Луганщина без украинской электроэнергии: обоснованность и риски решения Киева

28 апреля 2017, 06:41обновлено 3 августа 2018, 01:24
Решение о прекращении поставок электроэнергии в ОРЛО серьезно запоздало, считают эксперты.

 / finance.obozrevatel.com

Оккупированная часть Луганщины осталась без украинского света. С 25 апреля Киев полностью прекратил поставки электроэнергии в ОРЛО. Причиной такого шага украинского правительства стала колоссальная задолженность этих территорий за потребленную электроэнергию.

Также рассматривается вопрос о прекращении поставок электроэнергии в ДНР, однако он не стоит столь остро, сообщил замминистра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука. И тоже по причине того, что жители ОРДО просто не платят за потребленное электричество.

видео дня

В свою очередь исполняющий обязанности главы "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук подчеркнул, что Украина не получала оплату за электроэнергию от неподконтрольных ей территорий за все время проведения антитеррористической операции. А относительно возможного прекращения поставок в оккупированные районы Донецкой области он сообщил, что это не произойдет, пока не будет построена новая линия электропередач до Авдеевки. Ковальчук также добавил, что отключению энергопоставок в ЛНР предшествовала работа по обеспечению альтернативными источниками электроэнергии подконтрольных украинской власти населенных пунктов, которые получали электричество через оккупированные территории.

Эксперты рассказали "Главреду", насколько своевременным и обоснованным было решение Украины прекратить поставки электроэнергии в ОРЛО, какие риски это создает для нас, возможно ли осуждение данного шага международными партнерами Украины, а также способна ли Россия обеспечить оккупированные части Донбасса электричеством, есть ли у нее для этого достаточно ресурсов и мощностей.

Валерий Боровик

Глава правления Альянса "Новая энергия Украины"

Валерий Боровик:

В течение последнего года ситуация складывалась так, что решение о прекращении поставок электроэнергии на оккупированные территории должно было быть принято. Формула его проста: кто не платит — тот не получает свет. Задолженность оккупированных территорий достигает значительных сумм. Были предложены разные схемы оплаты за потребленную электроэнергию, но они так и не были реализованы.

Я считаю, что прекратить поставки электроэнергии в оккупированные районы Донбасса необходимо было с начала конфликта и с момента потери контроля над этими территориями. Но, с точки зрения правительства, очевидно, такое решение нужно было принимать тогда, когда завершился отопительный сезон и зима.

Блокадой, которая была организована силами активистов, было положено начало новой тенденции: после этого были официально прекращены поставки угля с оккупированных территорий, затем прошла так называемая "национализация" предприятий, зарегистрированных на украинской территории, теперь принято решение о прекращении поставок электроэнергии.

Остаются моменты, которые пока не позволяют приостановить поставки электроэнергии в Донецкую область. В частности, не решен вопрос по электрификации Авдеевки в таком случае. Но дело движется к тому, что эта проблема решится. Четыре-пять населенных пунктов на луганском направлении будут обеспечиваться генераторами. И, если судить по заявлениям "Укрэнерго", там нет серьезных проблем.

Моя позиция такова: это нужно было делать — и прекращать торговлю, и поставки электроэнергии на оккупированные территории — с момента потери контроля над ними.

Есть вещи, которые принципиальны для национальной безопасности. Мы уже наслушались "советов" Европы по поводу Минских соглашений, которые, с одной стороны, дали нам передышку, а с другой — загнали нас в тупик, в фарватер политики европейских импотентов, у некоторых из которых торчат российские уши. Слава Богу, что Украина отстояла свое национальное видение и не провела на оккупированной части Донбасса ни выборы, ни референдумы, к чему нас склоняли. Есть принципиальные национальные интересы, и, в первую очередь, о них нужно заботиться. Нужно думать о наших стратегических экономических и политических интересах. Очень часто мы этого не делаем, оглядываясь с опаской то ли на США, то ли на европейские страны. Нужно иметь свою четкую позицию.

Возможно, это решение украинского правительство и будет в Европе воспринято без особого одобрения. Но вспомните заявления из европейских столиц и Америки по поводу прекращения поставок угля — и что? Что, собственно, произошло? Ничего, "веерные отключения" так и не начались…

У каждого — свое видение. Наше видение должно быть таким, как мы его сформулировали, — прекращение торговли с террористами, сидящими на нашей земле.

Хватит ли у России сил обеспечивать электроэнергией оккупированную часть Донбасса? Их уже не хватает. В России сходу заявили о своей готовности обеспечивать Донбасс электроэнергией, но там есть проблемы. С технической точки зрения Россия, возможно, и сможет это делать, но она этого не очень хочет, ведь это предполагает внушительные издержки. Оккупированные территории особо платить за это не будут, а значит, это будет в ущерб России — не в актив, а в пассив.

Поэтому Россия будет пытаться поднимать этот вопрос, чтобы и торговля между "народными республиками" и Украиной шла, и чтобы были поставки электроэнергии. То есть, она будет всеми силами пытаться повесить эту проблему на Украину, чтобы Украина и впредь, не получая за это оплаты, снабжала регион, и чтобы это была проблема украинского государственного бюджета. Так что Россия может решить этот вопрос, но будет ли желание — увидим. Мы видим, как россияне строят Керченский мост. То же будет и в этом случае.

Владимир Сапрыкин

Независимый эксперт по энергетическим вопросам

Владимир Сапрыкин:

Прекращение энергопоставок на оккупированную часть Луганской области — это вполне логичный и ожидаемый шаг, последовавший за транспортной блокадой Донбасса и блокадой Крыма.

Главной причиной прекращения поставок электроэнергии в оккупированные районы Луганщины стала большая задолженность за потребленную электроэнергию. Когда в украинской экономике есть серьезные проблемы, нельзя позволить несколько лет потреблять бесплатно электроэнергию, это нужно было прекратить рано или поздно. Если бы Украина предприняла такие меры зимой, это было бы просто негуманно, и она выждала. Теперь пусть местные "власти" решают данный вопрос.

Безусловно, в ответ на этот шаг будут звучать заявления из Европы с критикой данного решения. Однако европейцам следует напомнить, что идет война, постоянно появляются раненные и убитые. Как можно в таких условиях подавать электроэнергию оккупированным территориям бесплатно и годами? Пусть тогда международные организации создают фонды для обеспечения населения на оккупированных территориях.

Ведь там работала и промышленность на украинской электроэнергии и тоже не платила за это. Более того, она платила налоги "народным республикам", а значит, поддерживает их. Мы же не можем заниматься самоубийством, подрывая собственную экономику и условия жизни граждан Украины.

Сможет ли Россия обеспечить электроэнергией эти территории Донбасса? Генерирующих мощностей, без сомнения, у нее достаточно. Проблема будет с линиями электропередач, ведь раньше не предусматривалось значительных притоков электроэнергии на Луганщину и Донетчину. Поэтому понадобится некоторое время, чтобы наладить стабильное энергообеспечение из России.

Александр Гудыма

Эксперт по энергетическим вопросам, бывший народный депутат

Александр Гудыма:

Решение о прекращении поставок электроэнергии на оккупированные территории Луганщины экономически полностью обосновано. Известна сумма задолженности — это миллиарды гривен. Следует спросить у миллионов украинцев: согласны ли они не известно сколько времени оплачивать счета за электроэнергию, в том числе за те три миллиона человек, которые проживают на временно оккупированных территориях и не платят за потребляемые объемы.

Часто спрашивают, к чему приведет прекращение поставок электроэнергии — мы приблизим к Украине оккупированные территории или оттолкнем. Но такие вопросы — это просто игра. Ведь от Украины мало что зависит в процессе освобождения Луганской и Донецкой областей. Все зависит от позиции мирового сообщества. Поэтому украинцы должны вести себя так, чтобы мировое сообщество хотело на основе наших действий сдерживать агрессора и помогать Украине, в том числе кредитами.

Кроме того, в данной ситуации речь идет о свободном рынке и частных компаниях, существование которых мы допустили законами Украины. Компании не могут существовать в условиях, когда им платят только за половину потребленной электроэнергии, а в остальном — убытки. Так не выживет ни один частный инвестор. Поэтому нужно политическое решение о компенсации из бюджета всего того ущерба, который наносит Россия. А делает она это целенаправленно, чтобы удерживать в подвешенном состоянии и Украину, и население Донбасса: не хочет его и принимать в состав России, и в Украину не отпускает. Тогда, получается, государство должно сказать, что не может компенсировать эти убытки, посему население должно платить за электроэнергию больше, чтобы суметь покрыть и долги проживающих на Донбассе.

Какой может быть реакция мирового сообщества? Вспомните, как осуждали транспортную блокаду Донбасса и блокаду Крыма. Но это были только разговоры. В Европе и США будут звучать разные голоса, но есть законы и нормы, и их Украина не нарушает. Например, нельзя прекращать поставки воды. А вот электроэнергия не включается в перечень таких вещей, поставки которых прекратить нельзя, поскольку в мире знают, что за это должен кто-то заплатить. Потому Европа может покритиковать этот шаг Украины, но она поговорит, и за этим ничего не последует, потому что Украина, с точки зрения гуманитарности, ничего не нарушает. Поэтому Украина не будет осуждаться за то, что прекратила поставки электроэнергии на оккупированные территории, где за потребление просто не платят.

Социологи и политики говорят, что 80% населения оккупированных территорий хотят в Россию. В этом ничего не изменится после принятия решения о прекращении поставок электроэнергии. Разве что станет 82%, которые захотят в Россию. Потому этого не стоит опасаться.

Фактически такие действия Украины — это санкции. Причем санкции за то, что определенные территории не платят за потребленную энергию. Правительству нужно говорить прямо: если не прибегнуть к такой мере, тогда наши деньги пойдут не на прекращение войны, а на погашение долгов за электричество, либо что не будет никакого благополучия, потому что население должно платить за электроэнергию больше, потому что оно также должно платить за три миллиона людей на оккупированной территории. Мы им сочувствуем, хотим, чтобы они вернулись в Украину, но Украина не может заставить Россию вернуть нам Луганск и Донецк. Это может сделать только мировое сообщество.

На мой взгляд, все уляжется. Эти обязательства по обеспечению электроэнергией населения оккупированных территорий возьмет на себя Россия. Но вопрос — сколько Россия выдержит, продолжая проводить свою агрессивную политику и оставаясь под прессом санкций?..

Россия в состоянии какое-то время обеспечивать эти территории электроэнергией, потому что она обложит налогами принадлежащие ей энергосистемы (частично они в частной собственности, частично — в государственной). Все упирается в государственный бюджет России, а он пока что может потянуть такие дополнительные нагрузки. По оценкам различных экспертов, еще около года российский бюджет будет выдерживать такие нагрузки. Но если мировое сообщество будет вводить новые длительные санкции против России, то можно будет говорить, что прекращение энергопоставок на оккупированные территории Донбасса — станет ударом по РФ (ведь ни население, ни промышленность за электроэнергию платить не в состоянии), шагом по освобождению оккупированных территорий, а также для прекращения войны против Украины.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять