Россия может прямо вторгнуться в Украину в случае введения очередных серьезных санкций Евросоюзом, сообщила депутат немецкого Бундестага Марилуиз Бек, ссылаясь на информированные источники. По ее словам, именно этим оправдано то, что ЕС не торопится вводить санкции третьего уровня: "Россия, в случае серьезных санкций, будет чувствовать себя полностью свободной и пойдет прямо на Украину", – отметила политик.
Однако опрошенные "Главредом" эксперты считают: заявление, скорее, преследует цель хоть чем-то объяснить, почему Евросоюз не торопится предпринимать решительные шаги для сдерживания России. По их мнению, сегодня появляются целые блоки стран, удерживающих Евросоюз от введения санкций и продолжения экономического давления на Россию.
При этом эксперты отмечают, что риск прямого вторжения российских войск в Украину сохраняется, и единственное, что пока удерживает российское политическое руководство – именно угроза санкций со стороны ЕС.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Только перспектива санкций может сегодня удержать Россию от военной агрессии, потому что она не способна вести войну, воюя со всем миром экономически. На мой взгляд, немецкие политики просто не хотят обострять ситуацию, ведь им тоже придется нести экономическое бремя от введения санкций третьего уровня против России.
Безусловно, Россия может начать военную агрессию против Украины, она уже ее ведет. Но это может начать делаться открыто. Однако именно перспектива санкций пока что сдерживает РФ. И независимо от того, как дальше будет развиваться ситуация, Россия может начать войну. Но нельзя говорить, что введение санкций сразу же приведет именно к этому.
Для европейцев введение санкций против России также будет неприятным и ощутимым, и подобными заявлениями они пытаются оправдать то, что пока что не прибегают к такому шагу.
Несмотря на все это, Украина должна развивать собственные Вооруженные Силы, высокоточное оружие, проводить военную реформу таким образом, чтобы мы были в состоянии противостоять российской агрессии, независимо от того, поддерживают нас в Европе или нет.
Президент аналитического центра "Политика"
Это совершенно отвечает российской идеологии и военной доктрине. Интересным было и выступление Збигнева Бжезинского: он объяснил нам, неразумным, что все эти проблемы не потому, что у Путина старческий маразм, а потому что за десять лет в России сформировалась новая идеология (и это подтвердил Путин и на своей недавней встрече с послами). В частности, Россия рассматривает весь "русский мир" как зону своих жизненных интересов, россияне согласовали "концепцию разделенного народа", то есть они – единый народ, не важно, то ли они живут на территории РФ, то ли в других странах, а Россия готова защищать этих жителей "русского мира" по всему миру.
Если экономические санкции будут бить по России, то ей хватит идеологии ввести войска в страны, с которыми у нее общие границы. С военной точки зрения, Россия также абсолютно к этому готова. Перевооружение российской армии уже наполовину состоялось, боеспособность высока, учения проведены, военные обеспечены припасами. То есть к среднесрочной войне Россия готова.
В российской идеологии не приветствуется прямая агрессия без причины. Россияне рассказывают, что у Запада, прежде всего, у США, есть план "Анаконда": окружить Россию военными базами и давить экономически. Первые две волны санкций не были столь существенными. Их, безусловно, заметили – стало сложнее вести бизнес, однако четкого эффекта не было. Третий пакет санкций – отключение России от международной финансовой системы, а это фактически станет началом экономической войны. И тогда Россия просто объявит, что защищает свои жизненные интересы, а, не имея влияния на мировые финансы и центры принятия решений, она защищает эти интересы как может, расширяя собственный периметр. Это будет воспринято и теми немногими союзниками России в мире, и российским обществом. Солдаты, которые перейдут границу, будут уверены, что идут защищать. Это будет как тогда, когда Союз водил свои войска в Афганистан: тогда солдатам сказали, что они должны сыграть на опережение, иначе туда войдет НАТО. Точно так же, когда Россия вводила свои войска в Крым, она сказала, что через месяц НАТО открывает военную базу в Крыму, поэтому нужно сыграть на опережение.
Доктор политических наук, заведующий отделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследований
Несмотря на заявление секретаря СНБО Андрея Парубия о том, что введение Россией войск на территорию Украины возможно едва ли не каждый день, я бы не ставил такую вероятность на первое место. Такие заявления европейцев, скорее, вызваны внутренними европейскими дискуссиями, обострившимися в последнее время в немецком и итальянском парламентах. Активизировались группы "друзей России", которые начинают торпедировать решимость европейских стран по сдерживанию России. В связи с этим возникают дискуссии, и появляются целые блоки стран, которые удерживают Евросоюз от введения санкций и продолжения давления на Россию. Кроме того, продолжает работать переговорная группа, о результатах деятельности которой докладывал министр иностранных дел Германии.
Судя по всему, речь идет о сложной дипломатической и информационной кампании, которая ведется вокруг того, чтобы консультации в том направлении, в котором они начинались в Донецке (с не особо убедительными представителями), все-таки продолжались. В этом контексте подобные заявления представителей Бундестага я воспринимаю как форму влияния на общественное мнение в Германии, в Европе, как форму давления на стороны переговоров.
Прямое введение Россией войск в Украину на сегодня является маловероятным. Оно гораздо менее вероятно, чем настаивание на тех форматах переговоров и консультаций, которые существуют сегодня.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред