Бывший недавно региональным проект "Самопомочі" во время местных выборов так и не сумел стать общенациональным. Зато популярность Андрея Садового заметно выросла, и его амбиции теперь щекочет желание стать президентом. Но для этого придется укрепить потрепанную партийную фракцию в Верховной Раде. Не исключено, что через участие политической силы в досрочных парламентских выборах.
В самом начале осенней парламентской сессии "Самопоміч" совершила акт публичного очищения от тех, кто поддержал президентский проект о расширении прав местного самоуправления. Честно говоря, несколько странное действие для политической силы, ратующей за усиление полномочий местных общин. Более того, некоторые парламентарии напоминают, что в предложениях члена "Самопомочі" Оксаны Сыроид, ставшей вице-спикером парламента, были предложения, позволявшие рассчитывать на особый статус любому региону, не только Донецку и Луганску. В процессе самоочищения "Самопоміч" потеряла первого номера своего списка, главу парламентского комитета по иностранным делам Анну Гопко, и это, как представляется, не предел потерям партии Садового под парламентским куполом.
Начинал этот политический проект очень бодро, успешно и с большим запасом преодолев 5-процентный барьер. Умело сочетая НЛП-технологии и львовский шарм, щедрой рукой раздавая авансы и демонстрируя блестящую новизну своих рядов, политическая сила взяла на себя роль выразителя интересов среднего класса и "думающего избирателя". При этом обладателем партийного билета в партийном списке был только Олег Березюк, альтер-эго Андрея Садового, дипломированный психиатр, периодически обкатывающий свои навыки на избирателях. В списке оказались и Семен Семенченко, вписавшийся в политическую моду на комбатов, и Егор Соболев, с неугомонной волей ставший бороться с коррупцией, и ряд менее известных представителей малого и среднего бизнеса. Успех позволил партии Садового, занявшего заведомо непроходной 50-й номер в партийном списке, участвовать в создании парламентской коалиции.
Работу фракции "Самопоміч" в парламенте VIII созыва можно назвать политическим ученичеством, ведь членство в коалиции она обставляет таким количеством условий, что только ее гибкий характер и неэффективность работы "Европейской Украины" позволяют сотрудничать. Единственный делегированный в правительство министр, Алексей Павленко, не сохранил идеологическое единство с соратниками Садового. Сам Андрей Иванович отказался от поста первого вице-премьера, а Олег Березюк так и не решился возглавить парламентскую коалицию даже во время ее более эффективной, чем сегодня, работы. Так что принимавшая непосредственное участие в создании коалиции "Европейская Украина" "Самопоміч" сегодня, по большому счету, играет на одном поле с радикалами и "Батьківщиною", излучая капризы в объемах отнюдь не свойственных новичку большой политики. Вот только тактика политической белоручки в нынешних условиях вряд ли приемлема – у общества куда сильнее запрос на решительные, пусть и не всегда правильные, действия.
Осенью 2015-го "Самопоміч" энергично принимает участие в местных выборах, но здесь ее вряд ли ждет повторение парламентского успеха. Если изгнание Андрея Мирошника из рядов парламентской фракции за неподобающую телефонную переписку в рабочее время напоминало проявление политической ответственности, то позиция Андрея Садового в отношении его подчиненной Ирины Магдыш вряд ли соответствует образу либеральной политической силы. Предполагаю, что этот скандал может стоить Андрею Ивановичу победы в первом туре в городе Львова, а партии – ряда голосов ее вчерашних симпатиков. К тому же из больших городов "Самопоміч" имеет хорошие шансы разве что сохранить власть во Львове, откуда распространять влияние на всю страну будет проблематично. Этого мало для усиления влияния в масштабах страны, о котором в исполнении "партии с привкусом львовского кофе" говорили еще вчера.
Читайте также на "Главреде": "Осенняя рапсодия Тимошенко. Почему жажда власти сильнее инстинкта самосохранения".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред