Россия хочет включить представителей боевиков "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР в трехстороннюю контактную группу по урегулированию ситуации на Донбассе, чтобы с ними не просто консультировались, а учитывали их голос при принятии решений. Об этом рассказал экс-президент Украины Леонид Кучма, который входит в состав этой группы, представляя Украину.
"Россия, знаете, на чем настаивает? Что формат должен быть не трехсторонний, который утвердили лидеры "нормандского формата", трехсторонняя контактная группа, а они хотят трехсторонняя плюс представители отдельных районов Донбасса. Мы с этим согласиться не можем", — отметил Кучма.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что формат переговоров все-таки не будет пересмотрен, однако предупреждают, что Россия, чтобы добиться своего, будет действовать привычным для нее способом — обострениями вооруженных столкновений, обстрелами, провокациями и атаками. Политологи связывают эту очередную попытку России привлечь к переговорам представителей боевиков — попыткой легитимировать лидеров ЛНР и ДНР, а также переложить ответственность за все происходящее на Донбассе с себя на других.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Требование России включить представителей ЛНР и "ДНР" (террористическая организация. - ред.) в переговорный процесс — это, прежде всего, попытка легитимации террористов. России необходимо, чтобы террористов признавали на международном уровне полноценной стороной, а де-факто признали их самостоятельность и независимость, чтобы их начали считать не бандитами, как это есть сейчас, а политиками. Это — основная цель.
Более того, Россия ставит перед собой задачу внедрить этих террористов в украинскую политику, что также является огромной проблемой для Украины. И я думаю, что именно об этом говорит Кучма.
Это не первая попытка Москвы внедрить террористов в качестве стороны переговорного процесса, а потом сделать их участниками украинской политики. Безусловно, этому не следует поддаваться. Потому что для Украины вхождение террористов в ее политику на таких условиях повлечет плохие последствия — серьезный политический кризис. Будет выглядеть так, что сначала мы этих представителей "республик" не признавали, а потом вдруг признаем; за этим сразу встанут вопросы об особом статусе этих территорий без выборов согласно украинским законам, предусмотренных Минскими соглашениями.
Такова путинская тактика и стратегия, и в этом нет ничего нового. Сейчас мы просто наблюдаем очередную попытку это провернуть.
Думаю, что формат переговоров не будет пересмотрен. Единственное, что может измениться, так это то, что интересы "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР станет чаще представлять Россия. Чтобы представителей "народных республик" допустили к переговорам, необходимо согласие всех сторон, а пока что такого согласия нет.
Как Россия может давить, чтобы добиться своего? Россия знает единственный рычаг влияния — армия и обострения конфликта. Других нет. Мол, не хотите так, значит, будет хуже. Приблизительно такая логика.
Заместитель генерального директора — директор политико-правовых программ Центра Разумкова
Путин последовательно занимает позицию и настаивает на том, что Россия не является стороной конфликта на Донбассе, и что происходящее там — исключительно внутренний украинский конфликт, где одним субъектом является украинская власть, другим — "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. На самом деле ситуация иная, и стороной конфликта является Россия.
Данная попытка Москвы изменить этот формат, признанный международно, в котором проведено уже много переговоров, направлена на то, чтобы в очередной раз попробовать легитимировать лидеров этих "республик" как самостоятельных представителей этих территорий и как равноценный украинской стороне субъект переговоров. Об этом неоднократно говорил министр иностранных дел России Лавров, когда отмечал, что нет диалога между Киевом и ЛНР и ДНР.
Всем понятно, что "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР не являются самостоятельным игроком, чтобы выступать таким же полноценным субъектом переговоров. Они представлены марионеточными ставленниками России, которые могут в любой момент быть заменены другими.
Даже с формально-правовой точки зрения они не могут претендовать на представительство интересов жителей Донбасса хотя бы потому, что значительная часть жителей этих территорий находится за их пределами и попросту не могла участвовать в том, что называлось "выборами". На статус такого самостоятельного субъекта могут претендовать только те, кто был избран на этих территориях путем нормальных представительских выборов, которые прошли в рамках определенного законодательного поля и по стандартам ОБСЕ и других международных организаций.
И Украина, и зарубежные партнеры понимают ситуацию именно с этой точки зрения. И все чаще речь идет о роли России, как основного источника разжигания конфликта (это уже признается большинством международных организаций). Поэтому Москве будет крайне сложно убедить мир в том, что эти руководители "республик" представляют сами себя и своих граждан, а не являются марионетками России. Потому не думаю, что России удастся изменить формат переговоров.
К чему может прибегнуть Россия, чтобы добиться своего? Самое простое, чего от нее стоит ждать, — продолжения сегодняшний действий: боев без масштабной эскалации, но с периодическими обострениями, обстрелов, провокаций, атак, то есть продолжения военной активности сепаратистов против украинских войск. Таким образом, будет постоянно поддерживаться напряжение. При этом постоянно будут звучать обвинения Украины в том, что именно из-за того, что она не признает представителей "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР полноценной стороной, не желает садиться за стол переговоров с ними, решать проблему, и продолжается этот конфликт.
Так что, Россия будет просто перекладывать ответственность на Украину, избегая эскалации и дополнительных санкций, но параллельно продолжая реализовывать свои цели, в том числе относительно создания искусственных образований в составе Украины, но под своим контролем.
Директор Школы политической аналитики Национального университета "Киево-Могилянская академия", профессор политологии
Россия в очередной раз пытается легитимировать боевиков. Еще раньше ей в этом отказали, и случилось это на встрече в "нормандском формате" министры иностранных дел. Тогда четко было сказано, что трехсторонний формат предусматривает участие в нем ОБСЕ, России и Украины. Я думаю, что для нас это принципиальная позиция.
Важно, чтобы Запад не повторил ту ошибку, которую в свое время он допустил в Молдове, когда усадил Молдову и Приднестровье на равных (там даже формат назывался "пять плюс два"). В нашем же случае есть принципиальная позиция Украины, и пока что ее удается отстаивать — и Запад не идет на компромиссы с Россией.
Когда речь идет о трехсторонних консультациях, мы понимаем, что де-факто в них участвуют боевики, но в трехстороннем формате представлена именно Россия, что очень логично, потому что она отвечает за происходящее на Донбассе. Да, Россия в этом вопросе пытается давить, но Украина и Запад упираются, и нам удается убеждать западные страны в том, что такой подход — правильный. Ведь и Минские договоренности заключались в трехстороннем формате: Россия, ОБСЕ и Украина.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред