Удар по фарммафии: почему Минздрав не отдает закупки лекарств международным фондам?

30 апреля 2015, 16:21обновлено 3 августа 2018, 01:13
4897
Разработка подзаконных актов пока саботируется.

В карманах фарммафии оседают сотни миллионов долларов

Представители пациентских организаций и гражданские активисты считают, что ведомство решительно настроено сохранить коррупционные схемы предшественников. В связи с этим они призывают премьера Арсения Яценюка взять под свой контроль процесс закупки лекарств международными организациями, указывая, что с момента принятия народными депутатами соответствующего закона прошло более месяца, но реальных шагов в этом направлении так и не было сделано.

"Главред" разбирался, почему из уст чиновников Минздрава все чаще слышны слова о том, что в кратчайшие сроки договоры подписать трудно, а наладить процесс закупок — еще труднее.

видео дня

Прозрачный механизм

Министр здравоохранения Александр Квиташвили несколько раз повторял: закупка лекарств через международные институты не только снизит цены, главное — пациенты смогут получать препараты в полном объеме и своевременно. Для этого надо было только вывести процесс приобретения лекарств и вакцин из сферы влияния Министерства. Такой механизм уже работает в Грузии, Молдове, Армении.

Как доказательство серьезности намерений в середине марта в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта — №2150 и №2151 — о госзакупках лекарственных средств и о внесении изменений в Налоговый кодекс. В одном из документов заложена норма о том, что права закупок препаратов по четырем программам лечения — СПИД, туберкулез, вирусные гепатиты и вакцинация — передадут шести международным неприбыльным организациям, это — Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, IDA Foundation (Нидерланды), Crown Agents (Великобритания), Partnership for supply chain management (PFSCM) (Америка), Global Drug Facility (GDF) (Швейцария). Всего на сумму чуть более миллиарда гривен. В другом — предусмотрена отмена 7% НДС и 5% таможенной пошлины на лекарства, купленные таким образом за бюджетные средства, ведь упомянутые организации, по своим положениями, не могут быть налогоплательщиками.

Что касается объемов и перечня препаратов, то их должно определить Министерство здравоохранения Украины. От него зависят и сроки закупок и поставок лекарств.

Разработчики документа посчитали, что такой рациональный подход позволит экономить государственные средства на 42% или 348 млн гривен, а значит — появится возможность дополнительно обеспечить жизненно необходимыми лекарствами более миллиона украинцев. На эти средства, например, можно купить один миллион 455 тысяч вакцин для новорожденных и обеспечить необходимыми препаратами 840 пациентов с вирусным гепатитом.

19 марта 2015 года нардепы проголосовали за документ №2150 (чуть позднее и за №2151), а 17 апреля Президент Петр Порошенко со словами: "Это будет сильный удар по фарммафии, которая 23 года нагревала руки на здоровье людей" подписал закон о закупке лекарств через международные организации.

Нерабочая версия?

Надо сказать, что когда депутаты голосовали за законопроекты, председатель парламентского Комитета по здравоохранению Ольга Богомолец заметила: для украинских пациентов очень важно, чтобы ВОЗ, ЮНИСЕФ и другие международные организации могли как можно быстрее приступить к процессу содействия закупкам.

Но механизм не работает до сих пор, а Украина близка к прошлогоднему провалу в закупках, когда пациенты, страдающие ВИЧ/СПИДом, фенилектонурией, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями оставались без лечения, а дети — без прививок.

Председатель правления БФ "Пациенты Украины" Дмитрий Шерембей уверен, что механизм закупки жизненно необходимых лекарств для пациентов, страдающих ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, гепатитом и другими болезнями, должен работать независимо от того, кто находится у власти. Сегодня же из-за отсутствия лечения в сутки умирают полторы тысячи украинцев. Всего же в лечении нуждается около 19 миллионов украинцев.

"Если таких людей не берут на лечение в начале года, до 50% могут не дожить до конца этого года. Только от онкологии умирают 299 человек за сутки, а 400 ставят новый диагноз", — утверждает Шерембей.

"Министр Квиташвили делал публичные заявления о том, что после принятия законов, не позднее чем за 1,5 месяца функция закупок лекарств будет передана международным организациям, — утверждает Шерембей.— Тем не менее, Министерство до сих пор не разработало и не представило в Кабинет министров ни одного подзаконного акта, который бы регулировал вопросы передачи закупок. Фактически этот процесс пока саботируется".

"Существуют два объяснения ситуации, в которой сегодня оказался процесс передачи закупок лекарств международным организациям, —утверждаетпредседатель правления "Центра противодействия коррупции" Виталий Шабунин. — Первая — профнепригодность чиновников Минздрава, которые не выполнили ту работу, которую должны были. Вторая — желание сохранить коррупционные схемы. Если это так, то мы хотим видеть увольнение ответственных лиц. Если этого не произойдет — это будет свидетельством того, наши предположения верны. Ежегодно Министерство, по данным СБУ, переплачивает на закупках до 40% стоимости, которые оседают в карманах чиновников, поэтому они делают все, чтобы и в дальнейшем оставить эту функцию Минздраву".

Шабунин напоминает: не мы придумали срок полтора месяца, и на каком этапе и где произошел сбой, нас не интересует, важен — результат. Пока же очевидно: задержка процесса закупок может свидетельствовать о желании провести тендеры в экстремальных условиях нехватки времени, что позволит коррупционерам выдвигать свои условия. "Так всегда делала Богатырева. Торги затягивались, а потом под предлогом срочности продвигали различные коррупционные схемы", — вспоминает он.

Юристы, которые разрабатывали законопроекты, говорят, что не видят юридических препятствий для передачи процедуры закупок международным фондам уже сейчас, ведь закон не только внедряет общие нормы проведения государственных закупок лекарств через международные организации, но и устанавливает перечень и содержание необходимых для его имплементации подзаконных нормативно-правовых актов. "По нашему мнению, если бы Минздрав был заинтересован во внедрении закупок через международные организации, то по состоянию на сегодня уже были бы, по крайней мере, опубликованы проекты необходимых нормативно-правовых актов", — утверждает юрист Лана Синичкина.

В профильном Министерстве подтверждают, что принятые законы необходимо дорабатывать. Первый замминистра здравоохранения Александра Павленко утверждает, что нормативно-правовые акты, которые должны быть приняты для практического проведения закупок через международные организации, в процессе наработки, и они вскоре будут представлены на рассмотрение парламента.

Планы Минздрава

Другой замминистра здравоохранения Игорь Перегинец после заявлений активистов оправдывается: тендеры будут объявлены после утверждения номенклатуры необходимых препаратов. "А главные коррупционные риски существуют не при проведении тендеров, а при составлении заявки на закупку лекарств. Сегодня мы должны пересмотреть перечень, проверить, насколько эта номенклатура отвечает потребностям, соответствует клиническим протоколам и выделенным ресурсам. По данным правоохранительных органов, в номенклатуре присутствуют абсолютно коррумпированные позиции, мы должны на это реагировать", — добавил он.

Видимо, Перегинец знает, о чем говорит.

Нет сомнений, в Украине закупка лекарственных средств, пожалуй, одна из самых коррумпированных дел. Схемы известны. Например, при Минздраве могут формироваться номенклатурные группы, которые создают списки и потребности в регионах. Так, чтобы продвинуть нужного производителя, в перечне прописывается дозировка действующего вещества, которая есть только у него. Далее списки идут в регионы. Там чиновники (разумеется, не без "участия" фармкомпаний, которые мотивируют премиями и бонусами) решают, какой препарат нужен, а какой — нет. Махинации существуют и на стадии формирования цен. Один из алгоритмов обмана таков: существует основной контракт с высокими ценами и дополнительный, согласно которому поставщик дает еще лекарства в форме бонуса или кредита, который возвращать не надо, а препараты можно сбыть, например, в аптеках… В СБУ говорят о факте, когда один из крупных дистрибьюторов в течение нескольких лет при Министерстве Богатыревой предлагал государству лекарства по завышенным на 20-40% ценам. Злоумышленники получали сверхприбыли в обход установленной законодательством 10% предельной надбавки на оптовые цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Таким образом, компания импортировала при посредничестве подконтрольных иностранных фирм только по договорам с Минздравом продукции неи много ни мало на сумму более 1 миллиард 260 миллионов гривен.

К слову, ни один украинский чиновник за махинации при закупке лекарственных средств так и не был наказан.

Тем временем заместитель Квиташвили, господин Перегинец, называет приблизительное время начала закупок, согласно закону, по всем четырем программам: середина июня.

Александра Павленко же уточняет: "У каждой организации свои условия, свои планы, свои договоры, и мы должны тщательно прописать нормативы сотрудничества с каждой из этих организаций".

Хотя не понятно, почему профильное ведомство не начало вести переговоры с этими организациями еще на этапе разработке документа, а также после его утверждения в парламенте, а откладывало такие свои действия на время после подписания закона Президентом?..

Представитель Антикоррупционного центра Шабунин призывает чиновников не затягивать и уверяет: есть все предпосылки подписать договора с международными организациями уже в мае.

Правда, некоторые эксперты все же аккуратно замечают, что этот закон ныне неактуален, ведь реально в нашем государстве на разработку подзаконных актов может уйти несколько месяцев. А это — утраченное время для пациентов с тяжелыми заболеваниями. Будет потерян год. Останется еще три, ведь законом предусмотрены всего четыре.

Так, к примеру, Борис Даневич, сопредседатель Комитета по здравоохранению Американской торговой палаты в Украине, представители которой участвуют в заседаниях экспертной группы по дерегуляции фармрынка при Минздраве, считает, что в этом году процедурой, описанной в новом законе, воспользоваться вряд ли придется. "Надо как можно быстрее провести госзакупки по процедуре и номенклатуре прошлого года, а уже в июне начать процесс создания экспертной группы для определения номенклатурных закупок 2016 года и доработкой законодательной базы", — уверен он.

фото: aktiv.com.ua

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять