Новая встреча в Минске: переговоры с марионетками или хозяевами ситуации, мнения экспертов

10 декабря 2014, 16:29обновлено 3 августа 2018, 01:10
Эксперты рассказали, чего ждут от продолжения переговоров в Минске по урегулированию ситуации на Донбассе.

 / Reuters

Трехсторонняя контактная группа по урегулированию ситуацию на востоке Украины продолжает консультации, однако пока не определилась с датой очередной встречи в Минске. Причем участвовать в ней будут, в том числе, представители "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. Пресс-секретарь МИД Украины Евгений Перебийнис отметил, что украинская сторона не раз заявляла о своей готовности к переговорам. А отвечая на вопрос журналистов, почему до сих пор не удается провести встречу, спикер МИД посоветовал спросить об этом у представителей "народных республик".

Ранее глава комитет Госдумы РФ по вопросам СНГ Леонид Слуцкий заявлял, что заседание контактной группы в Минске должно состояться 11 декабря. Однако украинская сторона отмечает, что точная дата встречи до сих пор не согласована.

видео дня

Эксперты рассказали "Главреду" о перспективах новых минских договоренностей и ожиданиях от них.

Александр Скипальский

Генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ

Александр Скипальский:

Думаю, мы преувеличиваем значимость предстоящих минских переговоров. Скорее, сейчас они приобретают риторическое значение. В какой-то степени они отвлекают внимание от тех насущных проблем, которые должны решать Россия и Украина.

Россия начала понимать стратегическую ошибку развязывания войны и начала агрессии, но из ситуации пока что нет такого выхода, который бы не шел вразрез с ее геополитическими интересами. Потому любое оттягивание принятия решения – на руку России.

Мы, в свою очередь, также не видим простого выхода из ситуации. Украина в поиске выхода завязана на Европу, в какой-то степени – на США, и в то же время она сохраняет определенные контакты с Россией. То есть со страной-агрессором у нас по-прежнему не разрываются дипломатические отношения, продолжают поддерживаться бизнес-отношения, продолжается торговля. Выходит, что у нас идет серьезная война, а все делают вид, что война отдельно, а отношения со страной-агрессором – отдельно. Это неестественно и вредит Украине, и уж точно не способствует выходу из сложившейся ситуации.

Плюс – в Украине сложные внутренние процессы. Сейчас все больше людей у нас начинают понимать, что это война – операция Путина по мягкому принуждению Украины к покорности, а стратегическая его цель – подчинить внешнюю политику и экономику Украины своим российским интересам. А ВР, Кабмин, Банковая – это молодое поколение, которое не приучено строить государство, а приучено только обогащаться; и оно поставлено в сложные условия выбора пути: хочется и в Европу, хочется и стать богатым, хочется и украсть из бюджета. Приходится делать выбор. Для Украины самый важный выбор – внутренние реформы, борьба с коррупцией и совершенствование государственного механизма. Акценты на минские договоренности сейчас – это попытка отвлечь всех нас от насущных проблем, которые должна решать Украина (борьба с коррупцией, запуск собственного производства, повышение нашей обороноспособности и т.д.). Так что, я считаю, что это один из способов манипуляции сознанием украинских граждан.

У меня нет оптимистичных ожиданий относительно минских переговоров, но и пессимистичных – тоже нет. Я прекрасно понимаю: когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки, а когда замолкают пушки, начинают говорить дипломаты. Я всячески поддерживаю идею продолжения переговорного процесса. Но для решения нынешней проблемы нужно, чтобы в качестве переговорщиков выступали не бандиты, за спиной у которых стоит Россия. Нужно, чтобы собрались мощные мировые державы, которые должны наконец-то понять, что эскалация конфликта ведет к возможной третьей мировой войне, и должны дать по рукам тому, кто ведет себя нагло – России. Это должны делать Англия, Франция, Америка, Германия, а не прятать голову в песок, отправляя на переговоры каких-то посредников – так, только время затягивается, а в данном случае необходимо жесткое хирургическое вмешательство, а то они уже гоняются за российскими бомбардировщиками, но делают вид, что это игра в бирюльки.

Максим Розумный

Доктор политических наук, заведующий отделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследований

Максим Розумный:

В сложившейся ситуации новые минские переговоры вряд ли смогут поспособствовать каким-то косметическим изменениям, потому что ситуация на Донбассе критическая, прежде всего, в социально-экономическом плане. Нынешнее положение дел в регионе требует кардинального решения, что очевидно уже для всех сторон конфликта. И даже все те стороны, которые были заинтересованы в затягивании конфликта, чтобы занять более выгодные позиции для итоговых переговоров и разрешения ситуация, уже все лимиты затягивания времени исчерпали.

Сначала переговоры анонсировали на 9 декабря, теперь – на 11-е. С одной стороны, это давление на партнеров по переговорному процессу, а с другой – это объективный процесс, состоящий в том, чтобы найти кардинальное решение проблемы Донбасса. Думаю, что можно ожидать какого-то действительно системного решения, которое бы состояло и в прекращении военных действий, и в распределении ответственности за население оккупированных территорий, и в выходе на новый формат отношений Украины и Росси, а также России и Европы. Только такое решение может быть результатом данных переговоров. Но сами эти переговоры – только элемент того решения, которое сегодня напряженно и заинтересованно ищут все стороны конфликта.

Предложение украинской стороны, озвученное Президентом, состоит в том, чтобы отменить результаты выборов руководства так называемых ЛНР и ДНР, а затем провести местные выборы по украинским законам. Безусловно, если на такие условия переговорного процесса согласятся люди, которые реально контролируют ситуацию (то ли это ЛНР и ДНР, то ли это Российская Федерация – это им виднее), то нам не придется садиться за стол переговоров с представителями "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, поскольку они утратят какую-либо легитимность. Вот из таких парадоксов и противоречий будет состоять вся ткань генерального компромисса.

Александр Палий

Политический аналитик

Александр Палий:

Повестку дня очередных минских переговоров должны составлять следующие вопросы. Главный результат, которого должны добиться переговоры, – реальное прекращение огня. На данный момент террористы не соблюдают условия прекращения огня. При этом очевидно, что это – сознательная политика: то есть дело не в том, что Россия не контролирует боевиков – она им просто не дает приказ прекратить огонь. А именно этого требуют от России многие страны мира. Для нас же это ключевой момент.

Также на переговоры должно быть вынесено окончательное согласование линии раздела, то есть, по сути, должны быть выполнены Минские договоренности, где было прописано, что все остаются на своих позициях, никто не ведет наступление. За это время мы увидели множество атак на донецкий аэропорт, Дебальцево, 32-й блокпост, где террористы пытались захватить больше украинской земли. Поэтому необходимо ту линию, которая фактически на сегодня существует, легитимировать и как-то обозначить.

Кроме того, необходимо начать отвод тяжелой военной техники, прежде всего, артиллерии – чтобы не было физической возможности обстреливать друг друга. Это также должно быть вынесено на повестку дня переговоров.

Что дает основания ожидать выполнения новых договоренностей? Прежде всего – нынешняя экономическая ситуация в России. При этом госпожа Меркель заявила о возможности введения очередных санкций против РФ, если российская сторона будет срывать перемирие. Мы также видим, что у России нет ни денег, ни желания финансировать Донбасс, поэтому она заинтересована дистанцироваться от данной ситуации. Кроме того, террористам необходимо как-то пережить зиму, а в случае продолжения боевых действий на их территории пережить зиму будет крайне сложно. Поэтому террористы заинтересованы в снижении напряжения.

Но, опять-таки, террористам отдает приказы Москва. Это совершенно несамостоятельные деятели, стопроцентные марионетки. На Донбассе большинство уже давным-давно составляют российские террористы, а местные – только на подхвате, на побегушках, самостоятельно ничего абсолютно не решают.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять