Интерпол снял с розыска беглого экс-президента Виктора Януковича, его сына Александра, а также ряд других высокопоставленных чиновников прежнего режима. Как говорилось в пресс-релизе адвокатской конторы Joseph Hage Aaronson LLP, такие действия Интерпола последовали за обращением этой фирмы от имени Януковичей с требованием удалить их имена из базы розыска, поскольку "дела против них были политически мотивированными, и в них не было доказательств".
Однако искать перестали не только Януковича с наследником. Также в Интерполе было принято решение о прекращении розыска экс-министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, экс-главу АП и бывшего секретаря СНБО Андрея Клюева и других чиновников времен Януковича.
В Генпрокуратуре Украины утверждают, что решение Интерпола связано с несовершенством нашего уголовно-процессуального законодательства, о чем заявил заместитель генпрокурора Евгений Енин. "Согласно правилам Интерпола, лицо, в отношении которого не избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, не может быть объявлено в международный розыск", — объяснил Енин.
В свою очередь глава ведомства Юрий Луценко пообещал решить вопрос по розыску Януковича, Клюева и беглого нардепа Александра Онищенко. А прокурор Главной военной прокуратуры Руслан Кравченко вообще заявил, что украинские правоохранительные органы сами смогут найти сбежавшего экс-президента и Ко и доставить в Украину для отбывания наказания.
Эксперты рассказали "Главреду", почему Интерпол снял с розыска украинских высокопоставленных чиновников, было ли это результатом недоработки Украины, или же решение принималось по каким-то политическим соображениям, а также способна ли Украина разыскать и наказать беглых политиков времен Януковича без помощи Интерпола.
Юрист Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека
Интерпол убрал из розыска украинских политиков, в том числе Виктора Януковича, и по юридическим, и по политическим причинам — оба элемента присутствуют. Однако, пытаясь понять причины, почему Интерпол предпринял такой шаг, нужно задаться вопросом: а все ли сделала Украина, чтобы у Интерпола юридически не возникало сомнений и оснований убирать людей из этой базы розыска? И такие юридические причины, скорее всего, действительно есть.
Однако следует понимать, что Интерпол — это такая организация, что, если государство не в состоянии обеспечить правосудие от "А" до "Я" в своей [юридической] системе, то Интерпол не будет потакать несовершенной системе.
К тому же, если это и было политическое решение, то принималось оно исключительно для сохранения репутации этой организации и выполнения функций, возложенных на нее.
Причиной могло стать и несовершенство украинского законодательства. Например, если Интерпол задерживает человека, он передает его украинской стороне. Но если Украина не может обеспечить надлежащий судебный процесс от взятия этого человека под стражу, выбора меры пресечения до обеспечения должного судебного рассмотрения, то Интерполу в этом случае нет смысла осуществлять такой шаг.
Сможет ли Украина обойтись без помощи Интерпола в процессе поимки этих людей? Должно быть сотрудничество в юридической плоскости, то есть действия Интерпола и Украины должны дополнять друг друга, а не так, что кто-то делает работу, а кто-то — саботирует ее.
Может ли Украина найти и привлечь к ответственности этих людей без помощи Интерпола? Если да, то возникает вопрос: почему это не было сделано за три года? Нужно трезво оценивать собственные силы и возможности. Ведь речь идет о людях, которые находятся на территории Российской Федерации, где они пользуются политической защитой. Никто не позволит украинским правоохранительным органам просто так прийти на территорию России и арестовать кого-то.
Было бы намного легче и эффективнее, если бы Интерпол был задействован в поиске и привлечении к ответственности украинских политиков.
Политолог и социолог, директор Социологической службы "Украинский барометр"
Не верю разговорам о том, что "донецкие" собрали деньги и подкупили генпрокурора Луценко или еще выше — Порошенко. Скорее, сыграла свою роль очень низкая квалификация: все-таки у украинских правоохранительных органов не было опыта выдвижения требований к Интерполу. Поэтому они делают все либо очень преувеличено (как, например, в истории с Сергеем Бондарчуком — он совсем не виноват, а правоохранители потребовали у Интерпола открытия дела), либо преуменьшено.
Так что решение Интерпола убрать из розыска украинских политиков — это либо был приказ кого-то из Администрации президента, либо результат низкой квалификации (люди всю жизнь занимались правильными и нужными делами в Украине, а вот международных требований не умеют составить; они же не могут позвонить в Интерпол и сказать сделать так, а не иначе).
Второе — чисто психологическое объяснение. Оно заключается в том, что нынешние правоохранительные органы не совсем уверены в своем будущем. Отсюда их преувеличенная стыдливость при проявлении агрессии по отношению к предыдущим сотрудникам режима личной власти Януковича и самому Януковичу. Где гарантия, что следующая власть точно так же не обойдется с ними, как они с Януковичем и Ко? Поэтому они несколько стесняются преследовать бывших представителей власти. Тут нет политики. Ведь политики думают: "Кто знает, может быть, завтра будут точно так же искать главу АП Порошенко, генпрокурора или главу НАБУ?" Чувствуется психологическая неуверенность в своей правоте у наших чиновников, которые готовили материалы для Интерпола.
Ведь Интерпол — довольно жесткая организация. Ее не так-то легко подкупить или умилостивить. У нее большой опыт — около ста стран имеют дело с Интерполом, и каждая считает, что их преступники — самые лучшие в мире.
Может ли Украина все сделать без помощи Интерпола? Лишь в некоторых странах (например, в Китае и Израиле) действительно существуют такие нормы, которые позволяют их спецслужбам в добровольно-принудительном порядке возвращать крупных коррупционеров и врагов государства. Но это способны делать очень немногие страны. Я не думаю, что какая-то страна позволит на своей территории украинским спецслужбам вылавливать политических противников. Поэтому слова одного из прокуроров о том, что "мы справимся сами", — это даже не бравада. Человек просто неадекватно оценивает престиж и уважение к украинским правоохранительным органам в мире. Если приедут израильский и украинский прокурор в какую-то серьезную европейскую страну, то я уверен, что израильский или французский добьются больше украинских. Потому что мнение о наших правоохранительных органах у зарубежных организаций невысокое.
Политический аналитик, эксперт по международному праву, бывший народный депутат
Такова практика Интерпола, и в этом нет ничего особенного: когда поступает жалоба адвокатов, особенно если она поддержана одним из национальных представительств (а сильное влияние там имеет российское), Интерпол должен ее безотлагательно рассмотреть. И преимущественно (поскольку механизмов детальной проверки Интерполом фактически нет) он удовлетворяет эту жалобу и сразу же снимает человека с розыска. В таком случае стране, которая подавала этого человека в розыск, нужно срочно готовить апелляцию и обращение с объяснением.
Адвокаты Янукович обратились с жалобой о том, что дело против него носит политический характер, что с его стороны не было никаких уголовных действий, и все это — политическое преследование. В Украине такое заявление звучит как абсурд, ведь тут известно обо всех его преступлениях: хищениях, государственной измене и т.д. Однако типичный клерк Интерпола вряд ли о них знает, да и вообще вряд ли когда-либо слышал фамилию Янукович. Он лишь знает, что, во-первых, Януковича обвиняют в некоторых преступлениях, поэтому он вынужден был бежать из страны, во-вторых, до того он был президентом этой страны, где теперь новая власть хочет заполучить его. Если в такой ситуации появляется обжалование, то человека автоматически убирают из розыска.
Легко объявить кого-то в розыск, если человек обвиняется в изнасиловании, убийстве и т.д., но довольно сложно заставить Интерпол показать "красную карточку", когда должен разыскиваться человек с серьезной политической биографией. Интерпол всегда перестраховывается, и даже преступники международного уровня легко избегали объявления в розыск Интерполом.
Украина может восстановить Януковича в списке преступников — нужно лишь оперативно отреагировать на документы, поданные Интерполом украинской стороне сразу после снятия из розыска. Поскольку такие персоны, как Янукович, не являются "клиентами" Национальной полиции, при которой функционирует национальное бюро Интерпола, документы должны быть переданы в Генеральную прокуратуру Украины. И на выдвинутые аргументы должен быть предоставлен наш ответ.
Аргумент адвокатов Януковича был следующим: как можно разыскивать человека, местонахождение которого четко установлено, и о нем официально уведомили власти разыскивающей его страны? Но у Украины на это есть свои аргументы. Ведь 4 мая адвокаты Януковича сами же опровергли эту информацию: они доказывают, что Янукович не смог получить отправленную ему судебную повестку. Но судебные повестки — и это документально подтверждено — были направлены на все известные адреса Виктора Януковича курьерской почтой: на Оболонскую набережную в Киеве, в Межигорье (все это формально, но это нужно было сделать) и по адресу в Ростове, который адвокат Януковича сообщил украинскому следствию. По этому адресу в Ростове был отказ при вручении из-за отсутствия адресата. Более того, наши журналисты ездили в Ростов, общались с предположительными соседями Януковича и установили, что он там никогда не жил и не живет, то есть адрес — чисто номинальный. Так что у Украины есть подтверждение из журналистских источников и фактически подтверждение адвокатами самого же Януковича вранья о якобы установленном его реальном адресе. То есть Янукович и впредь может быть представлен как лицо, местопребывание которого не установлено. И это является достаточным ответом на этот аргумент.
Если нам будут приведены аргументы о политическом преследовании, то тут чуть сложнее. Придется предоставить более широкие материалы — в принципе, достаточно будет и тех, что давались ранее, но их придется предоставить снова, — о том, какие преступления были совершены этим человеком. История о том, как Янукович призывал ввести в Украину российские войска, для Интерпола может быть не самым лучшим аргументом. А вот данные о расхищении средств — Интерпол такие вещи любит.
Однако помимо Януковича Интерпол снял с розыска и других украинских беглых политиков. Это — скоординированное действие. Предполагаю, что материалы готовило и проталкивало одновременно российское бюро Интерпола. Это самый вероятный вариант — уж слишком организованной и слаженной получилась эта кампания.
Кроме того, отмечу, что я бы несколько поспорил с Ениным, который сказал, что такое решение Интерпола связано с несовершенством украинского законодательства. Этот момент вызывает другую проблему — из-за такого несовершенства мы не можем быстро провести судебные процессы по действиям всех этих лиц. Сейчас, с принятием изменений в Уголовно-процессуальном кодексе, которые в том числе касались заочного осуждения, немного подкорректировано законодательство. Но их с большим трудом проголосовали и провели через парламент. Если бы не было этих изменений, то даже следствие нельзя было бы провести. В таком случае дело Януковича нельзя было бы даже в суд передать. А все нынешние уловки адвокатов Януковича могут быть связаны с тем, что так и не приняты изменения в Кодексе, позволяющие провести судебные процедуры, ведь там невероятно много лазеек для защиты. Так что реально украинское законодательство дает возможность защите Януковича тянуть процесс хоть десять лет. Но может ли это каким-то образом повлиять на Интерпол? Когда у нас пройдет суд и Янукович будет осужден, Интерполу будет сложнее отказать в розыске человека, по которому уже есть приговор суда.
Так что из-за несовершенства украинского законодательства мы не можем рассчитывать на то, что процесс по делу Януковича закончится в этом году — он может растянуться года на три.
Удивляют заявления одного из прокуроров о том, что Украина сможет и без Интерпола разыскать Януковича и доставить в страну. Украинские правоохранители смогут доставить Януковича только тогда, когда его им выдадут. Они же не выкрадут его в России…
Снятие из розыска Януковича, в отличие от всех других лиц, не имеет для нас особого значения, потому что он не может покинуть Россию по многим причинам. Прежде всего, из-за того, что он является носителем очень нежелательной для Кремля информации. Например, если он попадет в руки нашего правосудия, рано или поздно он заговорит и расскажет, как написал свое обращение к Путину и Федеральному собранию с просьбой ввести войска. Очевидно, он объяснит, что написал его не по собственной инициативе. Он расскажет, как ему это продиктовали, кто над ним стоял, чем ему угрожали, или что ему при этом обещали. Понятно, что России это крайне невыгодно. Он может рассказать о роли российских представителей в провокациях и преследовании майдановцев, а потом — об их роли в ходе расстрела Майдана. Янукович расскажет, кто дал ему команду передать в распоряжение россиян Министерство внутренних дел, СБУ и еще несколько структур. Россия его точно никуда не выпустит из страны. Думаю, что он там пребывает под неформальным домашним арестом. Потому никуда он из России не денется, а Москва его и нам не выдаст, и не выпустит за пределы РФ.
А вот для розыска других лиц, о которых идет речь, для Украины критично сотрудничество с Интерполом. Им, очевидно, не очень уютно в России, и для нас было бы желательно, чтобы в тот момент, когда они попытаются где-то пересечь границу, мы могли иметь санкции Интерпола. По Клюеву и Ставицкому нам очень важно сотрудничать с Интерполом. Не скажу, что это прямо "горит", потому что в ближайшее время они вряд ли рванут в Австрию или еще куда-то. Но если они попытаются через судебные органы европейских государств разблокировать свои счета, пользуясь справкой о том, что они сняты с розыска, то тут совместная работа с Интерполом нам пригодится. Но, повторюсь, это все должно делаться в разумные сроки — не в считанные дни, а за недели надо собрать пакет документов, аргументацию и передать по всей вертикали в Интерпол.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред