Когда и при каких условиях прекратится обвал гривны: прогноз экспертов

12 апреля 2014, 02:01обновлено 3 августа 2018, 01:06
Экономисты рассказали "Главреду", что будет с курсом гривны.

Эксперты рассказали, что будет с курсом гривны

Рекордное падение гривны продолжается - в пятницу, 11 апреля, межбанковский рынок закрылся долларом по 13,3 грн, а в течение дня американская валюта поднималась до 13,8. Евро стоит больше 18 грн.

Опрошенные "Главредом" экономисты связывают такой обвал национальной валюты с нестабильной политической ситуацией в Украине. Но отмечают, что в распоряжении Национального банка достаточно рычагов, с помощью которых можно было бы удержать курс и несколько стабилизировать ситуацию.

видео дня

Если же позиция НБУ останется такой же, как сейчас, а ситуация с провокациями сепаратистов на юго-востоке Украины дальше будет нестабильной, гривна продолжит падение. Эксперты считают, что такая ситуация может сохраниться до самих президентских выборов, а потолок, который "пробьет" доллар, прогнозировать не берутся.

В то же время, уверены экономисты, власть может повлиять на ситуацию и укрепить национальную валюту.

Владимир Лановой

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины Владимир Лановой:

Падение курса гривны настолько глубоко и значительно, что уже вышло за пределы допустимого. Экономика попала под огромнейший финансовый удар, рынок потребления масштабно сокращается, финансовые запасы предприятий и банковского сектора сужаются, оборот в экономике уменьшается, углубляется кризис. Не говорю уже о том, что происходит стремительная инфляция. Темпы инфляции только за март составили 2,5-3%, а в некоторых отраслях – до 10%. Это просто уничтожает процессы инвестирования экономики.

И это ключевая проблема сегодня для власти и Национального банка. Они пока что не рассматривают проблемы падения покупательной способности и стабильности гривны как ключевое событие. Вызывает огромное беспокойство то, что сегодня НБУ полагает, что в происходящем нет ничего страшного, а падение может быть и в дальнейшем. Это большая макроэкономическая ошибка и большой удар по экономике. Нельзя поддерживать банки, которые по тем или иным причинам вывели капиталы или игрались депозитами, искусственно высокими, а сейчас Нацбанк их поддерживает только для того, чтобы эти банки имели ликвидность. Хотя одновременно наносится огромный ущерб остальной экономике. Но ведь денежная политика осуществляется не ради банков, а ради всей экономики и всего общества!

Насколько дальше упадет гривна – это очень субъективно. Все будет зависеть от воли и желания действующего руководства Национального банка и, возможно, правительства (если они действуют сообща). От чиновников мы слышим, что, получив транши МВФ или других международных институтов, процесс пойдет в обратном направлении. А если МВФ даст нам кредит только через месяц, то курс может стать и 20 гривен за доллар. Но, я надеюсь, у власти есть понимание, что дальше так нельзя.

Так что, получается, что все зависит от МВФ (фонд намерен выделить Украине кредит в конце апреля-начале мая - ред.), а наше руководство никак не хочет вмешиваться в этот процесс. Вся внутренняя политика сейчас привязана к договору с МВФ и его реализации.

Виталий Кравчук

Старший исследователь Института экономических исследований и политических консультацийВиталий Кравчук:

Валютный рынок сейчас функционирует на минимальном уровне: обороты, о которых сообщает Национальный банк, минимальны. А, судя по комментариям участников рынка, импортеров и экспортеров практически сейчас на рынке нет. Мог сыграть роль и фактор привлекательности Украины, и фактор нынешнего политического напряжения.

Сказать, куда будет двигаться рынок дальше, сейчас чрезвычайно сложно. Если не будет очередного обострения политической ситуации на выходных, то можно ожидать, что на следующей неделе рынок начнет более активно функционировать. Потому что экспортерам и импортерам взять паузу надолго сложно. Потому будем смотреть, что будет происходить дальше на рынке.

Если у нас начнется реальная активность на рынке, то, думаю, что 13 гривен за доллар – это потолок. Но если еще несколько дней обороты на рынке составят 1-2 сотен миллионов долларов, как было в последние дни, то это негативно повлияет на курс. Надеюсь, что в ближайшее время мы увидим более солидные обороты. Когда минимальны обороты, вмешательство Национального банка может быть довольно эффективным и стабилизировать ситуацию. Но пока что позиция НБУ сведена к тому, чтобы не вмешиваться. Когда обороты на рынке не 200-300 миллионов, а гораздо меньше – как сейчас, нужны сравнительно небольшие интервенции. В этой ситуации у меня складывается впечатление, что у нас курс, скорее, виртуальный, нежели реальный. Хотя для простых людей последствия очень ощутимы и реальны.

Кредит МВФ – это ближайший сигнал, который мы можем ожидать, о том, что мы достигли практических позитивных результатов, и что станет понятно, куда мы будем двигаться. Могут быть и другие сигналы, которые будут говорить о стабилизации рынка. Например, в результате переговоров на следующей неделе Россия вдруг выделит нам деньги. Но это, конечно, больше из области фантастики, но тоже могло бы стать сигналом о стабилизации на рынке. Деньги МВФ сами по себе, конечно, сыграют положительную роль: НБУ после этого, возможно, будет готов, если не фиксировать курс, то хотя бы стабилизировать ситуацию на рынке, чтобы избежать слишком больших валютных колебаний.

Прогнозы относительно конкретных цифр сейчас делать неперспективно. Нынешний обвал – сигнал о том, что нужно остановиться. Я не вижу оснований для падения и до 12 гривен за доллар, но у нас уже больше 13-ти… Если выходные пройдут спокойно, то мы дальнейшего падения не увидим.

Ярослав Жалило

Заведующий отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, президент Центра антикризисных исследованийЯрослав Жалило:

Конкретные прогнозы сейчас сложно выстроить. Они определяются наличием финансового ресурса у участников рынка. Но наблюдается интересная ситуация: накручивание курса формируется в условиях уменьшения объемов ежедневных продаж. То есть теоретически на рынок может выйти два участника: один будет продавать за 100 гривен, а другой покупать за 100 гривен, и это тоже будет курс. Я, безусловно, преувеличиваю, это как пример. Происходящее сегодня – это спекулятивные игры, которые не имеют ничего общего с массовыми экономическими процессами, которые отражали бы реальное соотношение спроса и предложения на иностранную валюту как инструмент хозяйственных операций. А в таких условиях потолок будет постоянно двигаться – его невозможно сегодня назвать точно.

Главной движущей силой этой нестабильности курса является общая нестабильность в стране, в экономике и политической сфере. Мы видим, что очередной срыв произошел после того, как началось резкое обострение ситуации на Востоке Украины. До стабилизации ситуации в стране перемен ждать не приходится. А стабилизация до президентских выборов и прихода новой власти и президента, скорее всего, не произойдет. Потому, думаю, что в дальнейшем колебания курса будут достаточно активными. Но диапазон этих колебаний прогнозировать сложно.

Сейчас Национальный банк занял очень неправильную позицию: он абстрагировался от влияния на валютный рынок, утверждая, что все происходящее – это адекватная ситуация в экономике. И сегодня отрицательные информационные интервенции от такого провала гривны оказывают крайне негативное влияние на ситуацию в стране, в экономике, на темпы инфляции и девальвационные ожидания. В таких условиях НБУ следовало бы вмешаться и ввести существенные ограничения.

Вопрос с кредитом МВФ – сложный. Конечно, определенные ожидания, связанные с кредитом и стабилизацией, все-таки оправдаются. Кредит работает таким образом: якобы НБУ получает дополнительные валютные резервы, которые позволят поддерживать курс. Но сегодня же Национальный банк не осуществляет поддержки курса! Более того, он официально декларирует, что не намеревается начать интервенции для формирования курса. Потому, мысля рационально, можно сделать вывод, как кредит несущественно повлияет на стабилизацию курса, тем более, учитывая то, что часть его сразу же уйдет на возвращение внешних долгов. Определенный эффект будет, и немножко курс притормозит, но поскольку ключевая причина – нестабильность в стране – будет оставаться, я не ожидаю существенного положительного эффекта от получения транша МВФ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять