее истории. Думаю, что украинская делегация будет рассматривать разные варианты действия в случае возвращения в ПАСЕ российской делегации, вплоть до временного выхода из этой организации, прекращения работы с ней. Чтобы впоследствии уже ПАСЕ искало варианты, каким образом привлекать Украину к работе в этой организации. Пусть они уже тогда ищут и думают.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред