Признание Голодомора геноцидом: что даст Украине поддержка других стран?

9 декабря 2016, 09:38обновлено 3 августа 2018, 01:22
Некоторые государства не торопятся признавать Голодомор в Украине геноцидом, опасаясь вступать в идеологический конфликт с Россией, считают историки.

 / president.gov.ua

Украина просит мир признать Голодомор 1932-33 годов геноцидом украинского народа. Соответствующее постановление с обращением к мировому сообществу Верховная Рада приняла голосами 233 депутатов 7 декабря. Авторами документа выступили Николай Княжицкий, Анна Гопко и Виктория Сюмар.

В те времена руководство СССР блокировало любую информацию о реальной ситуации в Украине, сознательно дезориентируя мировую общественность, говорится в тексте.

видео дня

"Некоторые иностранные журналисты, которые побывали в окруженной железным занавесом и охваченной голодом Украине, сумели своими публикациями донести миру правду о преступлении убийства миллионов людей. Мы их сегодня называем Людьми правды", — отмечается в заявлении.

При этом авторы документа подчеркнули, что Россия как агрессор снова выстраивает стену пропаганды, чтобы скрыть свои преступления. Потому сегодня, как и 85 лет назад Украина нуждается в правдивой информации, чтобы мировое сообщество знало о происходящем.

Следует отметить, что на сегодняшний день Голодомор 1932-33 годов в Украине признали геноцидом более 20 государств. Среди них Австралия, Венгрия, Грузия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Мексика, Польша, США, Эстония и ряд других стран.

Эксперты рассказали "Главреду", какие страны могут откликнуться на призыв Верховной Рады и дополнить список признавших Голодомор геноцидом, а какие — точно на это не пойдут и почему, что даст Украине это признание большим количеством стран, каково его значение — и практическое, и символическое, а также почему именно сейчас украинский парламент взялся за этот вопрос.

Александр Палий

Историк, политический аналитик

Александр Палий:

Следует понимать, что те страны, которые признают Голодомор 1932-1933 годов геноцидом, входят в жесткий конфликт с Россией. По этой причине далеко не все они готовы на этот шаг. И даже те государства, которые поддерживают Украину, не хотят вступать в столь жесткий идеологический конфликт с РФ. Но, как мы видим, некоторые государства пошли на это, за что мы им очень благодарны. Это значит "называть вещи своими именами".

Для Украины важно то, что в тех странах, которые примут решение признать Голодомор геноцидом, можно будет, используя механизмы государств и апеллируя к их признанию, больше внимания уделять этой теме, проводить больше соответствующих мероприятий, чтобы почтить память жертв Голодомора.

Но главное — чтобы сами понимали, чем был Голодомор. А он был попыткой уничтожить украинский народ, использовать для империи все его ресурсы, иными словами, просто сожрать народ. Почему они этого так и не сделали? Потому что приближалась война, и были нужны трудовые ресурсы. А так, в принципе, СССР был настроен геноцидно, на уничтожение народа. Сам Сталин, как писал Черчилль, признавал, что человеческие потери тогда составили около 10 миллионов человек.

Думаю, что рано или поздно все страны откликнутся на этот призыв украинского парламента и признают Голодомор геноцидом. Это произойдет, когда все соответствующие преступления будут на поверхности, и Россия ослабнет. Однако не надо считать это формальное признание Голодомора геноцидом большим достижением. По большому счету, для Украины это будет мало что значить, кроме того, что мы будем восхищаться смелостью той или иной страны. Но нам важнее самим осознать, что произошло в тот период истории нашей страны. Уверен, что, когда будут судить российский империализм, к этому процессу присоединятся все страны.

Думаю, что парламент принял такое решение к очередной годовщине Голодомора. Кстати, не так много депутатов проголосовали за это решение, объясняя это тем, что они, мол, "не могут голосовать ни за что", что у них "есть свои принципиальные вопросы". Так что парламент сработал по этому вопросу, но без должного единодушия.

Константин Бондаренко

Директор Института украинской политики, историк

Константин Бондаренко:

Практическое значение признания мировым сообществом Голодомора геноцидом для Украины — минимальное. Для пострадавшей страны и пострадавшего народа более важен моральный аспект. О практической пользе тут сложно говорить.

В данной ситуации тот, кто поднимает вопрос о признании Голодомора геноцидом, очевидно, добивается того, чтобы виновной в этом геноциде была признана Россия, которая является наибольшей из республик Советского Союза. Соответственно, приверженцы концепции геноцида считают, что вопрос геноцида нужно рассматривать как свидетельство того, что украинцы в Советском Союзе были порабощенной гонимой нацией. Хотя, я думаю, что это не так — украинцы были второй по значимости нацией, а Голодомор случился не только в Украине, но и на территории России и Казахстана (тут было уничтожено даже больше людей, чем в Украине — из четырех миллионов населения осталось немного больше миллиона после Голодомора).

Поддержали бы такую позицию и откликнулись бы на призыв украинского парламента те государства, которые ориентируются на политику США или на стратегическое партнерство с Украиной. И, очевидно, что эту идею не будут поддерживать те государства, которые ориентированы на Россию, понимая, что, в первую очередь, все это — выпад против России. Потому не думаю, что сейчас этот процесс признания Голодомора геноцидом будет массовым.

Сейчас сложно назвать конкретные страны, которые пойдут на такое признание. Но на память приходит известная шутка: Виктор Ющенко начнет переговоры с сомалийскими пиратами только в том случае, если сомалийские пираты признают Голодомор геноцидом.

Почему именно сейчас поднимается данный вопрос? Чтобы показать хоть какую-то свою работу Верховная Рада вытаскивает то дело Новинского, то вопрос Голодомора... А все остальные, действительно важные вопросы Рада сегодня решить не в состоянии.

Станислав Кульчицкий

Профессор, доктор исторических наук, заведующий отделом истории Украины 20-30 годов ХХ века Института истории Украины Национальной академии наук Украины

Станислав Кульчицкий:

Сейчас, например, вопрос о признании Голодомора в Украине геноцидом вынесен на рассмотрение израильского Кнессета. Но я не уверен, что Кнессет примет положительное решение.

Основная причина того, что страны не торопятся признавать Голодомор геноцидом, — это отношение России. А она категорически отрицает, что в Украине был Голодомор как следствие террора голодом. Россия настаивает, что голод был общесоюзным и был вызван хлебозаготовками, то есть чисто экономическими причинами, а не являлся террором. История современной России основывается на советской истории.

Но теперь появилась надежда, сегодня — через десять лет после нашей первой провальной попытки, которая в 2008 году была предпринята правительством при Ющенко. Тогда активно разворачивались мероприятия на международной арене, нацеленные на то, чтобы Голодомор был признан геноцидом. Но тогда ничего не получилось, прежде всего, из-за позиции России. Однако за последние годы международный авторитет России очень упал. Но надеяться на успешность наших усилий только благодаря этому не стоит. Провал наших усилий может быть связан с интерпретацией Голодомора как геноцида. К сожалению, у нас в журналистике, в широких кругах, в некоторой степени и в науке довольно много нагромождено мифов, которые не позволяют осознать, что Голодомор стал результатом не хлебозаготовок, как, например, голод 1921-23 годов или голод 1946-47 годов, а вполне осмысленного и целенаправленного террора голодом, когда после изъятия всех запасов хлеба в 1932 году Сталин пошел на то, чтобы в январе и феврале 1933 года лишить сельских жителей всего продовольствия, окружить их информационной и физической блокадой. Таким образом, большая доля сельского населения Украины просто-напросто вымерла от голода, пока не появился новый урожай 1933 года. Доказать, что Голодомор был геноцидом — это задача для ученых, которые, собственно говоря, свою часть работы уже сделали. Теперь важно, чтобы наши СМИ поспособствовали тому, чтобы народ осознал то, что Голодомор является геноцидом.

Кстати, согласно некоторым соцопросам, за последний год существенно уменьшилось количество украинцев, которые считают, что Голодомор был геноцидом. Но даже те, кто таки полагает, что это был геноцид, скорее, основываются на надежде, что это действительно так — без осмысления и знания конкретных фактов.

Нельзя называть наш Голодомор "украинским холокостом". Украинцев во времена Сталина не преследовали так, как преследовали евреев в гитлеровской Германии — где находили, там и убивали. Тут был совершенно другой механизм уничтожения миллионов людей. Именно это нужно объяснить населению.

Кроме того, есть мифы, которые связаны с количеством жертв Голодомора. До сих пор не все знают, сколько людей тогда погибло. Хотя демографы дают более-менее точную цифру в разрезе Украины и ее регионов. Также сейчас они готовят материалы по разным регионам Советского Союза, чтобы мы смогли наглядно увидеть, где именно были наиболее массовые потери населения. В Украине тоже был общесоюзный голод, но только в 1932 году. В 1933 году всесоюзный голод был в преимущественном большинстве регионов России, но в Украине уже на тот момент был Голодомор. Точно так же Голодомор был и в Казахстане, но причиной тому были действия не террористического порядка, однако все это привело к большим потерям казахов по сравнению с украинцами.

Если страны мира отреагируют на призыв Верховной Рады, то и в украинском обществе будет стопроцентное понимание того исторического периода. А это очень важно.

Наше общество, как говорил Джеймс Мейс, "постгеноцидное". И украинское общество остается "постгеноцидным" сегодня, спустя 85 лет после этого трагического периода в истории украинского народа. Наши люди до сих пор не знают, что с ними случилось, не знают судеб своих дедушек и бабушек, которые умерли от голода. Это значит, что наша национальная память сегодня является очень неполной и некорректной, что отражается на нашей самоидентификации, на нашем отношении к самим себе и окружающим народам, на нашей уверенности в завтрашнем дне. Нужно понимать, что в современном украинском обществе два поколения — советские, а лишь одно — майданное поколение — является постсоветским, и оно уже не полагается на государство, а полагается на себя. У нас уже практически появилось гражданское общество, которого не было в советские времена. Таким образом, наше общество постепенно перестает быть "постгеноцидным". И это важно.

Признание Голодомора геноцидом другими странами даст понимание того, что Украина является большим государством, с большим населением, с большой территорией. Ведь до сих пор много людей в мире путают Украину и Россию, не "отрывая" ее от России. А это весьма небезопасно.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять