Вскоре после нашумевшей истории со стрельбой в Мукачево в Киеве состоялся закрытый съезд "Правого сектора". А его результаты обнародовал на созванном 21 июля на Майдане Независимости вече, которое, несмотря на будний день, собрало несколько тысяч человек.
В частности, на съезде было принято решение о том, что политическая партия "Правый сектор" не будет участвовать в местных выборах, которые состоятся уже в октябре этого года. Также ПС объявил, что инициирует проведение всеукраинского референдума и начинает работу над этим. Референдум планируется относительно следующих вопросов: высказывание недоверия правительству и Президенту; денонсация Минских договоренностей; полное блокирование оккупированных территорий; легализация и структуризация добровольческого движения.
Опрошенные "Главредом" политологи предполагают, что решения, принятые на съезде, а также недавняя мукачевская история могут ударить по рейтингам и уровню поддержки "Правого сектора", поскольку некоторые заявления ПС обществом воспринимаются неоднозначно, поскольку, как говорят эксперты, отчасти совпадают с требованиями Кремля. Однако, к примеру, эксперт Константин Матвиенко подчеркивает, что "чем дольше правительство и Президент будут игнорировать прямые национальные интересы Украины, тем больше будет становиться приверженцев ПС".
Кроме того, эксперты считают маловероятным то, что ПС таки удастся организовать и провести референдум согласно украинскому законодательству. Посему многие последние заявления представителей "Правого сектора" списывают на наивность и политическую неопытность.
Политтехнолог, директор компании
В этой истории чувствуется политическая неопытность. "Правый сектор", скорее, воспринимается не как партия, а как парамилитарная организация, которая в свое время боролась с режимом Януковича, позже — с российской оккупацией Донбасса. Потому на данном этапе отношение к "Правому сектору" в большей степени, как к военной организации, а не политической.
Что сейчас не так делает "Правый сектор", в чем их ключевая ошибка? Они выбрали не очень удачный момент и могут утратить остатки своей репутации. У них была достаточно серьезная репутация патриотической организации, которую продолжают воспринимать не как политическую силу, а в разрезе батальонов ПС, которые сражаются на востоке Украины. Нынешняя идея о референдуме воспринимается не совсем однозначно, поскольку она совпадает с требованиями Кремля. Их ключевые аргументы при этом состоят в том, что нынешняя власть — преступная, что в стране процветает коррупция, они выступают против геев, Европейского Союза и НАТО. А это все странным образом совпадает с темниками кремлевской пропаганды. В результате кто-то считает, что это не случайное совпадение. Но факт остается фактом: ПС себе существенно испортил репутацию.
Да, у них есть свои приверженцы, которые будут за них голосовать. Но такими заявлениями они существенно сужают свое политическое поле. У них будут стойкие приверженцы, но их будет очень мало. А ситуация в Мукачево в основном будет работать против них. Потому что раньше ПС воспринимали как добровольческий батальон, а сейчас складывается так, что их воспринимают как бандитов, которые стреляют из гранатометов среди бела дня, не подчиняются приказам законной милиции и т.д. В результате все это может привести к маргинализации этой политической силы. Есть ли у них перспективы? Повторюсь, они сейчас оттолкнули от себя интеллектуальную часть общества, журналистское и экспертное сообщество. Практически все лидеры общественного мнения сейчас настроены против них. Это приведет к падению их рейтингов и падению поддержки в обществе.
Дадут ли ПС провести этот референдум? Очень непростые требования к проведению референдума. Для этого необходимо иметь три миллиона подписей, собранных в двух третях регионов, не меньше. Думаю, что три миллиона — сегодня совершенно неподъемная цифра. Судя по количеству людей на акции ПС, эта идея в обществе не востребована и не воспринимается. Большинством эта идея воспринимается как дестабилизация, когда и так идет война с РФ. На этом фоне подыгрывание кремлевской пропаганде и дестабилизация ситуации приводит к разочарованию людей, потому, думаю, что они не соберут подписей для этого референдума.
Однако акция "Правого сектора" на Майдане — в любом случае, сигнал для власти. Поскольку, помимо кремлевских людей, которые в этом будут пытаться сейчас участвовать, это будет сигналом о недовольстве людей действиями власти. Прежде всего, народ не доволен тем, как продвигается борьба с коррупцией, какие кадровые решения принимаются и т.д. Это очень серьезный сигнал в преддверии местных выборов. Мы видим, что сегодня растет поддержка различных политических проектов: "Батьківщини", "Радикальной партии" и т.д. При этом поле начинает быстро радикализироваться.
Властью должны быть сделаны выводы о недостаточно эффективной работе милиции и СБУ с такими группами людей. Если через всю Украину можно легко провозить целые арсеналы оружия, это значит, что царит либо полнейшая коррупция, либо полная некомпетентность на блокпостах в зоне АТО, то есть они практически не выполняют своей работы. Мы можем легко допустить, что это оружие окажется не только в Мукачево, но и на улицах Киева, Днепропетровска или Одессы в любой момент.
Нужна более эффективная и четкая работа украинской разведки с этими организациями. Что-то они делают, но, очевидно, пока что этого недостаточно, поскольку "провтыкали" все эти процессы. А, кроме того, следует активнее работать в направлении снижения уровня радикализации людей. Откровенных преступников нужно привлекать к уголовной ответственности. С просто радикальными людьми должны работать спецслужбы, которые должны вести агентурную работу — чтобы разлагать такие настроения.
А в политическом смысле, я считаю, не следует создавать никаких препятствий "Правому сектору". Я не вижу сегодня опасности, связанной с тем, что начнется стремительный рост популярности ПС. Наоборот, я ожидаю падения. Потому не надо им создавать никаких проблем, поскольку тогда возникнут некоторые вопросы: если власть не боится, почему она тогда мешает проводить референдум? Хотите проводить референдум — пожалуйста, проводите все необходимые для этого собрания, инициативные группы и т.д. Потому что, не думаю, что они соберут необходимо количество голосов.
Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"
У "Правого сектора" нет шансов провести легитимный референдум, нет шансов, что этот референдум, если его удастся провести, будет иметь какие-то последствия. Обычно идея о референдуме у любого политического образования возникает тогда, когда наступает полнейший кризис жанра. Тогда пытаются осуществить такой политический шаг с идеей всенародного волеизъявления. Собственно, "Правый сектор" хочет вынести на этот референдум столько вопросов, что можно провести не один референдум, а, как минимум, пять. Это если судить по тем вопросам, которые они озвучили в программной речи Яроша на вече.
"Правый сектор" является выразителем неудовлетворения деятельностью нынешней власти, ее некомпетентностью. Стоит признать, что национальные интересы ни коим образом не являются приоритетом Президента и правительства, потому "Правый сектор" так и реагирует, правда, инструментарий реакции у него ограниченный.
Кроме того, ПС не совсем контролирует внутреннюю дисциплину в своих рядах. Потому я не вижу смысла и перспектив этого референдума. Они не смогут референдум организовать в соответствии с требованиями украинского законодательства. Если они не организуют его по закону, то референдум нельзя будет позволить проводить. Я уже не говорю о том, во сколько это все обойдется. Да, у граждан есть право требовать проведения референдума. Но те законодательные условия для проведения референдума, которые существуют, выполнить для "Правого сектора" ни организационно, ни финансово, ни интеллектуально невозможно.
Как это все отразится на рейтингах ПС? Это интересный вопрос. Мы знаем, что до событий в Мукачево были все основания считать, что если бы выборы в парламент состоялись сегодня, то ПС преодолел бы 5% барьер и был бы полноценной парламентской фракцией. А теперь, после Мукачево, надо понять, как общество отнеслось к этим событиям и действиям ПС. По моим собственным субъективным впечатлениям (еще нет результатов социологических исследований), в большинстве своем люди не поддержали действий ПС и разочаровались, когда его бойцы фактически спровоцировали военную операцию в Мукачево. Но, повторюсь, это мое субъективное впечатление. Думаю, что в разных регионах Украины это было воспринято по-разному. В целом, кажется, что после Мукачево рейтинг "Правого сектора" мог несколько упасть.
Следует отметить, что вече "Правого сектора" проходило в будний день. Это странно, поскольку в выходной людей собрать легче. Почему они это делали в будний день и почти в рабочее время — вопрос. В результате выглядело вече достаточно маргинально: мало людей, непонятные лозунги. Хотя, следует помнить, что в нем участвовали в том числе люди, которые были на фронте или вернулись оттуда, люди, у которых барьер социальных запретов сейчас существенно понизился именно потому, что они видели такие вещи на войне, которые этот барьер объективно понижают. Потому я бы не сбрасывал со счетов решимости этих людей, даже несмотря на то, что их мало.
Чем дольше правительство и президент будут игнорировать прямые национальные интересы, тем больше будет становиться приверженцев ПС. А если еще протянут эти выборы в Чернигове, которые уже выглядят карикатурой во всей Европе, то "Правый сектор" вместе с другими более решительными политическими силами превратится в серьезную политическую силу.
Политолог
"Правый сектор", попав в систему внутренних противоречий, выплеснул свою противоречивость на общество. Съезд и заявления съезда свидетельствуют о том, что отказ от участия в местных выборах может дать шансы на перспективу такой легендарной и более всех остальных мифологизированной политической структуре на будущих парламентских выборах. Но без тренинга вертикали партии на парламентских выборах ПС вряд ли удастся достичь достойного результата.
Идея референдума противоречива по своей сути, поскольку Дмитрий Ярош, как минимум, числится в той же исполнительной власти одним из советников министра обороны. Организовывать референдум о доверии к тому, частью чего ты сам являешься, — это несколько комично и алогично. Понятно, что украинская политика эмоциональная и алогичная. Но поведение ПС и его съезд на фоне мукачевских событий говорят о том, что настоящей политикой "Правый сектор" так и не научился заниматься. Это все элементы какого-то наива, чистых ситуативных эмоций, но стратегического мышления пока что лидеры ПС не демонстрируют.
Какие выводы для себя должна сделать власть после вече ПС? Наша власть непоследовательна, особенна в своем отношении к людям в военной форме. Реакция нужна мгновенная, поскольку на самом деле местные власти порой настолько заигрываются, что не видят жертвенности добровольцев и военных, потребностей их семей. Фактически человек, который защищает страну на востоке, должен еще день и ночь думать о хлебе для своей семьи. Это горькая несправедливость. Украинская экономика и так неблагополучная, но есть регионы, где нищета всюду. То есть власть должна понять, что нужно быть последовательной с человеком в военной форме, и что солдат — это человек, которому государство вообще не должно врать. Если политический класс может врать обществу и за это потом расплачиваться, то лгать военному политический класс не имеет ни морального, никакого другого права. Думаю, что вече имело бы силу, если бы ПС занялся ревизией предвыборных обещаний коалиции и Президента. Если ПС перейдет в этот формат, они только будут выигрывать.
Рейтинг ПС несколько забетонировался в пределах 4%. И если бы депутаты от ПС были более эффективны в ВР (напомним, что от "Правого сектора" в Раду прошло только двое — Дмитрий Ярош и Борислав Береза, — Авт.), то на них бы смотрели, как на надежду нации. Но такое несколько инфантильное поведение депутатов от ПС в Верховной Раде все-таки наталкивает избирателей на мысль, что эта политическая сила еще не созрела до уровня управления государством.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред