Угроза вторжения: может ли Путин атаковать Восток и Юг Украины, прогноз экспертов

3 апреля 2014, 22:30обновлено 3 августа 2018, 01:05
Политологи рассказали "Главреду", возможно ли наступление России на континентальную Украину, и готово ли НАТО нас защищать.

Владимир Путин

Запад, в частности, НАТО в последние дни постоянно говорят об угрозе вторжения российских войск на территорию Украины. На днях об этом заявил главнокомандующий силами Альянса в Европе, генерал Филипп Бридлав, отметив, что войска РФ готовы вторгнуться в Украину и достичь своих целей в течение буквально нескольких дней.

Об угрозе, вспоминая о скоплении войск на наших границах, говорит и украинская сторона. Россияне же все опровергают, отмечая, что у них проходят учения.

видео дня

Эксперты рассказали "Главреду", стоит ли ждать вторжения войск РФ в континентальную часть Украины, и каким образом нам может помочь Запад.

Константин Матвиенко

Руководитель Корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко:

Вероятность вторжения России остается высокой. Ведь Путин, захватив Крым, сразу понял, что его без юго-восточных регионов Украины сложно содержать и вести там нормальную хозяйственную деятельность. Плюс наращивание количества санкций фактически приводит к грани краха российскую экономику. Путин понял, что оказался в ловушке, и единственный выход для него в этой ситуации – движение вперед. Потому при первой возможности Путин попытается зайти на материковую Украину. И если ему не удастся это сделать путем дестабилизации президентских выборов (это первый план – просто не проводятся президентские выборы на юге и востоке, а местные князьки заявляют о том, что развивают государственные отношения с Украиной), если не пройдет этот план (а он, очевидно, не пройдет, потому что украинская власть уже сгруппировалась и понимает, что выборы необходимо провести с максимальной легитимностью), то тогда возникнет другая ситуация – прямая вооруженная агрессия.

Путина в этом существенно сдерживает позиция Запада. Очень показательным было решение о прекращении технического сотрудничества с Россией. Запад не мог не прекратить с агрессором военного сотрудничества (речь идет о совместной ракетной обороне в Европе), но космическое сотрудничество (прекращенное США - ред.), программы которого долгосрочные, в них вкладываются огромный бюджет и колоссальные интеллектуальные усилия… Если США пошли на это, значит, они ставят крест на России.

Это понимают и в Кремле. Дальше уже – шаг отчаяния. Это как Гитлер в свои последние месяцы надеялся на какое-то чудо, что удастся, все-таки, разработать ядерное оружие. Будет шаг отчаяния, потому что Путин понимает: за этим поражением стоит развал России, его власти, прежде всего. Он оказывается в безвыходном положении. И это – безысходность на фоне эйфории. Та эйфория, колоссальная поддержка, которая сейчас есть у Путина в РФ – это на самом деле потенциал разочарования, это именно та высокая гора, с которой будет очень больно падать. Потому для него ситуация просто катастрофическая, и он будет действовать на грани неадекватного поведения.

В ХХІ веке понятие силы существенно трансформируется. Готово ли НАТО ударить ракетами по России? Думаю, не готово. И если бы у Украины были ракеты, думаю, она бы тоже не была к этому готова. Потому что есть множество других способов давления. Так, недавно из Коста-Рики экстрадировали очередного российского бизнесмена в США по обвинениям в коррупции, которая ведет прямо к Путину. Будут применяться именно такие санкции.

Та агрессия, которая осуществляется Кремлем, – это международное военное преступление, и действия Путина подпадают под международную юрисдикцию, и он может просто предстать перед Международным трибуналом. Но это еще не озвучено, и ему еще оставляются люфты. Традиции вековой британской и американской дипломатии содержат стандартные схемы, которые срабатывают и в ХХІ веке. Потому Путину еще оставляют шаги для отступления, но таких шагов все меньше и меньше. Так, мысль о том, что он – преступник, пока что вслух не произнесли. Но, думаю, все необходимые юридические фиксации его деятельности с помощью специальных служб уже делаются.

Евгений Жеребецкий

Эксперт по проблемам международной безопасности, политологЕвгений Жеребецкий:

Я сомневаюсь, что у Путина есть 100-тысячная армия на границе – думаю, что их меньше (по оценкам экспертов, российских войск на нашей границе, действительно, меньше). Но даже 100-тысячная армия ничего не даст: они могут прорваться в одно какое-то место, но удержать территорию – невозможно. Мне совершенно точно известно, что один из высоких чинов в Министерстве обороны в прямом общении с Шойгу говорил, что в случае наступления он раздаст 5 миллионов автоматов. С этой точки зрения, такие разговоры об угрозах вторжения – это нонсенс.

Скорее, это нашим верхам, ребятам во власти, которые занимаются не совсем прозрачными делами (это касается и кадровой политики, и ареста и наказания виновных руководителей милиции, "беркутовцев" – где-то ж они все находятся), выгодно иметь такое "пугало" на границах.

Но, с другой стороны, у нас есть солдаты, спецслужбы, и это их хлеб – если на границе стоят войска, не отходят; они должны сделать все, чтобы этого не было, это их обязанность. Возможно, некорректное сравнение, но все-таки: если во дворе есть сторожевой пес, то он на всякий случай рвется и лает на всех. И армия так же должна действовать.

На самом деле, сейчас России нет смысла нападать. Россия и так уже пострадает: какими бы смешными ни казались санкции против нее, которые вводит Запад, они все имеют кумулятивный эффект, то есть накапливаются, и в результате, проснувшись как-то утром, понимаешь, что ты не можешь никуда поехать, полететь не можешь, у тебя карточка не работает и т.д.

Потому, на мой взгляд, сейчас Россия наступать не будет. Она будет устраивать провокации, засылать диверсантов, что-то подрывать, кого-то убивать, создавать беспорядки за деньги. Это будет. Кстати, деньги будут не только российские, но и наших "покращувачив" – Януковича и т.д. Атака была совершенно реальной, и она была бы возможна в случае, если бы на Востоке и Юге начались массовые беспорядки, спровоцированные провокаторами и деньгами. А так, если 100-тысячная армия зайдет сюда, это большое напряжение для россиян. Что они, по 10 тысяч солдат бросят на 10 крупных городов (Днепропетровск, Харьков, Донецк, Запорожье и т.д.)? Это смешно.

Заявления НАТО об угрозе тоже озвучиваются неспроста. Последние события обнаружили совершенно катастрофическое состояние армии. Наши министры, их замы, Министерство обороны и Генштаб просто все воровали, деньги куда-то списывались, делились, а сейчас нет элементарного – униформы, самых простых вещей. Такая армия – это опасно для страны. 46-миллионный народ, у которого нет армии – тоже опасная вещь. Так, и 4 миллиона молдаван нас завтра могут завоевать.

Запад и НАТО, все-таки, заинтересованы в том, чтобы мы сами имели дело с Россией, а не они. У нас есть такие объекты, как ядерные реакторы, энергетика, коммуникации, нефть и газ. Мы можем пригласить войска, которые будут охранять это. Кроме того, сюда можно пригласить массу инструкторов, которые помогут навести порядок. Можно позаботиться о том, чтобы получить усиленные способы защиты (радары, системы для того, чтобы сбивать самолеты, вплоть до оружия; но у нас же некому это все дать, потому что там куча людей, которые могут все это просто разворовать). Потому, имея такой объективный российский фактор угрозы, они (Запад и НАТО, – авт.) могут прийти к нам и помочь подогнать нашу армию к нормальным стандартам. Хотя сейчас армия, по сравнению с тем, какою она была еще месяц назад, это небо и земля.

Тарас Чорновил

Политический эксперт, бывший народный депутат

Тарас Чорновил:

Угроза вторжения постоянно остается высокой, потому что оценить психическое состояние Путина мы не можем (а там наполеоновские замашки и неадекватность иногда зашкаливают). Однако остатки разумности еще есть, потому вероятность вторжения несколько уменьшилась. Хотя снова может начаться какое-то затмение, и человек снова начнет думать о том, чтобы еще куда-то прийти и где-то что-то переломить. Может быть что угодно, но этот клинический момент учесть политически невозможно.

Угроза сейчас несколько меньше, чем была еще несколько недель назад. Основная логика действий России: создать определенную предысторию, как это делалось в Крыму, потом завести туда достаточное количество своих силовиков, которые создадут видимость "местной самообороны", потом найти якобы общественную поддержку, а после того вводить свои войска. Для Востока и Юга Украины готовился тот же сценарий. Такая угроза существует и сейчас, потому что говорят, что большое количество российских военных под видом гражданского населения заходит в Украину через Крымский перешеек. Это несколько настораживает. Однако полностью раскрутить тот же сценарий даже в Донецкой и Луганской областях практически невозможно. Не думаю, что прямое вторжение будет планироваться со стороны России.

Что касается заявлений со стороны НАТО и многих европейских стран – тут есть момент пропаганды. Россия очень долго подкармливала многих европейских политиков, создавала свои лоббистские схемы (взять хотя бы Болгарию, Италию, где во времена Берлускони была четкая пророссийская настроенность). Чтобы переломить эту ситуацию, нужно показать реальный фактор угрозы, причем угрозы не Украине. Потому что за Украину особенно сильно стоять не будут. Во всех выступлениях и заявлениях подспудно читается, что угроза идет дальше – на страны Балтии, Польшу и Болгарию. Это должно добавить предусмотрительности и показать представителям ЕС и НАТО, что заниматься коллаборантством в ситуации, когда есть угроза для их стран, членов НАТО, а это значит – реальная мировая война, наверное, не особо конструктивный вариант.

Если бы не было реальной угрозы вторжения на территорию стран, являющихся членами НАТО, то все факты, связанные с Украиной, натовские и европейские чиновники очень бы приуменьшали, мол, ну, есть конфликтная ситуация, ну, немножко нагнетает Россия игру нервов, ну, есть пропагандистские вещи и демонстрация силы – как это нехорошо, ай-ай-ай, как некрасиво. Украиной не особо обеспокоены. А вот когда возникает угроза для своих, появляется и совершенно другой контекст, мол, что есть угроза, что может быть вторжение, что случиться это может каждый день. На самом деле истина посередине: угроза есть, но она пока что не выросла.

К сожалению, если будет вторжение в Украину, НАТО не будет применять силу. Тогда они сделают максимальный переброс своих войск в страны Балтии, Польшу и еще ряд государств, где пройдут учения, силы будут приведены в боевую готовность, будут наведены ракеты и т.д. То есть, России будут серьезно демонстрировать, что еще на шаг дальше – и все, война, прямая война с НАТО и Америкой. Но воевать за Украину они не будут. Они просто понимают, что если российская армия выйдет на их границы, то это будет такая угроза, которая не даст им спокойно жить.

Как мы сейчас живем в нервозном трансе и шоковом состоянии, потому что все время ждем российской агрессии. Они пока что такого не ждут. И все нагнетание сейчас происходит для того, чтобы им и не пришлось жить в такой ситуации, в какой живем мы. Пока что между ними и Россией – Украина. Если ее не станет, им будет очень плохо. Потому сейчас они склонны несколько нагнетать ситуацию, но заступаться за нас они не будут. Они сейчас будут делать много шагов, чтобы ослабить Россию. Поверьте, если бы они не верили, что есть вероятность вторжения на территорию стран-членов ЕС и НАТО, у нас бы не было такой поддержки, а по России не был бы нанесен такой удар. Факторы российского лобби не допустили бы такого экономического давления, срыва всего сотрудничества с Россией. Это все только из-за того, что они видят реальную угрозу для себя.

Заявления Януковича (давшего накануне интервью - ред.) не нужно рассматривать, как возможные сигналы о вероятных активных действиях со стороны России. То, как время от времени выводят к прессе Януковича, мне напоминает то, когда в цирке прекращают показывать старенького медведя, любимца всех детей, и дети начинают кричать, что мишку замучили голодом, и он умер. Потому его время от времени на цепи выводят на сцену: он ничего мудрого сделать не может, но его проводят по арене и заводят за кулисы, чтобы все знали, что мишка жив.

Ситуация с Януковичем мне именно это напоминает. Слишком много было поднято шума, что его уже нет. Его пока что держат, как запасной вариант. Потому что в России пока не отбросили возможности дальнейшего вторжения, и для них нужно какое-то условное легитимное прикрытие, для этого и необходим Янукович. Так, он может написать два обращения к российскому президенту – о назначении какого-то второго Губарева губернатором Донецкой области и о поддержке его просьбы о введении российских войск. Такие вещи теоретически могут произойти. Пока что у России больше планов относительно возможностей позиционной экспансии, но пока что эти планы не очень срабатывают.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять