Эксперты об отложенных положениях Ассоциации с ЕС: Украине выгодно, но есть риск со стороны Путина

15 сентября 2014, 20:56обновлено 3 августа 2018, 01:09
2405
Экономисты рассказали о выгодах для Украины и угрозе со стороны РФ.

Путин может начать еще сильнее давить на Украину

Ратификация Соглашения об ассоциации Украины c ЕС состоится во вторник, 16 сентября. Однако применение части положений документа, касающихся экономики и зоны свободной торговли с Евросоюзом, будет отложено до конца 2015 года.

Таков результат договоренностей, достигнутых на прошлой неделе Украиной, ЕС и Россией. При этом Европа продлит односторонние торговые преференции для Украины на этот период: наши товары будут поставляться на европейский рынок без пошлин, в то же время, пошлины на товары из ЕС сохранятся.

видео дня

Опрошенные "Главредом" эксперты считают такое решение выгодным для Украины и отмечают, что нет никаких поводов для паники. Хотя и признают - определенные плюсы от этого шага получит и Россия.

Вместе с тем, некоторые экономисты предупреждают - решение по Ассоциации может повлечь усиление давления со стороны РФ и Владимира Путина.

Василий Юрчишин

Директор экономических программ Центра РазумковаВасилий Юрчишин:

Поводов для истерии нет и быть не может. Речь не идет о каком-то откладывании Ассоциации или изменении вектора развития Украины. Речь идет о том, что реализация части положений откладывается на некоторое время – на год. Но откладывается именно та часть, которая связана с зоной свободной торговли, при этом для Украины остаются преференции и выгоды от вхождения в европейское пространство, а украинская экономическая сфера остается настолько же защищенной, как и сегодня. То есть, для Украины сохраняются сегодняшние, наиболее благоприятные условия.

В этом контексте я полностью солидарен с Баррозу (главой Еврокомиссии - ред.), который сказал, что Европа предоставляет Украине дополнительный льготный год. В течение этого года украинцы будут иметь абсолютно свободный доступ к европейским рынкам, что поможет адаптироваться. А защищенность украинского рынка как раз позволит активизировать усилия и найти лучшие методы повышения конкурентоспособности. Ситуация такова, что для Украины это более выгодная ситуация, чем если бы зона свободной торговли была полностью введена и реализована через два-три месяца.

Что касается России – считаю, что тут надуманные вопросы со стороны РФ. Даже если бы существовала зона свободной торговли Украины с Россией, в мире отработан механизм с определением страны происхождения товара. Механизм отлажен, потому не было бы никаких проблем с тем, что европейские товары легко бы поступали транзитом через Украину в Россию. Потому страхи России, связанные с тем, что через Украину в РФ пойдет поток низкокачественных товаров, скорее, надуманные. Другое дело, что конкурентоспособность российской экономики остается низкой, и ей требуется больше защиты.

Для Украины, еще раз подчеркиваю, нынешняя ситуация и отсрочка непосредственной реализации зоны свободной торговли – это более выгодный вариант.

Кроме того, есть момент, связанный с тем, что для Украины очень важно, чтобы начали поступать инвестиции. Сегодня ситуация осложнена военными действиями и беспокойством инвесторов. Но есть надежда, что ситуация хотя бы немного улучшится или, по крайней мере, законсервируется (о полном прекращении агрессии, к сожалению, речь не идет). Потому можно ожидать, что инвесторы будут более смелыми, будут заходить в Украину в связи с тем, что она имеет свободный доступ к рынкам Евросоюза. Это – дополнительная привлекательность для инвесторов, что для Украины сейчас очень важно. Если бы у нас было больше иностранных инвестиций именно из Европы, то и европейцы активнее защищали бы Украину от внешней агрессии. Потому что тогда европейцам были бы понятнее экономические выгоды. Сейчас европейцы осторожны, потому что экономические последствия от ухудшения связей с Россией (по крайней мере, связанные с поставками газа) они видят и чувствуют, а экономические выгоды от интеграции Украины для них пока весьма условны. Если бы европейских инвесторов было больше в Украине, то, наверное, по-другому развивалась бы и ситуация, связанная с российской агрессией.

Так что вопрос Ассоциации – многоплановый. С одной стороны, это касается торговли, в сфере которой мы как раз получили дополнительные преимущества. С другой стороны, в более широком смысле, то, что подтверждается вектор Украины, может принести гораздо большую выгоду, связанную не только с торговлей, но и с тем, что существенно улучшится инвестиционная привлекательность Украины, а это – и фактор безопасности, и фактор развития.

Виктор Суслов

Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Виктор Суслов:

Положительных последствий этого решения для Украины больше, чем отрицательных. Несмотря на ожидающуюся ратификацию, Соглашение об ассоциации должно будет вступить в силу в начале 2016 года. При этом наполовину Украина уже получила эти льготы: Евросоюз отменил пошлины на импорт украинских товаров на территорию ЕС. Для Украины это крайне выгодно. То, что нам дают возможность еще год взимать пошлины с европейских товаров – очень выгодно для украинского бюджета. Поэтому в данном случае Украина выигрывает.

Надо признать, что Россия также хотела такого решения, потому что от него выигрывает и она. Таким образом, снимаются опасения России насчет того, что поток европейских товаров, который придет на территорию Украины в результате отмены пошлин, будет тем или иным способом перемещаться на территорию России. Кроме того, российская сторона опасалась, что эти европейские товары будут вытеснять в Россию и избыточное количество товаров украинского производства. В данном случае Россия тоже удовлетворена, потому что эти проблемы не возникают.

В обмен Россия идет на важные для Украины уступки. Она не вводит ограничений в торговле с Украиной и обязалась руководствоваться действующим Соглашением о зоне свободной торговли СНГ. То есть, Украина сохраняет преференции по реализации своих товаров на российском рынке. Поэтому в наибольшей мере от такого решения выигрывает Украина, частично – выигрывает Россия. За эти выигрыши должен будет заплатить Европейский союз, который, таким образом, согласился с тем, что с его товаров будет продолжаться уплата пошлин при импорте, и эти пошлины будут идти в украинский бюджет. То есть, это правильное и выгодное решение.

Кроме того, необходимо учитывать и некоторые политические аспекты этого решения. Думаю, что оно стало возможным после того, как состоялись минские договоренности, остановлена война (напомним, сейчас на Донбассе лишь шаткое и постоянно нарушаемое перемирие, а не остановка войны - ред.) и в какой-то мере, возможно, несколько начали смягчаться отношения с Россией. Может быть, удастся сохранить значительную часть украинского экспорта в Россию, что для украинской экономики крайне важно. Если бы этого не было, Евросоюзу пришлось бы взять на себя гораздо больше забот по финансовой поддержке Украины. Потому что, нечего скрывать, Украина находится в преддефолтном состоянии, бюджет не выполняется, "летит" национальная валюта, которую не удается стабилизировать.

Вероятно, таким решением с политической точки зрения будут недовольны представители, как принято теперь говорить, "партии войны". Потому что любой намек на то, что решение также выгодно и российской стороне, приводит их в негодование. Они считают, что нужно делать все, чтобы российская сторона понесла потери. Но в данном случае важно, что Украина получает гораздо больше выгод, чем Россия. Также нужно помнить, что Украина находится на пределе своих экономических возможностей, то есть, перед угрозой дефолта. В этом смысле Россия чувствует себя несопоставимо лучше.

Кроме того, есть еще один важный момент. Украина выигрывает еще год для того, чтобы подготовиться к допуску европейских товаров на свою территорию. А это значит, что этот год нужно потратить на модернизацию украинского производства, внедрение европейских технических регламентов и стандартов в Украине, чтобы наша собственная продукция стала более конкурентоспособной. Этот выигрыш для Украины также чрезвычайно важен.

Ярослав Жалило

Заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, президент Центра антикризисных исследованийЯрослав Жалило:

С экономической точки зрения, для Украины данное решение об отсрочке никаких последствий иметь не будет. Отсрочка открытия украинского рынка существенных изменений за собой не повлечет: во-первых, у нас невысокий уровень тарифной защиты и так; во-вторых, есть переходные периоды. Так что кардинальной перемены ситуации не стоило ожидать даже в случае, если Соглашение вступало бы в силу с момента ратификации.

Кроме того, анонсировано намерение Евросоюза о том, чтобы продлить нам еще на год режим преференций по квотам на беспошлинный импорт на европейскую территорию.

Россия с этим решением связывает сохранение отношений свободной торговли между Украиной и странами Таможенного союза. Никаких экономических оснований для отмены этого не было, но это было исключительно политическое решение РФ.

Риски для нас довольно серьезные. Можно констатировать, что на данном этапе Евросоюз сделал выбор в пользу сохранения геостратегических отношений ЕС и России. Фактически жертвой этого компромисса стала Украина, то есть, интересами Украины пренебрегли и решили, что можно отложить процесс введения в действие Соглашения еще как минимум на год. Будем надеяться, что ратификация таки состоится. А, кроме того, даже после ратификации при отсутствии практических шагов такое решение ЕС будет прямым сигналом для Путина и российского руководства о том, что Европа готова поступаться интересами Украины, а также Ассоциацией ЕС и Украины под влиянием силового давления со стороны России.

Потому главный риск для Украины сегодня состоит в том, что начинается период жесткого и многоканального давления на Украину со стороны России, ориентированного на то, чтобы на протяжении ближайшего года сформировать благоприятные обстоятельства для вовлечения Украины в Таможенный союз и отбить желание реализовывать Соглашение об ассоциации. И так, откладывая все в долгий ящик, будут и дальше пренебрегать данным Соглашением.

Методы давления при этом будут использоваться совершенно разные. Они начинаются уже сейчас в процессе парламентских выборов, а дальше будут развиваться. На первых порах, думаю, будет экономическое и социогуманитарное давление, а весной оно может превратиться в силовое давление. Это – ключевой риск.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять