Отмена особого статуса Донбасса – заморозка конфликта или его эскалация: прогноз экспертов

4 ноября 2014, 17:46обновлено 3 августа 2018, 01:10
Эксперты рассказали, правильно ли отменять в нынешних условиях закон об особом статусе местного самоуправления части Донбасса.

 / tsn.ua

Президент Петр Порошенко считает "выборы" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, проведенные 2 ноября, "грубым нарушением" Минского протокола, подчеркивая, что они ставят под угрозу весь мирный процесс и существенно ухудшают положение дел на Донбассе.

Учитывая это, по словам Президента, Украина вынуждена корректировать свой план дальнейших действий - глава государства инициировал отмену закона об особом статусе местного самоуправления части Донецкой и Луганской областей.

видео дня

Опрошенные "Главредом" эксперты считают эту инициативу Порошенко правильной и целесообразной, поскольку Украина должна действовать, учитывая постоянные нарушения Россией минских договоренностей. Не сделать этого в данном случае было бы "надругательством над здравым смыслом", отмечают эксперты. Что касается Донбасса, то, по их мнению, нынешнее положение дел там будет "заморожено".

Максим Розумный

Заведующий отделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследований, доктор политических наук

Максим Розумный:

Отмена закона об особом статусе Донбасса не связана с угрозой эскалации конфликта – скорее, это внутреннеполитический и внешнеполитический жест украинской стороны. Я этот шаг рассматриваю как политическую партию, которая уже фактически сыграна. В определенный момент возник вопрос о том, каким будет статус оккупированных территорий, и кто будет нести за них ответственность? Этот сюжет развивался, и компромиссный вариант был определен в Минске. Он заключался в том, что Украина берет на себя ответственность за регион и закрывает глаза на свой неполный контроль над этими территориями – не вводит свои войска, но восстанавливает свой суверенитет над ними. Этот сценарий и лег в основу закона об особом статусе части Донбасса, при этом он полностью удовлетворял европейскую сторону в переговорном процессе, и в какой-то степени – российскую.

Но ситуация сложилась иначе: Россия и часть местных элит не смогли на это пойти и выбрали другой путь – путь создания второго Приднестровья. В таких условиях Украине оставаться с этим непонятным законом будет признаком слабости. Фактически шаг по отмене закона – это ответ Украины на срыв минских договоренностей.

Заявления и ультиматумы, которые сейчас озвучиваются в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, следует рассматривать в комплексе с другими месседжами, которые не настолько распространены в наших СМИ: представители ЛНР и ДНР, вместе с тем, заявляют о своей готовности к диалогу и сотрудничеству с украинской властью. К тому же, в самих "народных республиках" и России муссировалась тема о возможном наступлении украинских войск после выборов в Верховную Раду. В этом контексте, на мой взгляд, угроза и опасения экспансии этих группировок, попыток штурма и участия в этом российской техники и военных несколько преувеличены. По логике процесса, думаю, сейчас усилия ЛНР и "ДНР" (террористическая организация. - ред.) будут направлены на свой внутренний политический контекст, то есть перед "легитимизированными вожаками" этих структур будут стоять внутренние задачи, прежде всего, обеспечение своего доминирования на тех территориях, которые на самом деле им не подконтрольны в данный момент.

Александр Скипальский

Экс-заместитель главы СБУ, генерал-лейтенант

Александр Скипальский:

Россия устами террористов призывает Украину выполнять минские договоренности, хотя сама грубо и цинично их нарушает с минуты подписания. Постоянно проводились обстрелы, не было ни дня без жертв с украинской стороны и, в итоге, были проведены "выборы" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) И ЛНР.

Таким образом, намерение Президента отменить закон об особом статусе Донбасса совершенно правильно. Иначе это выглядит как надругательство над здравым смыслом: на нашей территории банда преступников, которую возглавляет другое государство, захватывает регион, уничтожает инфраструктуру, пытается создать какое-то отдельное государство, а Украина при этом должна их финансировать, содержать и обеспечивать. Считаю, что этот закон необходимо отменить, поставить определенные условия тем гражданам, которые остаются на временно захваченной Россией территории – те, кто хочет там остаться, пусть остаются, а те, кто хочет сохранить украинское гражданство, должны переезжать или быть готовыми к тому, что Украина прекратит поставки электроэнергии, газа, продовольствия и финансов. Вероятно, следовало бы перекрыть этот кран, чтобы они поварились в собственном соку, либо же пусть их финансирует Россия, пока это территория не вернется под юрисдикцию Украины.

Россия ведет войну, захватывает наши территории, разрушает наш суверенитет, при этом декларирует, что это делает не она. И часть нашего общества "покупается" на эту риторику. Мы должны понимать, что либо мы защитим свою страну, либо ее разрушат, захватывая все новые территории и разрушая нас изнутри. Цель Путина – разрушение Украины изнутри путем противостояния политических партий, развала экономики и финансовой системы, акциями вроде похода русских националистов и т.д. Это все – специальные операции по дестабилизации ситуации в Украине. Ожидать сегодня ослабления агрессии со стороны России может только наивный человек.

Игорь Кабаненко

Экс-заместитель министра обороны, адмирал ВМС ВСУ

Игорь Кабаненко:

Здесь, как в любом другом деле, принимая решение, необходимо видеть цель и понимать реальные механизмы ее достижения. Это также касается и Минского меморандума, который не выполняется с самого первого дня после подписания: российские войска не выведены с территории Украины, даже наоборот – наращены, контроль над украинско-российской границей не восстановлен, продолжается поддержка боевиков. Роль одного из "арбитров" соблюдения договоренностей Украины и так называемых "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР очень устраивает Кремль. Это вписываться в московскую концепцию гибридной войны, в которой главный участник остается как бы в тени – его вроде бы и нет. Это работает на имперские интересы России, дает ей стратегический простор.

Как дальше может развиваться ситуация на Донбассе? Ситуация сложная. Вероятно, оперативная пауза в рамках прекращения огня близится к завершению. Об этом свидетельствуют военные индикаторы: интенсификация разведки, концентрация российских наступательных группировок, стягивание тяжелого вооружения и военной техники, в том числе оперативно-тактических ракетных комплексов и многое другое.

Наиболее вероятные направления – приморский коридор на Крым, расширение подконтрольной ЛНР и "ДНР" (террористическая организация. - ред.) зоны, проведение диверсионно-разведывательных и гибридно-гражданских операций на приморских направлениях и в других регионах.

Николай Сунгуровский

Директор военных программ Центра Разумкова

Николай Сунгуровский:

Здесь вопрос не в том, нужно ли было отменять этот закон, а в том – нужно ли было его принимать. Переговоры в минском формате имеют не понятно какой статус. Изначально говорилось, что это не переговорная группа, а консультативная, то есть полномочий для проведения переговоров у нее не было. Единственные темы, которые могли обсуждаться на таком уровне – вопросы ведения операций: приостановление огня, обмен пленными, вывоз убитых, оказание гуманитарной помощи и все. А включать в этот меморандум вопросы внутреннего устройства Украины – это было просто противоестественно. Тем более, в присутствии двух непонятных людей, должности которых даже не были названы.

Поэтому сейчас просто идет отработка действий в обратную сторону. Изначально было понятно, что перемирие в таком формате и масштабе обречено на неудачу. Зачем это было делать – не совсем понятно. Для того чтобы выиграть время? Тогда можно было ограничиться теми вопросами, которые я перечислил. Ведь когда только появился меморандум, представители той стороны уже тогда говорили, что считают себя вправе действовать по их собственному усмотрению, что центральная власть – им не указ. Тогда зачем вести такие переговоры?

На Донбассе теперь можно ожидать замораживания существующего положения при ситуативно возникающих дестабилизирующих моментах. Вопрос снабжения Крыма в зимний период – остался, и он актуален и волнует Россию. И для решения этого вопроса осталось не так много времени до наступления морозов, благоприятные погодные условия заканчиваются. Поэтому в этот период следует ожидать обострения конфликта: или наступления, или имитации наступления с двух сторон – из Крыма и на Крым – с целью пробить коридор. Почему имитация? Это необходимо для того, чтобы усадить Порошенко еще раз за стол переговоров и добиться от него на договорных условиях введения транзитного коридора.

Можно ожидать также превращения Донбасса в плацдарм для расширения дестабилизации на всю Украину. При этом стоит ожидать, что переговоры попытаются перевести на уровень Порошенко и "избранных" 2 ноября глав "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Следует также ожидать усиления присутствия российских войск в этом регионе. Под видом кого они там будут присутствовать ("зеленых человечков" или кого-то еще) – это второй вопрос. Но то, что сейчас идет выдавливание руководства этих бандитских террористических формирований и их замена на управляемых людей, уже очевидно. Потому стоит ожидать там усиления военного потенциала, укрепления и расширения этого плацдарма.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять