Непубличный процесс. Почему дело полковника Безъязыкова хотят спрятать в Павлограде?

13 мая 2017, 22:16обновлено 3 августа 2018, 01:24
 Очень важные вещи становятся предметом данного криминального производства, говорит адвокат Виталий Тытыч.

Иван Безъязыков

Процесс над полковником Иваном Безъязыковым, бывшим начальником 8-го армейского корпуса ВСУ (Житомир), которого обвиняют в госизмене и сотрудничестве с боевиками террористической организации "Донецкая народная республика" начался в Павлограде Днепропетровской области. 11 мая состоялось первое подготовительное заседание.

Напомним, Безъязыков был задержан в Житомире 12 декабря 2016 года, спустя полгода после освобождения из двухлетнего плена террористов. На следующий день представители СБУ на брифинге для журналистов объяснили: кадровый украинский военный был завербован российскими спецслужбами, неоднократно выезжал в Ростов-на-Дону для получения инструктажей от кадровых сотрудников российских спецслужб. В связи с этим ему предъявлено обвинение по части 1 статьи 258-3 Уголовного кодекса Украины — "участие в террористической организации". Позже оказалось, что основанием для возобновления уголовного производства (предыдущее было закрыто в феврале 2016 года в связи с отсутствием факта преступления) стали рапорты сотрудника департамента контрразведки СБУ. В них речь идет о том, что Безъязыков пытался устроиться на должность начальника отдела Житомирского военного института им.С.Королева, которая предусматривает предоставление доступа к сведениям, являющимися государственной тайной. А во время посещения института пытался получить информацию о составе военной техники, задействованной в АТО, и планах командования. Параллельно с помощью технических средств поддерживал скрытые контакты с неустановленными лицами на временно оккупированной территории. На основании свидетельств и рапортов Безъязыкову вручено еще одно подозрение — по статье 111 — "госизмена".

видео дня

СБУ пять месяцев расследовала деятельность бывшего начальника разведки 8-го армейского корпуса. За это время следователи насобирали девять томов материалов. В них — показания свидетелей, ни один из которых прямо не указывает, что Безъязыков сотрудничал с террористами, расшифровки телефонных разговоров, публикации в СМИ, фонографическая экспертиза и т.д..

Очередная мера пресечения по полковнику в виде содержания под стражей заканчивалась 12 мая 2017 года. Соответственно до этого времени должно было состояться судебное заседание по продлению санкций или аресту на время судебного разбирательства.

10 мая три адвоката Безъязыкова получили СМС с указанием даты, времени и места заседания. "Около четырех часов вечера мне пришла судебная повестка в виде СМС, — говорит адвокат полковника Виталий Тытыч. — Это был вызов на заседание в Павлограде на следующий день в 14.00. В соответствие со ст.135 ч.8 "порядок осуществления вызова в уголовном производстве" предусматривает альтернативный порядок уведомления не позднее, чем за три дня до дня заседания. Очевидно, это требование не было выполнено. Я перезвонил помощнику судьи и объяснил, что такими действиями было грубо нарушено законодательство, и в связи с этим они будут привлечены к ответственности за такой подход. Кроме того, если ГПУ только за день до заседания завело дело в суд, и он тут же распределил, была назначена дата. Судья могла назначить судебное заседание через три дня, как полагается. Но она пошла на нарушение".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дело полковника Безъязыкова: статья об измене безосновательна?

Иван Безъязыков

Виталий Тытыч объясняет, что подготовительное заседание — ключевое, а к нему адвокаты не могли приготовиться.

Почему дело Безъязыкова было передано в Павлоградский горрайонный суд Днепропетровской области, адвокаты не понимают.

"Возможно, хотели определить подсудность по месту совершения преступления, — продолжает Тытыч. — Но место совершения первого преступления, которое ему инкриминируют — Донецкая область. Получается, это должен быть суд Донецкой области. Очевидно, он там не может состояться, так как эта территория временно оккупирована. Место судебных заседаний не может определяться просто так. Оно там, где проживают свидетели преступления, чтобы им было удобнее принимать участие в заседаниях. Цель подачи подсудности по месту совершения преступления играет важную роль для цели уголовного производства и судебного следствия. Во-первых, это процессуальная экономия. У участников судебного производства должна быть возможность участвовать в процессе с наименьшими материальными затратами. Во-вторых, учитывается морально-воспитательная составляющая: преступника должны судить в той общине, на территории, которой он совершил преступление. С этой точки зрения Павлоград не такое место. Туда никто из участников процесса не может нормально добираться — ни свидетели, ни жена, ни защитники".

Второй нюанс, о котором вспоминает Тытыч, заключается в том, что по первому эпизоду о сотрудничестве с террористическими группировками криминальное производство было закрыто за отсутствием факта преступления в феврале 2016 года. Дело ГПУ возобновила после появления рапортов из Житомира о том, что Безъязыков действовал в интересах ФСБ и ГРУ, пытался вступить в контакт с секретоносителями. Тогда получается, что суд должен проходить в Житомире, ведь именно там находятся люди, у которых Безъязыков якобы пытался выведать секреты и передать врагу.

Еще один вариант — изменение подсудности на Киев, как на место расследования преступления.

"Авторов рапорта, сведения которого не подкреплены никакими материалами уголовного производства, а поэтому впоследствии станут основанием для открытия криминального производства в отношении этих людей, важно допросить, — говорит Тытыч. — Второй момент — в материалах этого криминального производства следователи ссылаются на материалы другого криминального производства, в том числе о сбитом террористами "Боинге". Некоторых людей мы тоже будем вызывать в качестве свидетелей. А все они находятся в Киеве. Еще Безъязыкова допрашивала международная следственная группа с грубым нарушением КПК — без адвокатов. Мы планируем вызвать этих следователей и опросить. Кроме того, мы будем вызывать и допрашивать главу СБУ Василия Грицака, начальника Генштаба Виктора Муженко и других представителей командования, которые находятся в Киеве".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Олег Котенко: "Арестом полковника Безъязыкова подставили под удар президента и главу СБУ"

Иван Безъязыков

Надо сказать, что в Павлоградском суде ранее слушалось дело генерал-майора Виктора Назарова. Судья Наталья Самоткан, на которую ныне распределено дело и Ивана Безъязыкова, признала Назарова виновным в гибели 40 украинских десантников и 9 членов экипажа, которые находились в сбитом террористами самолете Ил-76 в Луганском аэропорту летом 2014 года.

"Дело Назарова рассматривалась в Павлограде, так как подсудность была определена Высшим специализированным судом Украины (ВССУ) по месту нахождения большинства пострадавших, — поясняет адвокат семей погибших десантников Виталий Погосян. — Кроме того, в Павлоградском суде есть судья, которая имеет доступ к государственной тайне, а у нас были секретные тома. Из моей практики, в Донецкой области по одному делу, где тоже есть государственная тайна, не нашлось ни одного судьи с доступом к гостайне. С другой стороны, сегодня в Сватовский райсуд Луганской области зашло дело по Игорю Плотницкому (главарю террористической организации "ЛНР". — Авт.) и другим, сбившим Ил-76. Я уже два раза получил отказ ВССУ изменить подсудность на суды Днепропетровской области".

"Основные правила определения подсудности в рамках уголовного производства определяются положениями Уголовного процессуального кодекса Украины, — объяснила юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Алина Павлюк. — Главное правило рассмотрения дела указывает, что оно осуществляется судом в территориальной юрисдикции которого находится место совершения уголовного правонарушения. Вследствие начала вооруженного конфликта на востоке Украины и объявления АТО в 2014 году был принят закон, устанавливающий особые правила определения подсудности в районе проведения АТО. Согласно его положениям, подсудность уголовных производств местным и апелляционным судам определяется главой ВССУ по рассмотрению гражданских и уголовных дел. При этом факторы, которые влияют на решение, четко не определены. Но из практики ВССУ и положений нормативно-правовых актов можно сказать, что учитываются место проведения досудебного расследования, место нахождения потерпевших, сложность дела, характер уголовного правонарушения, наличие в материалах дела информации, которая составляет государственную тайну".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Василий Вовк: "В деле Безъязыкова могут быть доказательства, которые сегодня нельзя обнародовать"

"Очевидно, что очень важные вещи становятся предметом данного криминального производства, — уверен адвокат Ивана Безъязыкова Тытыч. — И мы ожидаем интерес общественности, когда будут обнародованы все факты. Можно предположить, чтобы этого не произошло, следователи и прокуроры заинтересованы вынести рассмотрение дела на периферию, чтобы уменьшить огласку действий, направленных против обороноспособности и безопасности Украины".

В итоге адвокаты заявили ходатайство о рассмотрении изменении меры подсудности. Параллельно прокуратура попросила о продлении меры пресечения. Судья Павлогорадского районного суда удовлетворила оба ходатайства. Ближайший месяц Иван Безъязыков будет находиться под стражей, а ВССУ — принимать решение, изменять ли меру подсудности. ГПУ со своей стороны, как было сказано 11 мая во время заседания, будет настаивать на том, чтобы суд проходил исключительно в Павлограде.

Что касается самого Ивана Безъязыкова, то на прошлой неделе его перевели из СИЗО СБУ на Аскольдовом переулке в Лукьяновское СИЗО. В судебном заседании 11 мая предполагалось, что полковник примет участие по видеосвязи. От такой возможности обвиняемый отказался письменно. Несмотря на это он был доставлен в комнату для проведения видеоконференции.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять