Конфликт Ирана и Саудовской Аравии: есть ли риск начала войны внутри исламского сообщества?

6 января 2016, 12:54обновлено 3 августа 2018, 01:16
Эксперты рассказали "Главреду", во что может перерасти конфликт между Ираном и Саудовской Аравией.

 / Reuters

Саудовская Аравия решила разорвать все торговые отношения с Ираном, о чем заявил министр иностранных дел Королевства Адель аль-Джубейр. Также, по его словам, гражданам этой страны запретят посещать Исламскую Республику. Ранее Саудовская Аравия заявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном на фоне конфликта, который вспыхнул из-за казни шиитского проповедника. В связи с этой казнью прошли акции протеста в нескольких странах региона.

Опрошенные "Главредом" эксперты рассказали о возможных последствиях сложившейся ситуации на Ближнем Востоке. Некоторые из них предостерегают, что данный конфликт может перерасти в войну в регионе внутри исламского сообщества. Некоторые убеждены, что до вооруженного противостояния дело не дойдет.

видео дня

Игорь Семиволос

Директор Центра ближневосточных исследований

Игорь Семиволос:

Скорее всего, конфликт между Саудовской Аравией и Ираном не перерастет в вооруженный, а будет продолжаться через посредников, то есть будет идти "война by proxy" (война, когда государства не воюют непосредственно, а используют третьи страны, своих союзников, помогая им техникой, финансами, военными кадрами и т.д., — Ред.). Так эти страны действовали и до настоящего момента.

Безусловно, сохраняется напряжение на востоке Саудовской Аравии, где проживают шииты, которые продолжают протестовать, возмущаясь казнью своего лидера. Но я не думаю, что это напряжение и эти столкновения могут серьезно повлиять на внутреннеполитическую ситуацию в Саудовской Аравии.

Это государство уже сформулировало свои требования к Ирану, и они выглядят несколько нереалистическими: среди требований, к примеру, — прекращение вмешательства во внутренние дела Саудовской Аравии и других стран. Представить себе, что Иран пойдет на это, просто невозможно.

Думаю, сейчас каждая сторона будет пытаться привлечь на свою сторону как можно больше других стран, сформировать альянсы, и в рамках этих альянсов вести войну (не военным способом, а экономическим, политическим и другими). Каких-то кардинальных обострений, способных серьезно подорвать безопасность в регионе и привести к развертыванию широкомасштабного конфликта, я не вижу в ближайшем будущем. Однако будет высокая дипломатическая активность, в первую очередь, Саудовской Аравии. Мы уже видим, что страны-сателлиты или страны, которые пребывают на орбите интересов Саудовской Аравии, быстрее всех откликнулись на эту ситуацию.

Кроме того, важным будущим элементом станет позиция Пакистана. Поскольку он как раз, в отличие от Саудовской Аравии, имеет сухопутную границу с Ираном. Пока что идут разнообразные консультации, и не думаю, что сейчас они будут предпринимать какие-то резкие движения. Но Саудовская Аравия, безусловно, заинтересована, чтобы Пакистан присоединился к коалиции.

Так что проблемы есть, но они не столь драматичны.

Богдан Яременко

Дипломат, руководитель Фонда "Майдан иностранных дел"

Богдан Яременко:

Данная ситуация — это не следствие чего-то, а продолжение процесса активного противодействия между шиитами и суннитами, это старая вражда и непримиримость. Между Саудовской Аравией и Ираном обострения в отношениях возникали и раньше. Скажем, в той же Сирии они выступают с крайне противоположных позиций: Саудовская Аравия активно и давно поддерживает повстанцев, в том числе вооружая их, в то время как Иран поддерживает Башара Асада. Поэтому следует говорить не о каком-то новом явлении, а об обострении давно известного конфликта.

Сегодня есть опасность, что эскалация перерастет в нечто более масштабное, чем просто обмен дипломатическими демаршами, ведь конфигурация данного конфликта весьма необычна. Потому что Иран в данном противостоянии в той же наиболее острой фазе, которая касается Сирии, поддерживается Россией и, возможно, Китаем. В то время как Саудовская Аравия в том, что касается Сирии, поддерживается Турцией и США. То есть существует множество составляющих данной ситуации, конфликтогенность которых весьма высока.

Не хочется быть Кассандрой и пророчить, но это опасная ситуация для данного региона. И этот регион довольно пожароопасный, учитывая, что там есть и Израиль с его союзничеством с США, там есть и Египет со сложной ситуацией. Поэтому конфликт между Ираном и Саудовской Аравией — это ситуация, за которой нужно внимательно следить, поскольку она, к сожалению, может перерасти в большой региональный, а, возможно, и глобальный конфликт.

Григорий Перепелица

Профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, эксперт по вопросам международной политики, доктор политических наук

Григорий Перепелица:

Данная ситуация свидетельствует о том, что цивилизационный конфликт разворачивается как внутренний цивилизационный в исламском мире — между суннитами и шиитами. И это отражается на межгосударственных отношениях. Потому что в Иране доминирующую роль во власти играют шииты, а в Саудовской Аравии — сунниты, причем не только в Саудовской Аравии, но и в Турции и Кувейте. И этот конфликт уже приобретает региональный масштаб. Разрыв дипломатических отношений означает переход конфликта в военно-политический кризис, который является предтечей для переведения отношений в состояние войны. Поэтому существует большой риск, и конфликт разворачивается не только на двустороннем уровне между шиитами и суннитами, но и приобретает региональный характер. Мы видим, что Саудовская Аравия фактически является участником конфликта в Сирии, противостояния ИГИЛ. То есть этот конфликт приобретает многосторонний характер. Но его основным признаком является внутренний исламский фактор. То есть фактически этот конфликт разрастается внутри исламской цивилизации.

Существует риск, что вспыхнет война, поскольку военные формирования Ирана сейчас выступают на стороне Асада в Сирии и ведут войны против повстанцев, которых называют вооруженной оппозицией Асада. И в этот конфликт, как мы видим, втянута также Россия. Она использует этот внутренний цивилизационный конфликт, поддерживая фактически шиитскую сторону, поддерживая фундаментальный ислам, используя исламских боевиков, иранские вооруженные формирования и "Хезболлу". Саудовская Аравия также втянута в этот конфликт, потому что она защищает суннитов.

Таким образом, мы видим, что этот ближневосточный конфликт приобретает резкую религиозную конфронтацию внутри исламского общества и исламских государств.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять