В целом, по ориентировочным оценкам, тогда было убито около двух тысяч человек, пишет украинская служба ВВС.
Краеведы искали захоронения на территории луцкой тюрьмы не один год. Где именно они расположены, наверное, никто не знал: с возвращением советской власти на Волынь об этом боялись говорить, а братские могилы, обустроенные возле тюрьмы за немцев, энкаведисты сравняли с землей и заасфальтировали.
В найденном через 76 лет захоронении эксгумировано 107 останков. Останки обнаружили в пятиметровой яме, на глубине двух метров. По предварительным данным, погибшие - это молодые люди в возрасте до 30 лет, в том числе женщины. Также подняли на поверхность останки костей, а также одежды, посуды, замки, гильзы и передали на судебно-медицинскую экспертизу.
Людей мертвых сбросили в яму из-под авиабомбы, бомбы 22 июня на территории тюрьмы, а сверху набросали документы, полили керосином и подожгли.
В августе 1941 году немцы разрешили организовать в Луцке похороны. Тогда же люди поставили четыре дубовые кресты на местах захоронений. Но в 1944-м энкаведисты кресты приказали снести, а те места - заасфальтировать.
Согласно архивным документам, по состоянию на 10 июня 1941 года в Луцкой тюрьме НКВД удерживали 2 754 заключенных. В основном это активисты ОУН, священники, интеллигенция, так называемые кулаки. Людей уничтожили в луцкой тюрьме по месту содержания в связи с началом войны с Германией.
На месте найденного захоронения планируют поставить стеклянный саркофаг. В то же время, поисковики и представители общественности говорят о необходимости поиска других мест захоронений на территории тюрьмы, а также об обустройстве музея памяти в нынешнем монастыре.
Местные власти предварительно согласились выделить на это средства в бюджете 2018 года.
По данным Института национальной памяти, советская власть, отступая летом 1941-го перед нацистами, уничтожила в тюрьмах на территории Западной Украины, по разным данным, от девяти до 20 тысяч человек.
Напомним, в Украине открыты все архивы — от НКВД до КГБ.
фото: Волинь Post
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред