Неформальный член НАТО: углубление военного сотрудничества с Альянсом или просто комплимент Украине

8 июня 2016, 15:34обновлено 3 августа 2018, 01:19
Эксперты объяснили, какие последствия может иметь заявление представителя госдепа США о том, что Украина — неформальный член Альянса.

 / twitter.com/APUkraine

Представитель госдепартамента США Джошуа Бейкер заявил, что Украина является не просто партнером НАТО, а его неформальным членом. Об этом он сказал, объясняя увеличение присутствия Альянса в Прибалтике, отметив, что война в Украине напрямую угрожает всему Североатлантическому альянсу.

"Никто конфликта не хочет, но конфликт в Украине есть. Украина является партнером, даже не просто партнером, а неформальным членом НАТО. Все-таки мы не хотим, чтобы этот конфликт расширялся до Прибалтики или Польши. И поэтому мы реализуем стратегию, которая основана на пяти пунктах: присутствие здесь большего числа американских войск, учения и тренировка с нашими партнерами, поставка военной техники и оборудования, наращивание потенциала наших союзников и партнёров, а также уделение большего внимания Америки восточной части Европы", — отметил Бейкер.

видео дня

Он также отметил, что США относятся к происходящему в Украине крайне серьезно, поскольку это — конфликт у границ стран-членов НАТО.

"Это реальная ситуация — Америка является частью Североатлантического альянса. Была агрессия на границе этого Альянса: захват Крыма, открытый конфликт на Донбассе. Почему открытый конфликт? Потому что речь идет о тысячах погибших. Никто этого не отрицает. Да, сейчас этот конфликт заморожен или находится под контролем. И мы думаем, что РФ может повлиять на эту ситуацию в любой момент, может повлиять на сепаратистов, чтобы те оказывали давление на Украину, да и украинское государство может этот конфликт усугубить. В данном случае США играет роль, как часть этого Альянса — есть конфликт на границе с нашими союзниками, есть 5-я статья НАТОвского договора. Мы относимся к этому серьезно", — подчеркнул представитель госдепа.

Кроме того, он добавил, что НАТО не сможет вернуться к вопросу такого партнерства с Россией, какое существовало до конфликта на Донбассе.

Эксперты рассказали "Главреду", что значит для Украины такое заявление Джошуа Бейкера, повлекут ли за собой слова о неформальном членстве Украины в НАТО какие-либо практические шаги и последствия для нас, а также как Россия может отреагировать на слова представителя Госдепа США, ведь очевидно, что восторга у Кремля они не вызовут.

Тарас Березовец

Политтехнолог, директор компании Berta Communications

Тарас Березовец:

Важно, что это заявление Бейкера прозвучало в преддверии Варшавского саммита НАТО. Украина сегодня не является страной-участницей переговоров в узком кругу, но, тем не менее, в качестве партнера мы присоединяемся к участию в Варшавском саммите.

Следует отметить, что в военном компоненте Украина отвечает стандартам НАТО. Но НАТО — это военно-политический Альянс, и должно быть соответствие экономических и гуманитарных критериев, а также в части соблюдения прав человека. В этом-то и кроется самая большая проблема. Если бы вопрос касался только Вооруженных сил, то они уже адаптированы и давно в военном плане Украина могла бы стать членом Альянса.

Однако это заявление не повлечет за собой никаких политических последствий. Просто Вашингтон еще раз настаивает на особой роли Украины, на ее важности. Почему? Потому что Украина и украинские Вооруженные Силы из-за агрессии России стали испытательным полигоном не только для российского вооружения, но в том числе и для НАТО. Тут тщательно изучается опыт украинских Вооруженных сил, взаимодействие разных родов войск, то, как ведет агрессию РФ, чтобы настроить свои вооруженные силы на случай агрессии со стороны России, например, на территории стран Балтии. Страны Балтии сегодня рассматриваются как самое слабое звено Альянса, с точки зрения дальнейшей российской военной экспансии. Поэтому Украина, действительно, является партнером, неформальным членом НАТО в том понимании, что НАТО сделало тут огромную гигантскую военную "лабораторию" по изучению не просто "гибридной войны", а современных методов ведения войны, чего у НАТО нет, поскольку прямых столкновений с российскими вооруженными силами до сих пор страны НАТО не имели. Грузинский опыт 2008 года был очень кратким. А Украина за два года дала бесконечные возможности изучения этого вопроса.

Кроме того, сегодня происходит усиление и углубление сотрудничества Украины и НАТО на двустороннем уровне, принято решение о привлечении Украины к военному формату сотрудничества в Вышеградской группе — так называемая боевая группа четырех стран, плюс Украина, принято решение о создании украино-польско-литовского батальона, который также будет действовать по стандартам НАТО. Кроме того, усиливается военное сотрудничество. Все ожидают, по сути, только избрания нового президента США. Кто бы президентом ни стал (фамилия не имеет значения), сотрудничество с Украиной будет углубляться, в том числе не исключается предоставление Украине помощи летальным вооружением, на этом будет настаивать и Хилари Клинтон, и Дональд Трамп в случае своего избрания.

Что касается возможной реакции России на это заявление, то сейчас РФ находится в состоянии полной внутренней мобилизации, поскольку россияне считают, что окружены врагами, даже бывшие союзники — Беларусь и Казахстан — рассматриваются в качестве возможных мишеней для применения российской военной машины для защиты русскоговорящего населения. Соответствующее острое угрожающее заявление сделала (председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко на днях, предупредив в том числе о возможности применения российских Вооруженных сил на территории в том числе Беларуси. Она сказала, что там существуют угрозы для русскоговорящего меньшинства. На первый взгляд, к событиям в Казахстане Россия не имеет никакого отношения. Но нужно понимать, что город Актобе (бывший Актюбинск) находится на севере Казахстана — это пять областей, где российское меньшинство составляет существенную часть населения. Так, в некоторых областях до половины населения — это русскоговорящие люди. Поэтому Россия не исключает введения своего так называемого "миротворческого контингента" в северные регионы Казахстана, тем более, что ей это позволяет Договор о коллективной безопасности, и РФ может такой возможностью воспользоваться.

Так что Россия будет действовать более агрессивно. Понятно, что об открытом военном противостоянии речь не идет, то есть полномасштабную войну с Украиной она не начнет. Скорее всего, Россия будет переключаться в милитаристском смысле на страны Балтии.

Сергей Таран

Директор Международного института демократий

Сергей Таран:

Страны НАТО всегда были нашими партнерами. Более того, если бы украинская политическая элита была мудрее и умнее еще в 2005 году, сейчас у нас бы не было войны на Донбассе и всех тех ужасов, которые происходят сегодня на востоке страны, поскольку мы бы уже были членом НАТО. Но, к сожалению, в свое время украинская политическая элита не сделала соответствующий выбор. Поэтому мы должны пытаться налаживать близкие отношения с НАТО сейчас — когда идет война. А это очень сложно.

Не менее важно то, что, в том числе исходя из этого заявления, НАТО не исключает возможности членства Украины в Альянсе. Однако для этого нужно будет в какой-то мере решить проблему на востоке Украины. Но, в целом, для нас это значит возможность углубления военного сотрудничества с НАТО. Как минимум, это тренировки, которые проводит НАТО для украинской армии, а в идеале это — предоставление вооружения. А для этого нужна политическая воля не только НАТО, но политического руководства Украины. Однако об этом можно будет говорить после президентских выборов в США и формирования там новой администрации, которая, возможно, будет иначе относиться к происходящему на востоке Украины.

Как российское руководство может реагировать на такие заявления представителя госдепа США? Хуже войны уже ничего быть не может. Российское руководство уже исчерпало инструменты давления на Украину. Ранее у него была возможность оказывать давление посредством газового вопроса, но сейчас Украина практически стала независимой в энергетическом плане, посредством экономики, но сейчас у нас с Россией практически нет экономических отношений, посредством угроз и провокаций, но сейчас уже российские войска на украинской территории. Поэтому хуже уже не будет — уже просто нечего бояться, поскольку уже все плохое произошло.

Константин Бондаренко

Директор Института украинской политики

Константин Бондаренко:

Данное заявление Бейкера для Украины ничего не будет значить. Разве что оно засвидетельствовало комплементарный подход США к Украине, то есть это комплимент в адрес Украины.

К тому же США никогда не скрывали того, что они заинтересованы в Украине как в партнере. Однако в НАТО все решения принимаются консенсусом, и даже если одно государство выступает против какого-либо вопроса, то, соответственно, все остальные страны должны согласиться с этим правом вето. В НАТО нет преимущества большинства над меньшинством — все вопросы там решаются жестким консенсусом. Последний саммит НАТО в Уэльсе показал, что в НАТО нет единодушия по вопросу Украины, Грузии и других стран Восточной Европы. Ряд государств (Германия, Франция) занимают особую позицию по этому вопросу.

Можно сколько угодно говорить о том, что Украина является неформальным членом НАТО, однако ни Устав НАТО, ни даже пункт 5 этого Устава, который предусматривает, что все страны-члены НАТО должны вступиться за государство-члена Альянса в случае агрессии, на Украину не распространяются. Поэтому на самом деле это было не более чем декларативное заявление. Эти слова не могут быть подкреплены никакими конкретными действиями, поскольку все решения — и политические, и военные — принимаются консенсусом. Это было отдельное мнение отдельного чиновника отдельного государства-члена НАТО, пусть даже очень влиятельного государства. Мы видим, что у Обамы есть очень серьезная оппозиция по данному вопросу.

Россия может реагировать на уровне Пескова или Марии Захаровой, не выше. Других заявлений не будет. То есть не стоит ожидать, что по этому поводу что-то скажет Путин, Лавров или Медведев. Слишком невысок уровень чиновника, который это заявление сделал.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять