Вот уже три недели продолжается гражданская блокада Крыма. Кто-то говорит о первых результатах — сотнях тонн не пропущенных на полуостров грузов, кто-то об разорванных связях с оккупированными территориями. Но те и другие сходятся в одном: крымская тема снова на первых страницах газет.
Без украинских товаров
"На самом деле все плохо. Люди стали есть желуди и лебеду. Мне пришлось скушать кошку", — с иронией отвечает "Главреду" на вопрос о продовольственных поставках крымчанин Кирилл Нагорняк. А после задает встречный: "Блокада Крыма — это попытка вызвать голодомор на полуострове или просто попытка геноцида по этническому признаку?".
Нагорняк — редактор крымского новостного сайта. Его журналисты каждую неделю проводят мониторинг цен на продукты в Симферополе и активно комментируют тему.
"После начавшейся акции Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова по "блокаде" Крымского полуострова, определенную часть украинской общественности накрыла щенячья радость. В Украине наперебой предрекают Крыму "голодную смерть". Да с таким усердием, что сальные шкварки "незалежного" угара, минуя "чубарово-джемилевскую блокаду", долетают аж до полуострова", — пишут журналисты. А Нагорняк утверждает: украинских товаров на прилавках города почти нет. "В Крыму так называемая блокада совершенно незаметна, так как полуостров уже год не зависит от украинских товаров. Они и сейчас есть, просто эти продукты не принципиальны", — уверяет он.
Например, продавцы симферопольского "Привоза" украинской продукцией перестали торговать задолго до блокады. А если на прилавках и можно увидать несколько украинских марок, то либо их собственники россияне, как, например, известной карпатской минеральной воды, либо заводы расположены на территории полуострова и успешно работают. Речь может идти о мясе птицы одного из крупных украинских производителей. "Оно с завода, который в Красногвардейске находится. Из Украины вообще никогда не завозили. Только спонсоры были оттуда", — поясняет продавец. И хотя эти "спонсоры" еще летом официально заявили о закрытии филиала в Крыму, местные рассказывают — все работает. "Как и раньше, в две смены", — утверждает Нагорняк.
"Уже довольно давно украинские товары к конечному потребителю не попадали, — говорит "Главреду" координатор общественной инициативы "Крым-SOS" Тамила Ташева. — Я спрашивала родственников, друзей и знакомых, какие товары есть в крымских магазинах. Большинство — местная или российская продукция. Как только украинский товар поступал на полки, его быстро раскупали — он более качественный и немного дешевле. Так что говорить, что люди будут голодать нельзя. Но есть люди, которые спекулируют на вопросе блокады. Поэтому цены на рынках и в некоторых сетях выросли. Но оснований для повышения цен нет".
Что же касается цен, то они, на самом деле чуть-чуть выросли. Но это никоим образом не связано с блокадой, а реакция на похолодание — осенью все продукты дорожают.
В Феодосии, по данным интернет-издания "Кафа", за две последние недели цены вырослина 30% на гречку, на 20% на помидоры, на 10% на яйца и бананы, на 7% на сливочное масло и говядину. А вот сахар, капуста и лук подешевели. В среднем за две недели обозреваемый "Кафой" набор продуктов подорожал на 1%, за год — на 42%.
"За время оккупации цены на продукты в Крыму все время росли, — говорит "Главреду" адвокат, координатор движения "Евромайдан-Крым" Сергей Мокренюк. — Сказать, что за последние несколько недель они очень выросли, то нет. Блокаду анонсировали заранее, и многие супермаркеты сделали некоторые запасы".
"Власти" Крыма ищут возможность обеспечения жителей полуострова продуктами. "Известно, что сухопутным путем в Крым поставлялось до 80% товаров, — продолжает Мокренюк. — Нагрузки будут разделены. Немного больше на авиацию, немного больше на паромную переправу. Сами организаторы акции признают, что 70% продуктов, которые заезжали в Крым, потом ехали в РФ. Это и была нагрузка на паромную переправу. Сейчас она будет свободна, и они смогут свободно возить свои продукты. Если посмотреть на полки в магазинах, то будет понятно, что товаров из России уже много. В Керчи 90% привезенных из РФ. Таким образом, мы поддерживаем российского производителя".
Из Украины завозили не только товары, но и сырье. Людмила Королева из Феодосии замечает: "В магазинах, на рынках украинской продукции очень-очень мало было даже до блокады. Думаю, что вся украинская продукция шла в воинские части и в Россию. Аксёнов бесится из-за украинского сырья. Мясо, молоко ввозили с материка. А теперь эти заводы остановятся. Год назад Аксенов хвастался, что в Россию будут поставлять крымское сливочное масло, изготовленное из украинского сырья".
"Но сегодня больше важен вопрос не товаров, а ментальных связей, — уверена Тамила Ташева. — Нам здесь надо все время говорить о Крыме, помнить о нем, помогать вынужденным переселенцам".
Политическая составляющая
Не так давно в нескольких километрах от пункта "Чонгар" на административной границе Херсонской области с оккупированным Крымом активисты установили огромный борд. С одной стороны на украинском надпись гласит: "Вас вітає вільна Україна", с другой на крымскотатарском — "Украина. Крымско-татарская автономная республика". Координатор блокады Крыма Ленур Ислямов надеется, чтоновая Украина наконец-то услышит крымских татар, которые 23 года говорили о необходимости крымскотатарской национальной автономии.
Надежды на существование таковой в свое время дал Президент. Это Петр Порошенко в Раде попросил депутатов закрепить в Конституции Украины положения о национальной автономии крымских татар в Крыму. "На последующих этапах своей работы я прошу Конституционную комиссию прислушиваться к лидерам крымскотатарского народа и предусмотреть, что АР Крым как неотъемлемая часть Украины является национально-территориальным образованием, через который крымскотатарский народ реализует свое право на самоопределение", — еще летом сказал он.
Ислямов Президента услышал и уверен, если бы национальная автономия существовала бы уже сейчас, то Крым до сих пор был бы в составе Украины.
Крымские татары говорят о том, что парламент должен принять закон, в соответствие с которым правительство АР Крым должно находиться в изгнании в Херсонской области. В него должны войти как украинцы, так и крымские татары. Тут же на границе с Крымом могут функционировать и прокуратура, и суды, и милиция. Таким образом, создавая основу новой власти в Крыму.
Такие заявления крымских татар вызвали волну споров в украинском обществе. Вот, например, крымчанка, психолог Ольга Духнич в своем Facebook отмечает: "В результате, когда Меджлис наращивает субъектность, на пике внимания оказываются проблемы и цели крымских татар, что вполне нормально. При этом часть крымчан — не татар чувствует себя исключенной из процесса… Нужна хорошая широкая коалиция с очень внимательным отношением друг к другу".
"По моему мнению, блокада отрывает Крым от Украины", — уверен икоординатор движения "Евромайдан-Крым" Сергей Мокренюк.
"Цели, которые были оглашены накануне блокады — освобождение политзаключенных, допуск правозащитников, разрешение въезда лидерам Меджелиса в Крым, достичь этой блокадой невозможно, — уверен он. — Сейчас организаторы акции говорят, что их цель — деоккупация Крыма. Но в таком формате она не содействует освобождению полуострова. Деоккупация возможна только в том случае, если на полуострове будет оставаться как можно больше всего украинского, если как можно больше будет связей у проукраинских граждан с Украиной. Каждая тоненькая ниточка, которая нас объединяет с Крымом, должна усиливаться. Например, мы должны обеспечить реальную возможность для крымской молодежи обучатся в вузах на материке. Каждый крымчанин должен знать, какая позиция Украины касательно той или иной проблемы. Вот сейчас появилась проблема, что жители Крыма до 1 января 2016 года должны сообщить о присутствии второго гражданства. Что делать людям? Какая позиция украинского государства? Ее нет. И мы теряем связь. Сегодня в Крыму просто невозможно пройти медобследование. Больницы закрываются, врачи уезжают, уменьшается количество операций, которые можно проводить. Чтобы попасть к терапевту, надо выстоять огромную очередь, растянувшуюся на дни. В Украине таких проблем нет. Мы должны демонстрировать, что у нас другие ценности, что мы по-другому относимся к людям. Надо давать возможность крымчанам проходить обследование, скажем, в Херсонской области. Херсонская область должна стать тем регионом, где мы бы начали абсолютно другие отношения со своими гражданами. Лучший канал информационной связи — "одна бабка сказала другой". Она выехала и посмотрела, что происходит в Одессе и рассказала своим в Крыму, как там все хорошо. И применять такой подход — лучшее, что мы можем сделать".
"Путину все равно, что будет происходить с украинскими гражданами в Крыму, он бы хотел, чтобы их как можно больше уехало. Ему там нужна военная база. Правозащитники уже сегодня отмечают, что украинские пограничники фиксируют увеличившийся поток людей, которые выезжают из Крыма со своими вещами. Речь идет о том, что люди, которые не могут получить от российских властей средства для существования, покидают дом. Остальные должны или вымереть, или выехать", — не сомневается Мокренюк.
"Тема крымскотатарской автономии должна существовать в формате публичного обсуждения, — уверена координатор организации "Крым-SOS". — Но пока нет стратегии, каким образом будет происходить деоккупация, вопрос Крыма будет то потухать, то загораться. Поэтому сначала должно сформироваться общее виденье, а потом поговорим о создании крымскотатарской автономии".
Надо сказать, то организация "Крым-SOS" не участвует в акции гражданской блокады, так как позиционирует себя как правозащитная организация.
"Но с одной стороны мы понимаем, что в Крыму граждане Украины, которые живут на оккупированной территории, где происходят массовые аресты с нарушением прав человека, — продолжает Ташева. — С другой — происходит постоянная торговля с оккупантами. И на ней зарабатывают не простые граждане, а те, кто пользуется разными нелегальными схемами. Возможно, эта акция не была бы сейчас такой актуальной, если бы тема стратегического видения того, каким образом будет возвращаться Крым, существовала с самого начала. Прошло полтора года с момента оккупации Крыма, но у государственных органов власти и первых лиц государства нет общего единого видения, что делать с Крымом. И эта акция фактически является вынужденным шагом со стороны Меджлиса для того, чтобы поднять тему Крыма как в Украине, так и на международной арене. И есть уже некие позитивные результаты акции — о Крыме заговорили. И это важно, ведь все эти полтора года те проукраинские граждане, которые живут на оккупированной территории, повторяли: о нас забыли".
фото: ua-01.com
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред