Угроза масштабных боев на Донбассе: какие цели может преследовать Россия?

1 июня 2016, 11:15обновлено 3 августа 2018, 01:19
9183
Военные эксперты оценили вероятность начала широкомасштабных военных действий и рассказали о сценариях, которые может попытаться реализовать Кремль.

 / pravda.ru

Все чаще из уст первых лиц страны звучат предостережения о возможном начале широкомасштабных боев в Украине. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов заявил о том, чтоежедневные провокации российских оккупантов могут перерасти в полномасштабные военные действия.

Также начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко отметил, чтоугроза военного характера существует не только на Донбассе. "Мы представляем нашим партнерам на разных уровнях документальное подтверждение присутствия российских войск и говорим об угрозах Украине не только с юго-восточного направления, не только с Донбасса, а вообще. На сегодня эти угрозы достаточно серьезны. Неправильно понимать, что угроза военного характера Украине существует только на Донбассе", — заявил Муженко, добавив, что речь идет, в частности, о Крыме.

видео дня

"Наращивается военное присутствие, совершенствуется инфраструктура, проводятся учения, разворачиваются новые воинские части и новые базы на востоке (на территории России) — в районе Богучара, Воронежа, Смоленска. Формируются мощные объединения. Есть ряд серьезных угроз не только на юго-восточном, но и на других направлениях", — подчеркнул начальник Генштаба. По словам Муженко, по состоянию на конец мая Генштаб "рассматривает несколько сценариев, в том числе, возможность широкомасштабной агрессии по отношению к Украине".

В свою очередь первый заместитель секретаря СНБО Михаил Коваль заявил, чтороссийские войска готовятся к возобновлению активных наступательных действийс целью выхода на административные границы Донецкой и луганской областей.

Военные эксперты прокомментировали "Главреду" эти заявления-предостережения, поделились своими оценками вероятности начала масштабных боев на Донбассе и попытками боевиков и российских войск расширить подконтрольные им территории, рассказали, по каким сценариям может действовать Россия, чтобы достичь своих целей в Украине, а также выгодно ли сейчас для РФ разворачивать активные военные действия на Донбассе.

Алексей Мельник

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

Алексей Мельник:

Угроза полномасштабной агрессии против Украины со стороны России никогда не исчезала. С самого начала войны она была, сохраняясь даже в периоды перемирия. Об этом свидетельствуют факты, приведенные представителями Главного управления разведки и СНБО: концентрация сил вблизи российско-украинской границы, поставки боеприпасов, горюче-смазочных материалов, техники на оккупированные территории и т.д. Все это дает основания рассматривать такого рода угрозу как вероятную.

Насколько вероятна угроза масштабных боев? Следует анализировать не только факты, свидетельствующие о подготовке к агрессии, но и мотивы и цели, которые Россия может достичь путем эскалации конфликта. Прежде всего, речь идет о Минских соглашениях: сейчас ситуация такова, что ответственность за выполнение условий договоренностей лежит и на Украине, и на России — 50/50; а в случае любой агрессии со стороны России ответственность за срыв Минских договоренностей будет полностью на РФ. Выгодно ли это сегодня России? Очевидно, что нет. Тем более, накануне принятия решений о продлении или не продлении санкций против РФ.

Однако мы также должны понимать, с кем имеем дело. Вся двухлетняя история российско-украинского конфликта говорит о том, что всегда более эффективным для России был инструмент силы. Так было перед Минском-1, так было перед Минском-2: применение силы, запугивание Украины и западных партнеров, принуждение их к уступкам и подписанию договоренностей, а если кто-то не идет на условия России, РФ начинает "говорить" пушками.

Что сейчас Кремль считает более целесообразным — сохранение перемирия или временная масштабная боевая операция с дальнейшим переходом к перемирию, переговорам о снятии санкций или выполнению Украиной ее части обязательств по соглашениям? Сейчас сказать сложно.

Выход боевиков и российских войск на административные границы Луганской и Донецкой областей — это, опять-таки, масштабная война. Ведь сейчас украинские силы стоят вдоль линии фронта, и будет невозможно достичь административных границ без применения силы.

Думаю, что для России сейчас не выгодно начинать масштабное наступление, поскольку ситуация кардинально отличается от той, что была в августе 2014 года. Уже тогда цена вопроса была крайне высокой для России. Сейчас эта цена, учитывая возможные потери и вероятные достижения в результате этой военной операции, стала во много раз выше, чем два года назад. Если исходить из здравого смысла, то Россия не должна была бы прибегнуть к применению силы и развертыванию масштабных боев.

Александр Скипальский

Генерал-лейтенант, бывший заместитель главы СБУ

Александр Скипальский:

Угроза реального вторжения России в Украину существует постоянно. Если РФ рискнула путем агрессии отобрать часть нашей территории — Крым, ввести войска на территорию Украины — в Луганскую и Донецкую области, сконцентрировать войска на границе с Украиной, намеревается проложить сухопутный коридор в Крыму, спровоцировать бунт на юге Украины, то только наивный человек может утверждать, что Россия не начнет полномасштабное наступление на Украину. Но! Эта угроза будет сохраняться до тех пор, пока в России не откажутся от агрессивного военного давления на Украину для достижения своих целей: не допустить вступления Украины в Евросоюз и НАТО, заставив ее, таким образом, отказаться от собственного внешнеполитического курса.

Думаю, что сегодня Путин рассчитывает исключительно на то, что в Украине запущен настолько мощный механизм хаоса и саморазрушения, что Кремль ждет либо социального взрыва, либо другого противостояния. Иными словами, Путин выжидает.

Наши чиновники от обороны дружно говорят об угрозе полномасштабной агрессии со стороны России, потому что политики, особенно курирующие военно-промышленный комплекс (где у нас все не слишком прозрачно и многие на ВПК обогащаются), озвучивают необходимость выделения дополнительных средств на оборону и ВПК. Когда политики и часть военных, курирующих военно-промышленный комплекс, просят денег, они, безусловно, указывают на какую-то явную угрозу.

По имеющейся у меня информации, Россия рассчитывает на внутренний конфликт в Украине и всячески этому способствует. На одном из совещаний Путин сказал, что они запустили вирус разрушения в Украине, и остановить его обычными методами будет крайне сложно. Так что эта угроза сохраняется. Власть, президент должны больше всего внимания уделять именно ей. Тем более, она подтверждается заявлением Путина в Греции о том, что каждый может выстрелить, если ему захочется. Это давление и шантаж, продолжение курса тлеющего конфликта с обострением, дезинформацией, принуждением, а не началом полномасштабного наступления.

Россия не верит в свой успех в Украине. Она понимает, что чем больше она будет оказывать давление, чтобы достичь своих целей в Украине, тем больше США и НАТО будут делать упор на поддержку Украины. Мы видим, как наращивается военное противостояние между НАТО и Россией. Поскольку НАТО укрепляет страны, являющиеся реальными объектами возможной угрозы со стороны России: Прибалтика, Польша, Словакия, Румыния, Болгария, РФ даже не скрывает, что перебрасывает военные группировки и создает новые гарнизоны и новые военные части именно по периметру российско-украинской границы. Если такая напряженность в отношениях и очередное противостояние между РФ и НАТО будет нарастать, то уровень концентрации российских войск на границах Украины будет увеличиваться. Чем активнее Украина будет проводить политику вступления в НАТО, тем большей будет численность российских войск у ее границ.

Леонид Поляков

Военный эксперт, экс-замминистра обороны Украины

Леонид Поляков:

Безусловно, вероятность начала масштабных боевых действий Россией против Украины существует. Но я бы не сказал, что этот сценарий возможен в ближайшее время, хотя определенные предпосылки для этого существуют.

Соответствующие заявления представителей СНБО и Генштаба появились, очевидно, потому, что существуют свидетельствующие об этой угрозе разведывательные данные, которые не обнародуются. На мой взгляд, вероятность начала полномасштабных боев на данный момент не высока, но все же есть. Об этом, в частности, говорит то, что со стороны Российской Федерации наблюдается очередной всплеск активности — силового шантажа. Она пытается за счет активизации боевых действий на линии разграничения, которая приводит к человеческим потерям, повышению напряженности и в обществе, и в региональной безопасности, и на переговорах "нормандской четверки", заставить Украину согласиться на политические позиции Минских договоренностей относительно амнистии, особого статуса, федерализации-децентрализации — на все прихоти Путина и Кремля.

В течение последних дней мы наблюдаем рост активности обстрелов со стороны боевиков, накопление значительного количества вооружения и припасов на временно оккупированных территориях, что сделало "армию" ДНР/ЛНР одной из самых больших в Европе по количеству оружия, в частности, сейчас у них танков больше, чем у Германии, а по количеству минометов и артиллерии она уже, возможно, занимает одно из первых мест в Европе. Кроме того, личный состав луганского и донецкого сепаратистских "корпусов" в определенной степени получил опыт, ведь постоянно проводилась ротация. Не исключаю, что российская сторона также сделала выводы о том, что их "резервные формирования" — фактически сборные команды кадровых бригад и полков РФ — также готовы действовать во втором и третьем эшелоне сепаратистов. В этом плане можно ожидать локальных наступлений вроде того, что было под Дебальцево и Марьинкой в 2015 году (под Дебальцево боевики за счет значительных потерь достигли своих целей, под Марьинкой — не достигли и были отброшены нашими войсками). Не исключаю, что такое, не откровенно российское, а под маркой сепаратистов, существенное наступление возможно и сейчас с ограниченными целями: либо до Мариуполя, либо до Славянска. Сложно сказать, на что именно были бы направлены такие наступления с ограниченными целями. В первую очередь, это был бы шантаж Украины, во вторую — преследовался целый ряд военных и политических факторов (стремление удерживать ситуацию в напряжении и истощить Украину; поддержка боевого духа сепаратистов и высокий градус информационной кампании в России).

Если говорить о чем-то большем, чем локальные операции — что это может быть? Например, сухопутный "коридор" в Крым. Ведь поставки в Крым остаются проблематичными, а местное население постепенно теряет эйфорию после присоединения к России. Однако этот же фактор говорит и против: какой смысл этот "коридор" создавать, если население Крыма уже теряет иллюзии относительно жизни в составе РФ. Другое дело, что в Крыму продолжается создание огромной военной базы, и, возможно, выстраиваются планы противодействия НАТО, шантажа не только Украины, но и ядерного шантажа Альянса. В этом смысле сценарий создания коридора в Крым для беспрепятственных поставок по суше я бы пока что не списывал из числа вероятных.

Но это не единственный сценарий. Не следует исключать и желание Кремля захватить и Харьков, и Днепропетровск. Если рассуждать гипотетически, я бы допустил и попытку если не захвата Киева, то нанесения авиационного ракетного удара по украинской инфраструктуре. Это может делаться параллельно: сухопутная операция на Донбассе и в направлении Крыма, с высадкой десантов поблизости Днепра, на побережье Азовского моря, а также с нанесением ударов ракетными войсками и организацией диверсионных актов, акций саботажа. Этот сценарий нельзя исключать, прежде всего, потому, что никто не гарантирует, что безумные планы по созданию "русского мира" по-прежнему продолжают существовать, от этой идеологии в Кремле еще не отказались. А если так, то носители этой идеологии еще наплаву.

Не думаю, что российское руководство всегда руководствуется здравым смыслом. Как показали авантюры на Кавказе и в Украине, у Кремля весьма специфическая логика. Ведь после аннексии Крыма многие думали, что этим Россия и ограничится, но потом был и Славянск, и Донецк, и Луганск, и т.д., а российские войска оказались не только в Крыму, но и в Донецке и Луганске. Поэтому нельзя исключать вероятности того, что снова сработает специфическая невротическая логика Кремля, которая основывается на неадекватной оценке своих потенциалов и ожидании успехов. Вспомните Гитлера, который тоже, начиная свои авантюры в Судетах в Чехословакии, был готов к тому, что его вот-вот атакуют западные страны, особенно когда он захватил Эльзас и Лотарингию, все ожидали, что он на этом и остановится. Но когда Гитлер увидел, что все "жуют сопли", не пытаются с ним воевать, а просто стремятся умиротворить его, отдав ему на откуп Чехословакию, он просто пошел дальше.

Возможно, Путин рассчитывает, что отдаст Украине полностью разрушенные Донецк и Луганск, чтобы она сама их восстанавливала, но зато Крым останется в составе России. Не исключаю, что в Кремле рассматриваются и такие сценарии, и за результат они даже готовы потерпеть экономические трудности из-за санкций. Очевидно, Путин хочет выкрутиться из ситуации по тем историческим калькам, которые имели место в истории Советского Союза, а в таком случае я бы не исключал вероятность реализации сценария широкомасштабных боевых действий. Не думаю, что сценарии, связанные с аннексией Крыма и попытками создать "Новороссию", полностью похоронены — думаю, они еще живы в мозгах адептов "русского мира" и представителей нынешнего кремлевского режима.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять