Россия и Беларусь запланировали на грядущий 2017 год весьма богатую программу мероприятий в рамках военного сотрудничества. Так, еще в начале ноября в Минске состоялось заседание совместной Коллегии министерств обороны этих государств. Подводя его итоги, министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил об утверждённом Плане сотрудничества на следующий год, который включает в себя более 130 мероприятий. Среди них — совместные стратегические учения "Запад-2017". Практические действия войск будут отрабатываться в сентябре 2017 года на нескольких полигонах России и Беларуси.
"При разработке замысла и сценария учения будет учтена ситуация, связанная с усилением активности НАТО вблизи границ Союзного государства", — подчеркнул Шойгу, добавив, что оно станет главным мероприятием совместной подготовки вооружённых сил двух стран в 2017 году.
Кроме того, как сообщал министр обороны Беларуси Андрей Равков, в 2016 году государства заключили более 20 контрактов на поставку и модернизацию военной техники, а ещё несколько десятков соглашений находятся на стадии согласования.
Также стало известно, что Вооруженные силы России в 2017 году намерены резко увеличить объёмы перевозок в Беларусь по железной дороге, о чём свидетельствуют данные тендера по перевозкам для нужд МО РФ. Так, министерство заказало для перевозок в Беларусь 4162 вагона, что в 33 раза больше, чем в 2015 году, и в 83 раза больше, чем в 2016-м. В Кремле утверждают, что тендер связан лишь с запланированными белорусско-российскими учениями "Запад-2017".
Однако опрошенные "Главредом" эксперты видят в этих действиях нечто большее, чем просто подготовку к учениям. Зачем Россия намеревается перебросить силы в Беларусь? К чему она может готовиться таким образом? Создают ли такие действия на территории Беларуси какие-либо угрозы для Украины? Об этом — в комментариях военных экспертов.
Генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ
Следует помнить, что у Беларуси и России — общая оборонная программа. С некоторыми странами бывшего Советского Союза РФ создала оборонный блок, и стратегия этого блока во главе с Россией, в первую очередь, направлена на создание противовеса тем действиям, которые предпринимает НАТО. В результате под видом обеспечения собственной защиты и повышения своей обороноспособности Россия пытается запугивать, оказывать давление и шантажировать страны Евросоюза, которые страшно её боятся. А в первую очередь это направлено против Польши, то есть это делается для того, чтобы давить на Польшу и запугивать её. Думаю, что именно поляки наиболее остро будут реагировать на такие шаги РФ и в ответ будут повышать собственную обороноспособность.
Как я не раз уже говорил, в российской военной доктрине реагирование на усиление и расширение НАТО является задачей №1 для российской власти в сфере обороны.
Для Украины это также тревожный сигнал, потому что, несмотря на риторику Беларуси о её независимой от России политике, в том числе военной, всё-таки, в случае принятия решения про использование войск Путин не будет спрашивать у Лукашенко разрешения. Если решение об использовании войск, расположенных в Беларуси, будет принято в Кремле, то никто не будет обращать внимание на позицию Лукашенко. Поэтому успокаивающая риторика Лукашенко не должна усыплять бдительность Украины. Украина должна понимать, что, как только наращивается военный контингент в Беларуси, это автоматически нависает "Дамокловым мечом" над Украиной, создаёт угрозу для нас. Потому мы должны предпринять все необходимые шаги для защиты своих северных границ.
Военный эксперт, экс-заместитель начальника Генштаба Вооружённых Сил Украины
Планы по военному сотрудничеству России и Беларуси на 2017 год — это очень серьёзный сигнал. За август-сентябрь этого года россияне мобилизовались, создали ударную группировку на юго-востоке, задействовав при этом три округа, Северный флот с ядерными ракетами, ВДВ, Воздушно-космические силы. Иными словами, Россия сделала всё, что необходимо для формирования мощной ударной группировки. Причём сделала она это якобы в качестве проверки собственных сил. Говорилось, что в учениях были задействованы 12 тысяч военнослужащих, а на самом деле их было намного больше. Группировка была создана на 20 тысяч — этого достаточно для того, чтобы начать широкомасштабную войну против Украины. В общем, они "потренировались".
Если посмотреть на карту, то становится понятно, что идея Кремля заключается в том, чтобы с севера до Молдовы и Приднестровья охватить "подковой" границу с Украиной и при необходимости задействовать стянутые силы. Как в спектакле — если на сцене висит ружье, то в каком-то из актов оно должно будет выстрелить. Так что Путин создаёт угрозу и давление на Украину, а также страны, которые её поддерживают. Он демонстрирует силу и мощь.
Что касается наращивания сил в Беларуси, то это может делаться и ради учений. А, кроме того, если Кремлю понадобится, то, не спросив у Лукашенко, эти силы пройдут из Беларуси, через Черниговскую область прямо на Киев. Ведь есть один из сценариев, который предполагает, что главное — захватить столицу Украины, а всё остальное рассыплется само по себе. В этом для нас кроется опасность действий России в Беларуси, опасность подготовки к реализации таких сценариев.
Украина, её силовые структуры в данной ситуации должны прорабатывать и готовить соответствующие контрмеры и контртренировки. Для этого нужны средства, потому бюджет Министерства обороны следует увеличивать, выделяя на оборону не 2,5% ВВП, как это делается уже третий год подряд, а 3%, как это записано в Стратегии национальной безопасности. Например, Грузия в аналогичной ситуации выделяла на оборону 7%, а у нас во время войны который год выделяется всего 2,5% — это неправильно. При этом в нашем стратегическом документе всё просчитано правильно — должно быть не меньше 3% ВВП. Ведь если не будет выполнена функция, которая возложена на Министерство обороны и Вооружённые Силы Украины, то всё остальное рухнет — и реформирование милиции-полиции, и Национальной гвардии, и остальных силовых структур. Раз так, нужно чётко расставить приоритеты и продумать обеспечение, чтобы Украина смогла противостоять, в том числе, этой угрозе с севера, со стороны Беларуси.
Что зависит от Лукашенко в данной ситуации? Он — старый опытный политик, он будет играть, спекулировать, заигрывать… Но Россия все равно доминирует и при необходимости, добьется того, что ей нужно.
Экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Украины
Напомню, что Россия и Беларусь ранее заявляли о создании Союзного государства, что предусматривает общую систему безопасности и обороны, помимо сотрудничества в экономической, политической, дипломатической и других сферах. Они — члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и у них общая модель обороны. Это, в свою очередь, и предусматривает наращивание контингента и обновление вооружения всех участников договора, учитывая угрозы НАТО и усиление его сил в Прибалтике и Восточной Европе. Россия это рассматривает как реальную военную и политическую угрозу со стороны ЕС и организаций, подконтрольных НАТО. Исходя из этих соображений, пересмотрена модель обеспечения безопасности, особенно в тех регионах, где, по мнению России, больше всего угроз на западном направлении (а это и есть территория Беларуси). Поэтому на территории Беларуси Россия и расширяет военный контингент, обновляет военную и боевую техника, определяя возможные театры военных действий.
Беларусь этому не сопротивляется. Лукашенко заявлял, что готов к миротворческим действиям в отношении Украины и стран Европы. Однако пока что, даже при очень большом желании, Лукашенко не может заявить о том, что российские войска и базы не будут размещаться на белорусской территории. В некоторой степени он страхуется на случай того, если у Беларуси возникнут проблемы с западными странами, а ситуация усложнится. Поэтому Лукашенко идёт на эти соглашения и их реализацию.
Хотя, следует отметить, параллельно "бацька" инициирует перезагрузку "минского процесса" по урегулированию отношений между Западом и Востоком. Но такой голос звучит только в отдельных случаях, да и то крайне слабо. На практике идёт реализация стратегических договорённостей, где определены угрозы со стороны НАТО. Поэтому расширяется зона безопасности и зона расположения контингентов — не только белорусских, но и российских.
Нынешнее накопление сил в Беларуси пока что не представляет для нас угрозы, поскольку стратегически наступление на Украину не предусматривается. Хотя разного рода провокации продолжаются, чтобы, таким образом, оказывать давление на Украину, чтобы та согласилась на выполнение Минских соглашений по российскому сценарию. Беларусь в данной ситуации по отношению к Украине ведёт себя сдержанно, помня о близких соседских отношениях, а также экономическом, политическом и гуманитарном сотрудничестве. Поэтому Лукашенко против любых сценариев, которые предусматривают проведение войск через Беларусь. Он уже говорил, что не позволит перемещение войск по территории Беларуси, а тем более, нападений с ее территории. С другой стороны, если с территории Украины в сторону Беларуси будут передвигаться беженцы или какие-то радикальные силы, он готов задействовать силовые структуры и прибегнуть к помощи России, чтобы перекрыть границу. По словам Лукашенко, в период таких нестандартных ситуаций и радикализации ситуации на границе Украины и Беларуси стянутые силы как раз и могут быть задействованы. В этом и кроется угроза для нас. Но это — крайний случай. Пока, по нашим оперативным данным, такой сценарий не планируется. Хотя теоретически в России звучат разные идеи, в том числе относительно продвижения на территорию Украины через Беларусь, но это пока только замыслы, планы, которые не являются реальной перспективой.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред