Неуловимый безвиз: сколько еще Евросоюз будет "кормить завтраками" Украину?

14 декабря 2016, 15:26обновлено 3 августа 2018, 01:22
2212
Эксперты рассказали, есть ли у европейцев объективные причины откладывать вопрос по либерализации визового режима с Украиной.

 / ZN.UA

В который раз Евросоюз откладывает рассмотрение вопроса по безвизу с Украиной, на этот раз — уже до следующего года. Так, Европейский парламент теперь планирует рассмотреть вопрос об отмене краткосрочных виз для граждан Украины в первом чтении 1 февраля 2017 года.

Ранее предполагалось, что рассмотрение вопроса об украинском безвизе состоится 18 января 2017-го, такая информация была до недавнего времени опубликована на сайте Европарламента. Однако, как мы видим, европейцы вновь передумали и отложили решение вопроса по Украине.

видео дня

Также весьма тревожными на этом фоне выглядит сообщение о том, что ЕС склоняется поддержать требования Нидерландов относительно Соглашения об ассоциации с Украиной. Причем даже если это не удовлетворит союзников Украины в Восточной Европе. Об этом говорит агентство Reuters, ссылаясь на европейских дипломатов.

Проект документа, подготовленного Нидерландами для обсуждения странами Евросоюза на саммите 15 декабря, например, "не содержит обязательств для ЕС и стран-членов по обеспечению гарантий коллективной безопасности или другой военной помощи или содействия Украине". Также в документе говорится, что гражданам Украины не предоставляется "право проживать и свободно работать в ЕС", а также соглашение "не предусматривает дополнительной финансовой поддержки" Украины со стороны ЕС.

Следует отметить, что речь идет не об изменении текста Соглашения об ассоциации, а об отдельном документе, который должен носить обязательный характер. Если страны ЕС согласятся на условия Нидерландов, премьер Марк Рютте не станет предлагать парламенту отказаться от ратификации украинского соглашения.

Эксперты рассказали "Главреду", с чем связан очередной перенос рассмотрения вопроса об украинском безвизе, есть ли на то объективные причины, насколько на эту ситуацию влияет позиция Нидерландов, а также сколько европейцы будут "кормить завтраками" Украину относительно безвиза.

Павел Рудяков

Директор информационно-политического центра "Перспектива"

Павел Рудяков:

Очередной перенос рассмотрения Европейским Парламентом украинского безвиза на февраль — вполне логичный шаг. Общеевропейские структуры откладывают окончательное решение, и даже на каких-то промежуточных этапах возникают пролонгации. Сейчас — один из таких моментов. Нынешняя очередная отсрочка даты рассмотрения данного вопроса вполне укладывается в логику европейского подхода, который демонстрируется, как минимум, с лета.

Так что нет ничего удивительного. Просто у нас в СМИ и на уровне органов государственного управления, в том числе в Администрации президента, подогревался интерес и все время нам называли какие-то даты, мол, вот-вот, вот сейчас нам предоставят безвиз. Но все это было для нашего внутреннего потребления.

Европа же идет по своему пути, и тут нет ничего странного. Не нужно ни удивляться, ни волноваться — это просто логика процесса.

Что касается роли Нидерландов, то, безусловно, влияние нидерландского фактора есть. Но его не стоит преувеличивать. Это один из моментов, который больше раскручен в информационном пространстве — и у нас, и в Европе. Но его значение не нужно переоценивать. Ведь есть позиция европейских наднациональных структур, есть позиция европейских "тяжеловесов" — Германии, Франции, Италии. Позиция Голландии более резкая и острая в формулировках и требованиях, однако она совпадает с позицией ведущих европейских государств.

Не думаю, что это рассмотрение будет еще переноситься с февраля. Ведь европейцы, в принципе, уже достаточно отсрочили принятие решения. Это достаточный люфт — для них, а не для нас. Насколько мне известно, в Европе есть консенсус, что все-таки всё состоится 1 февраля. Конечно, если до того Украина еще чем-то не удивит окружающих настолько, что у них февраль с мартом поменяются местами. Однако потом будет пауза, и она продлится до осени 2017 года. Дай Бог, чтобы только до осени 2017 года, а не до февраля 2018-го.

Так что, по сути, голосование 1 февраля будет лишь одним из промежуточных решений, которое никак не отразится на реальном введении безвизового режима между ЕС и Украиной (а, если быть точнее, то речь идет о либерализации, смягчении визового режима для нас). И реальное решение будет отложено на ощутимо долгий срок.

Тарас Чорновил

Политический аналитика, экс-народный депутат

Тарас Чорновил:

Нидерланды не влияют на вопрос предоставления безвиза Украине. А объективных причин для откладывания принятия решения нет. Это признали уже в самом ЕС: в заявлениях лидеров стран Евросоюза подчеркивается, что вопросов к Украине нет, все пункты выполнены, с ней все в порядке, и ей не будут выдвигаться какие-то новые условия. Поэтому говорить, что безвиз откладывается по вине Украины, нельзя.

Однако включается европейская политика. Происходящее крайне неприятно для нас, поскольку очень плохо характеризует Европу. Мы же хотим ее видеть "белой и пушистой", а Европейский Союз сейчас переживает, наверное, самый худший кризис за свою историю. Вообще, вопрос — сможет ли он нормально пережить этот кризис, в своем нынешнем виде, или же он начнется сыпаться? Происходящее — это результат внутреннего противостояния в ЕС, колоссального количества евроскептиков, фобий, которые существуют в Евросоюзе, и присутствующего в Европе российского влияния.

В случае с Грузией решение о безвизе тоже долго откладывалось. Но Грузия маленькая, большой роли не играет, поэтому по ней европейцы рассмотрят вопрос уже в конце этого года. По Украине — позже. Хотя вводить безвизовый режим вроде бы будут одновременно.

Перенос рассмотрения вопроса по безвизу с Украиной на начало следующего года — это своего рода демонстративный шаг. Ранее Порошенко требовал, чтобы ЕС, хоть и затягивает процесс, сделал все в 2016 году, а не в 2017 — мол, "символически покажите, что вы выполнили свои обязательства тогда, когда обещали".

У европейских депутатов есть какой-то подсознательный страх перед масштабами и размером Украины. Вообще, раньше европейцы даже не стали бы начинать безвизовый диалог со страной, у которой есть колоссальные социальные проблемы, большое количество потенциальных мигрантов, в которой идет война, и в которой такое многочисленное население. Однако и Майданы, и стремление Украины к евроинтеграции подтолкнули европейцев сделать шаги навстречу. Они на них пошли, а сейчас вдруг испугались. Этот фактор фобий все время мешает. Хотя анализ показывает, что Украина не представляет угрозы для ЕС. Украинские беженцы массово в Европу не идут, а те, кто туда все-таки отправляется, воспринимаются Европейским Союзом как вполне адаптированные.

Известны заявления польских министров о том, что они готовы принять едва ли не миллион украинцев, потому что у них не хватает рабочих рук. Поэтому для ЕС это не цивилизационный кризис, как в ситуации с беженцами с Ближнего Востока — это, действительно, страшно для них. Но этот страх и эта идея все время создает для них проблемы и заставляет оттягивать принятие решений.

В чем суть этих затягиваний? Ищется технический способ, которым может приостанавливаться безвизовый режим с любой страной. Это технический вопрос, который почему-то привязали к Украине, причем совершенно искусственно, с нарушением норм европейского права. Они не могут из-за технических моментов блокировать все остальные, это прописано в европейских резолюциях.

К тому же, благодаря этому техническому вопросу мы узнали, откуда растут ноги. Французская оппозиция приблизительно месяц назад начала давить на правительство с требованием не рассматривать этот вопрос, пока во Франции не пройдут выборы, и пока не появится новый президент. Логики в этом — никакой. Но просматривается четкая режиссура, чтобы максимально оттянуть момент предоставления Украине безвиза и создать прецедент — Европа отвергнет Украину.

В этой ситуации сошлись фобии и психологические стопоры, которые возникают у европейских политиков, а на эту почву отлично ложатся семена российского лоббизма. То, что сейчас делают европейские чиновники, выглядит очень некрасиво, не по-европейски.

Долго все это уже не может затягиваться и откладываться. Февраль — это та черта, когда благопристойность окончательно слетит с лица европейцев. Для них это играет роль. Точка бифуркации уже наступает. "Завтраками" Украину кормить после февраля уже будет просто невозможно.

Но там уже могут состояться французские выборы, и Франция может внезапно сделать заявление-ультиматум о том, что они вообще категорически против Украины. Такой вариант возможен. И происходящее сейчас выглядит специальной попыткой дотянуть ситуацию до французских выборов.

Если во Франции победит Фийон, он не будет иметь 100% влияния на принятие решений, и он не будет тем, кто будет готов пойти на кардинальный срыв. А продолжать кормить завтраками Украину будет уже невозможно. Даже 1 февраля — это такой срок, который противоречит каким-либо нормам европейской добропорядочности.

Сергей Толстов

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

Объективных причин откладывать решение по безвизу с Украиной на сегодняшний день у Евросоюза нет. В феврале 2017 года за это должны были проголосовать в Европарламенте во втором чтении, а теперь, выходит, в феврале состоится только рассмотрение в первом чтении. Идет бюрократическое торможение процесса — то, что европейцы задействовали этот механизм, совершенно очевидно. В ЕС никто не торопится с решением и не спешит предоставить Украине безвиз.

Помимо позиции Нидерландов процесс тормозят еще и такие истории, как скандал с Онищенко. Вот европейцы и пытаются отодвигать, отсрочивать и откладывать предоставление безвизового режима Украине.

Следует также помнить, что тормозится не только процесс по безвизу для Украины. Они также отложили вопрос о продлении санкций против России. Чтобы не создавать украинскую тему в общем смысле, европейцы откладывают и вопрос по безвизу.

Что касается позиции Нидерландов, то проблема стоит чрезвычайно остро, поскольку речь идет о принятии некоторых юридически обязывающих дополнений. С одной стороны, они бы хотели урегулировать вопрос по Украине. С другой — в той форме, какую требуют Нидерланды, это создает опасный прецедент. Так, получится, что любая страна ЕС сможет выдвигать какие-то дополнительные требования к любому международному соглашению после ратификации, опираясь на этот прецедент. Европейцы стремятся не допустить широкой огласки этого, поэтому предпринимают шаги, чтобы вся украинско-российская проблематика не стала основным вопросом.

Украину европейцы еще сколько угодно смогут "кормить завтраками", обещая безвиз. У них нет никаких обязательств. Соглашения о безвизовом режиме — тоже нет. Прогноз по созданию электронной базы регистрации иностранцев — только 2019-2020 годы. Кроме того, известны и такие случаи, когда соглашение между ЕС и государством есть, но безвизового режима нет. Например, с Турцией.

Так что европейцы сделают, как захотят. В любом случае, они не хотят, чтобы украинская тема становилась главной. Это очевидно. Идет смена правительства во Франции, смена правительства в Италии — таким образом, у них своих проблем намного больше, им не до Украины, которая, по их мнению, сейчас вообще имеет дестабилизирующий характер при достижении единства в пределах ЕС по приоритетным вопросам. В Европе не хотят, чтобы дискуссия по украинским вопросам сказалась как дестабилизирующий фактор при принятии других решений.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять