"Теневые" олигархи из последних сил пытаются восстановить жизнеспособность порожденных режимом Януковича схем дерибана госсобственности. Власть уверят, что им это не удастся, и первые шаги в противостоянии уже сделаны. Остается дождаться результатов.
Украина переживает новый этап становления. Революция достоинства, свергнувшая диктаторский режим Януковича, открыла для нашей страны перспективы цивилизованного европейского пути развития. Власть переживает кардинальное обновление, а это дает надежду, что Украина избавится от наследия "попередников" - разгула коррупции, дерибана госсобственности, откровенного обворовывания собственного народа. Вот только надежду эту подрывает настойчивость ряда финансово-промышленных групп из окружения "семьи" Януковича, которые изо всех сил стараются восстановить купленные за миллиардные откаты лидерские позиции, которые тают на глазах.
Жизнеспособность "отщепенцев" продемонстрировала стартовавшая в Украине приватизация, которую попытались провести по привычным для времени правления Януковича "серым" схемам. Ярким примером тому являются биржевые торги акциями крупнейшего в Украине производителя сложных удобрений ПАО "Сумыхимпром", которые, в "старых традициях", увенчались скандалом, ставшим главной причиной отставки главы Фонда госимущества Александра Рябченко.
Дело в том, что не без его одобрения, компания DF Дмитрия Фирташа попыталась прибрать к рукам госактивы по "бросовой" цене, что, в принципе, является нормой периода правления на приватизационном рынке Рябченко – верного слуги "семьи". Именно он, с молчаливой покорностью, раздавал олигархам собственность государства за бесценок, осознавая – предприятия обречены на мучительную смерть, а экономика страны - на коллапс. Но в этот раз реализовать задуманное любителям "мутного прошлого" не удалось. Хотя, реванш с их стороны полностью исключать нельзя. Итак, на кону - "Сумыхимпром".
Идея фикс
Главный герой упомянутого скандала - "теневой" олигарх Дмитрий Фирташ - собственник группы компаний Group DF, который, за время правления Януковича, обзавелся собственным химическим "анклавом".
Среди химактивов олигарха – четыре из шести химкомбинатов Украины. Три из них – Черкасский и Северодонецкий "Азоты" и горловский концерн "Стирол" - он приобрел молниеносно, в течение шести месяцев 2011 года. В результате, на сегодняшний день, Фирташ контролирует 80% внутреннего производства минеральных удобрений. Но и этого ему мало: очень хочется создать полную монополию.
Мешает достижению цели только одна деталь: химическая промышленность – один из самых крупных потребителей природного газа, который в нашей стране, вследствие российского "дружественного" отношения, – недешевое удовольствие. Тем не менее, приспешники Януковича идут Фирташу навстречу - разрешают напрямую договариваться с "Газпромом" о поставках топлива. Последний соглашается и даже предоставляет скидку, заимев, таким образом, своего человека в "братской" Украине. А "свой человек" получил бонус для создания химической империи – дешевым газом он стал обеспечен.
Следуя своему "монопольному" сценарию, Фирташ нацелился на Одесский припортовый завод и госпредприятие "Сумыхимпром". С ОПЗ история затянулась, а вот "Сумыхимпром" уже практически "уплыл" в руки Фирташа. Готовясь к покупке, олигарх не один год сбивал цену предприятия.
Первый скандал вспыхнул еще в 2011 году. "Сумыхимпром" не выполнил обязательства по погашению крупных банковских кредитов. Стороны прибегли к судебной практике, но Фемида, под руководством Януковича, не позволила банкам-кредиторам возбудить дело о банкротстве предприятия. В результате чего финучреждения, по сути, лишились своих средств. Между тем, некая близкая к Фирташу компания, стала скупать долги предприятия с большими дисконтами, что сильно попахивало откровенным криминалом. Эксперты заговорили, что предприятия активно готовят к "прихватизации".
Затем "Сумыхимпром" вдруг стал наращивать показатели производства. Кредиторы снова попросили погасить долги, но тщетно. Суды не стали на их сторону. То есть, полуторамиллиардная задолженность предприятия осела прибылью в структурах Фирташа.
На покупку "Сумыхипрома" олигарх рассчитывал в 2012 году, но власть, учитывая год выборов в парламент и ожидаемую реакцию оппозиции, решила, на время, "заморозить" приватизацию предприятия. Но банкротство "Сумыхимпрома" продолжилось – таким образом, Фирташ настоятельно рекомендовал власти отдать ему завод, который к тому времени был доведен до санации. Впрочем, чиновники смотрели на происходящее сквозь пальцы. Потом последовал 2013 год – политический и экономический кризис не дал провернуть сделку по "Сумыхимпрому". Время шло…
Последняя попытка
И, вот, 12 июня 2014 года, стартовал долгожданный для Фирташа аукцион на Восточно-Европейской фондовой бирже по продаже 7,2% акций "Сумыхимпрома". Кстати, сам процесс являлся ничем иным, как вспомогательным для определения рыночной стоимости акций накануне запланированной на текущий год приватизации основного пакета - 92,75%. Но "пробный шар" Фирташу прокатить не удалось.
К торгам, по задумке авторов приватизационной аферы, в очередной раз должен был быть допущен только один участник. Однако историю не удалось утаить, разразился скандал: информацию о злоупотреблениях ФГИ предали огласке представители недопущенной к аукциону компании "Бизнес-Инвест".
Работники малоизвестной "Восточно-Европейской фондовой биржи" (связанной с Дмитрием Фирташем), избранной Фондом госимущества для продажи акций госпредприятия, блокировали участие инвестиционной компании в приватизационном аукционе – просто, под разными предлогами не принимая от "не своих" заявку на участие в торгах. Правда, когда скандал уже набрал обороты, и крыть было нечем, биржевые брокеры нашли "отмазку" и заявили, что от "Бизнес-Инвеста" на счет биржи в надлежащий срок не поступил обязательный гарантийный платеж. При этом платеж был сделан своевременно, но тут хитрых прихватизаторов подстраховал банк упомянутого Дмитрия Фирташа – "Надра" (в котором и находились счета биржи), по неизвестной причине затянувший с проводкой денег. В этой истории все становится на свои места, если учесть, что единственным "правильным" претендентом, допущенным к торгам, была компания "Будброк", также входящая в бизнес-империю находящегося в розыске олигарха...
В итоге, ФГИ приостановил конкурс и было назначено расследование инцидента. Де-факто, это - один из первых примеров, за последние годы, когда потенциальному инвестору удалось остановить "адресную" приватизацию. Хотя, время играет на руку Фирташу, который может, пока идет расследование, вести переговоры с властью для получения одобрения на попытку номер два…
Между тем, всех перечисленных ситуаций можно было легко избежать, если бы на это была политическая воля. "Все один к одному как при Януковиче – скандал, отмена конкурса… Хотя все это можно было решить заранее, провести открытые биржевые торги, хотя бы единственные, чтобы продемонстрировать западным инвесторам – у нас хоть что-то изменилось. Опять мы показали свое лицо "в лучшем виде". Если есть конкуренция, нежелательный покупатель, то его нагло отсекают. Мне трудно объяснить происходящее, в частности, с "Сумыхимпромом": почему биржа, которая связана с одним из покупателей объекта, имею в виду Фирташа, – это его биржа, продает объект, а представителя других бизнесменов к торгам не пускает... Проще простого было поменять биржу, сделать прозрачным доступ к торгам, не нарываясь на скандал. Ясно, что биржа никого не пустит к торгам, кроме структур Фирташа. Это было спрогнозировано заранее", - отмечает экс-глава ФГИ Александр Бондарь.
Тем временем, Group DF активно взялась за свое "отбеливание". Она настоятельно попросила ФГИ разблокировать приватизацию "Сумыхимпрома" и провести открытый и прозрачный аукцион. "У Group DF есть основания полагать, что настоящей причиной остановки приватизации стало давление одного из участников торгов на организатора торгов и на продавца акций. Мы считаем, что это не что иное, как умышленное и преднамеренное блокирование приватизации ПАО "Сумыхимпром" отдельными коммерческими структурами и их собственниками. Group DF просит правительство, Фонд госимущества Украины и правоохранительные органы максимально быстро провести объективное расследование и выяснить настоящие причины срыва биржевых торгов. Предлагаем в максимально короткие сроки провести открытый, прозрачный конкурентный конкурс по продаже миноритарных пакетов акций, а также контрольного пакета акций. Group DF готова принять участие в любых конкурентных формах продажи, предусмотренных законодательством: от биржевого аукциона до открытого денежного аукциона. Без сильного стратегического инвестора "Сумыхимпром" остановится, люди потеряют работу, а Украина останется без крупного производителя сложных минеральных удобрений и диоксида титана", - говорится в сообщении пресс-службы Group DF.
ФГИ откликнулся на просьбу Фирташа, только в несколько неожиданной для олигарха форме. Фонд заявил, что начал подготовку к проведению приватизационного конкурса по продаже 92,75% госпакета акций "Сумыхимпрома". Как отмечается в сообщении ФГИ, в соответствии с действующим законодательством, Фонд предлагает всем потенциальным покупателям принять участие в разработке конкурсных условий. Теперь очень важно, чтобы они не были прописаны под одного участника, как это делалось в угоду "олигархам-прихлебателям" при режиме Януковича.
Павел Ризаненко, заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, уверен, что умыкнуть "Сумыхимпром" Фирташу уже не удастся: "Легкая жизнь Фирташа в отношении "Сумыхимпрома" закончилась. Все будет теперь иначе. Аукцион должен быть конкурентным, открытым, чтобы в нем могли принять участие все желающие, а не так, как это было раньше – условия конкурса прописывались под одного участника. Теперь, думаю, такого не будет".
Является ли прогноз народного депутата верным - покажет время.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред