Назначение Юрия Луценко генпрокурором прошло по ускоренному режиму и с редко применяющимся в нашей политике переписыванием на ходу законодательства под конкретного человека. Этот беспрецедентный блицкриг новому хозяину главного кабинета на Резницкой в ближайшее время придется отрабатывать не только громкими заявлениями, но и делами.
Затянувшаяся до неприличия эпопея с назначением нового генпрокурора и определением его полномочий завершилась победой Луценко. Верховная Рада проголосовала за него с достаточным запасом, хотя высветившийся на табло результат в 264 "за" еще не раз аукнется ему критикой со стороны оппонентов. Как и при назначении правительства Владимира Гройсмана, коалиция не смогла справиться с задачей самостоятельно, и ей на помощь пришли группы "Воля народа" и "Відродження", в которых прописалось немало бывших регионалов. Поиск критиками признаков лояльности нового генпрокурора к представителям правящей партии прошлых лет и олигархам будет сопровождать все время его пребывания на Резницкой.
Изменение законодательства о прокуратуре позволило Луценко не только взобраться на новую карьерную вершину без юридического образования, но и сохранить все полномочия своего предшественника. Пусть и всего лишь на год, но прокурорское самоуправление приостановлено. К тому же и сам Луценко планирует проработать не дольше полутора лет, обещая оставить преемнику обновленное и очищенное ведомство. Он добился того, чтобы не быть декоративным генпрокурором, и сможет самостоятельно расставлять людей по всей вертикали. Главное, чтобы в ближайшее время не начали говорить о тотальной мобилизации кадров из какого-то одного региона и повальном призыве в прокуратуру друзей детства и юности "новой метлы".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кризис доверия, или Новая кровь в Генпрокуратуре?
Стоит отметить, что процесс прилива новой крови в систему будут внимательно мониторить не только в Украине, но и на Западе, где на реформирование правоохранительных органов нашей страны возлагают большие надежды. Любопытно, что вопреки нынешней моде, приглашать зарубежных специалистов в помощь Луценко не спешит. Возможно, полагает, что сломать отечественную прокурорскую систему могут только хорошо знакомые с украинскими реалиями и прочувствовавшие ее жесткость на собственной шкуре. Хотя, скорее всего, стремится избежать проблем, возникших с заместителями у Виктора Шокина. Бунтов против Луценко среди его подчиненных ожидать не стоит, а вот тихий исход ряда кадров из ведомства в ближайшее время вполне возможен.
Ставка Луценко на первоочередное завершение расследования резонансных дел в отношении Виктора Януковича и Ко, а также совершенных преступлений во время Евромайдана, безусловно, оправдана. Но украинское общество и западные лидеры рассчитывают также наконец-то увидеть посильный вклад Генпрокуратуры и в снижении нынешнего уровня коррупции, из-за которого даже прекратили предоставление Украине финансовой помощи. В этом контексте отсутствие у Луценко "списка на посадку", скорее, следует засчитать в его пассив. Без возбуждения громких дел и наказания заметных фигур заработанный за последние годы запас общественного доверия может исчерпаться гораздо быстрее, чем полагает новый генпрокурор.
Развязанные руки у главного обвинителя страны и декларируемое отсутствие каких-либо обязательств перед политическими силами влечет за собой, прежде всего, ответственность за работу всей системы. Запас времени для реформирования "генерального могильника" слишком мал и, возможно, лишь у политика, обладающего харизмой и прекрасными ораторскими данными вкупе с желанием не завершить свою политическую карьеру на минорной ноте, есть шанс его провести.
У Луценко не будет недостатка в информационных площадках для разъяснения своих действий, будь то тотальные чистки в прокуратуре или внедрение чуждых прокурорским работникам новаций. Даже вступать в соцсоревнование с фейсбучным министром Арсеном Аваковым не придется. Но чрезмерное увлечение пиаром без конкретных результатов может сыграть в негатив. Впрочем, оправдать имитацию бурной деятельности правоохранители вполне могут передачей почетного звания "могильника дел" судам. До серьезного реформирования судебной системы, предполагающего внесение изменений в Конституцию, у законодателей в ближайшее время руки вряд ли дойдут, расклад сил в парламенте не позволяет.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред