Ночное обращение президента России Владимира Путина к террористам свидетельствует о том, что боевики подконтрольны российскому руководству, считают в СНБО Украины.
Однако не все эксперты согласны с этим мнением. Одни говорят, что Путин, наоборот, пытается откреститься от связи с террористами. Других насторожило использование им термина "Новороссия". Кто-то расценил это обращение как очередную попытку Кремля представить Россию в качестве "миротворца".
Вместе с тем, политологи считают, что Путин сейчас не намерен прекращать агрессию против Украины. Как далеко он может зайти, и что может остановить Россию, эксперты рассказали "Главреду".
Директор Института глобальных стратегийВадим Карасев:
Ночное обращение Путина нельзя считать фактическим признанием того, что боевики подчиняются именно ему. Это станет признанием тогда, когда боевики безо всяких условий откроют коридор для выхода окруженных украинских военных. Если же руководство самопровозглашенных сепаратистских "республик" будет тянуть с решением, то это будет повтором ситуации, которая была накануне так называемых "референдумов" – тогда Путин публично призвал отложить "референдумы", но они все равно состоялись, несмотря на просьбы российского руководства. Скорее всего, так будет и в этот раз.
Путин, наоборот, делает все, чтобы не было никакого фактического признания со стороны России поддержки самопровозглашенных "республик". В Минске мы увидели, что Российская Федерация пытается "украинизировать" войну на Донбассе, сделать эту войну внутренней проблемой Украины – мол, чтобы прекратить войну, нужно договариваться не Украине с РФ, а Украине с самопровозглашенными "республиками" и самопровозглашенными лидерами.
В этом обращении следует обратить внимание на другой аспект – впервые Путин сказал о "Новороссии", как о какой-то важной для РФ украинской политической реальности. До этого Путин не использовал термин "Новороссия". Он прозвучал на известной пресс-конференции (17 апреля - ред.) в качестве исторического экскурса, но не как регион, который в составе Украины имеет какие-то особые права, полномочия и территориальную автономию. Это очень опасно, потому что, по сути, легитимизирует и самопровозглашенные сепаратистские "республики", и действия российского руководства по дальнейшему отколу южных и восточных областей Украины. Это значит, что Путин не планирует ограничиваться только Донецком и Луганском – его сценарий намного шире. В этом я вижу опасность данного обращения Путина, якобы озабоченного гуманитарной проблемой.
К сожалению, пока у Запада нет действенного и эффективного ответа на гибридное, неявное вторжение российских войск на территорию Украины. И Путин прекрасно понимает, что Запад растерян. Экономическими санкциями Запад не смог сильно ударить по России – скорее, тут он сам начнет испытывать трудности, поскольку общественное мнение и экономические факторы влияют на политику властей западной демократии. А в России – иначе: народ терпел, терпит и еще будет терпеть, если нужно, ради "высоких" имперских целей. А к военному решению проблемы Запад не готов, не желает и просто, наверное, не способен к эффективному его воплощению. Ни Европа, ни Америка. Воевать никто не хочет, особенно после Ирака, Афганистана, после того, как провалился план по формированию нового Ближнего Востока американских неоконсерваторов. Мы видим, что сейчас происходит в Ираке, Сирии и ряде других супергорячих точках Ближнего и Среднего Востока. Путин это прекрасно понимает и чувствует. Поэтому и действует по отношению к Украине так, зная, что особого наказания не последует – ни военно-стратегического, ни экономического. Будут ритуальные санкции вокруг поиска дипломатического способа решения, будут грозные заявления, возможно, будет предоставлена какая-то частичная военная помощь Украине, но подписываться за нас в этой войне некому.
Можно ли считать единственным сдерживающим фактором только украинскую армию и силы? Мы же видим, что Россия к войне готовилась долго и упорно. А мы к ней не готовы. Поэтому нужно искать комбинированное решение: и продолжать военные действия, мобилизовать армию, Вооруженные Силы, общество в целом, и действовать дипломатическими методами. Но пока ситуация будет развиваться по силовому сценарию, и Путин до конца выборов не будет идти ни на какие уступки. Он будет ждать результатов выборов, чтобы увидеть, какие будут политические расклады, позиции властей, начнется ли усталость от войны и поражений в украинском обществе. И все это время Россия будет делать все, чтобы укрепить позиции самопровозглашенных "республик", расширить их территориальный контроль, чтобы в начале нового раунда мирных переговоров (а он обязательно будет уже после выборов) иметь более сильные позиции и диктовать свои условия.
План Путина в том, чтобы заморозить конфликт и сначала превратить Донбасс в новое Приднестровье, непризнанное протогосударство, а затем с помощью серий разного рода толчков и ползучей экспансии двигаться дальше по всему юго-востоку к Одессе и Приднестровью, чтобы замкнуть всю "Новороссию" на молдавское Приднестровье. Таким образом, он создаст некий буфер непризнанного государства, лежащий между западной частью Украины и границами РФ. Очевидно, план таков – и нужно сделать все, чтобы его сорвать. Но придется это делать нам. Да, при поддержке Запада, но основной груз придется принять на себя.
Политический аналитик Александр Палий:
Ночное обращение Путина преследовало несколько целей. Прежде всего, он признал, что боевики подчиняются ему. Он обращался к какому-то мифическому "ополчению" мифической "Новороссии", а на самом деле там – его агенты и его люди. Также Путин попытался выставить себя в качестве "миротворца". И это после того, как завел сюда танки, огромное количество вооружения для террористов! Кроме того, Путин хочет подтолкнуть украинские войска к сдаче, стравить украинских военных и украинскую власть – мол, Путин вас выводит, а украинская власть вас подставляет. Но все понимают, что никто никаких коридоров не предоставит – это все пустые слова. Если бы кто-то решился идти по тому коридору, то его либо убили бы, либо взяли бы в плен. Так что в этом обращении Путин пытается посеять вражду внутри самой Украины. Российское руководство сейчас делает ставку на антивоенные протесты.
Чего еще ждать от России? Санкции, введенные против РФ, постепенно начинают на нее действовать. Мы видим, что сейчас она идет на уступки в газовых вопросах. Не от хорошей жизни, а от того, что если транзит будет сорван, то не просто Украине будет холодно и неудобно, но будет очень некомфортно и российской финансовой системе, зависимой от этого вида энергии. Сечин, один из напарников Путина (глава "Роснефти" - ред.), сейчас говорит о том, что нужно профинансировать его компанию из Фонда национального благосостоянии России на 1,5 триллиона рублей. Это все свидетельствует о том, что санкции бьют по России.
Но, все-таки, лучше всего Россию может сдержать жесткая сила. Если бы сейчас США вместе со своими союзниками предоставили Украине гарантии относительно той территории, где не проходит АТО, я уверен, что война завершилась бы очень быстро.
Путин не остановится на Донбассе, он будет продвигаться дальше, будет дестабилизировать Украину. Раньше на Западе никто даже не заикался о военной помощи Украине, а сейчас уже критикуют Обаму со всех сторон за то, что он эту военную помощь не предоставляет. Потому общественное мнение мира может быстро измениться. Общественное мнение стран Запада фактически уже изменилось. Это может подтолкнуть к жесткому ответу на российскую агрессию со стороны США и отдельных стран НАТО. Это будет определенным сдерживающим фактором. Потому, думаю, Путин будет пытаться заморозить этот конфликт, распространять диверсии в другие регионы, возможно, атаковать их, будет всячески подпитывать "ополченцев" оружием.
Но вся эта ситуация будет невыгодна не только Украине, но и самой России. Потому что эти действия будут приводить к новым и новым санкциям, а также к усилению экономического давления на Россию. Причем с сохранением возможности военного вмешательства со стороны Запада в поддержку Украины. Самое разумное, что мог бы сделать Путин в данной ситуации – это пойти на деэскалацию конфликта.
Одна из митингующих в Москве, вышедших на антивоенный протест, держала табличку, написанную от руки: "Война с Украиной – самоубийство России". И мне кажется, что эта женщина – значительно больший патриот России, чем Путин.
В США вызревает желание провести "красную линию" для России, которую она не имеет права переступать. Это уже является военно-политическим элементом. На мой взгляд, НАТОвские учения на территории Украины (не обязательно восточной) при участии нескольких тысяч солдат нормально поспособствовали бы уменьшению авантюризма российского руководства.
ПолитологВладимир Цибулько:
У Путина прослеживается тревожный фронтовой стиль – ночные обращения. Почему ночные? Потому что они адресованы не гражданам России. Эти обращения – только способ для России прикрыть свои реальные намерения. Они появляются ночью и адресованы тем, у кого в то время день – то есть, Соединенным Штатам. Путин затеял эту игру, потому что хочет заставить Обаму заговорить с ним, как с равным партнером. Но по сумме деяний Обама не может просто сесть и говорить с ним как с партнером. Украина для Путина – это такой объект, с помощью которого он рассчитывает все-таки заставить Обаму говорить с ним, как с равным. Мне кажется, это все безнадежно, и остановить новый этап санкций будет невозможно.
Не исключено, что в Украине сейчас будет проводиться очередная операция прикрытия. Если бы террористы контролировали хотя бы один аэродром, у них бы уже была российская авиация. Но поскольку им не удалось захватить ни один аэродром, сейчас приходится использовать современное крупнокалиберное оружие, но не авиацию и не ракетные комплексы. Но не исключаю, что Путин уже передал террористам ракетный комплекс "Ураган". Потому со временем террористы могут ударить и по какому-то из областных центров в пределах зоны АТО.
Думаю, что европейские страны и дальше будут избегать поддержки Украины оружием. Но в составе НАТО есть более инициативные страны, которые реально чувствуют угрозу со стороны России: государства Прибалтики, Польша и Румыния. Именно эти молодые члены НАТО могут поднимать наибольшую волну.
По крайней мере, сегодня уже понятно, что именно эти страны не обойдутся без расположения баз НАТО, без перемещения авиации в эти страны. Путин пугал свое население тем, что вокруг России будут выстраиваться базы НАТО, и сам же своими руками привел к тому, что эти базы таки начали появляться по периметру РФ.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред