Списание части долга и отсрочка выплат: благо или ошейник для Украины

29 августа 2015, 08:31обновлено 3 августа 2018, 01:15
3403
Эксперты рассказали, действительно ли списание части долга Украины кредиторами спасет ее от дефолта.

 / twitter.com/Yatsenyuk_AP

Кабмин похвастался достижением: частные кредиторы согласились списать Украине 20% долга (почти 4 млрд долл.) и отсрочить выплату оставшейся части на четыре года. О чем на заседании правительства 27 августа заявил премьер-министр Арсений Яценюк, добавив: "Ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится".

Однако уже на следующий день появился прогноз международного рейтингового агентства Fitch, говорящий о том, что рейтинг Украины снизился до преддефолтного.

видео дня

Как отразится на украинской экономике уменьшение долгового бремени в результате списания части долга? Какие риски возникают при отсрочке оставшейся части долговых обязательств? Насколько оправдан неутешительный прогноз агентства Fitch? Об этом и многом другом экономисты рассказали в комментариях "Главреду",

Ярослав Жалило

Президент Центра антикризисных исследований

Ярослав Жалило:

Списание части долга Украины — это важно, ведь угроза дефолта действительно снимается. По крайней мере, на довольно значительное время. Ведь теперь четыре года нам можно не выплачивать тело долга. А что касается процентов — это не настолько большая сумма, чтобы из-за нее надо было переживать. Думаю, Украина сможет эти выплаты обеспечивать.

Кроме того, это важно, поскольку в полной мере разблокирована программа помощи МВФ, а это и дополнительно поддерживает платежеспособность страны, и стабильность курса гривны. Также это улучшит доверие потенциальных инвесторов и экономических партнеров к Украине.

По моему прогнозу, если не будет проблем другого характера, то уже в текущем году мы сможем увидеть активизацию и предоставления практической финансовой помощи Украине, и поступлений системных инвестиций в страну.

Кроме того, это важный момент, связанный с улучшением ожиданий, связанных с Украиной. Поскольку постоянные разговоры о дефолте беспокоили внутренний рынок, а также были фактором девальвационных и инфляционных ожиданий. Теперь же, я думаю, будет спокойнее.

Владимир Лановой

Президент центра рыночных реформ, экс-министр экономики

Владимир Лановой:

Решение о реструктуризации долга, который составляет 19 млрд долл., безусловно, позитивное. Это была необходимость для нас. И первой функцией министра финансов является обеспечение такой реструктуризации для облегчения долгового бремени государства. Теперь не нужно будет выискивать в бюджете средства, чтобы погасить долговые обязательства, которые пришло время возвращать. Оценка была дана совершенно правильная: так приблизительно 500 млн долларов бюджетных средств будет сэкономлено в год, то есть бюджетных затрат станет меньше ровно на эту сумму. Сокращение затрат является ключевым моментом в эффективном использовании средств правительством.

Хотя, безусловно, к данному проекту есть и вопросы. Во-первых, кредиторы согласились отложить выплату тела кредита только на четыре года, хотя раннее были заявления, что отложат на 15 лет. В таком случае следует делать совершенно другие выводы, и будут совершенно другие результаты. Ведь за четыре года Украина не поднимется на тот уровень прибыльности и валютного профицита, который обеспечит нам накопление валюты и расчеты по долгам в размере 19 млн долларов. В итоге, через три года мы будем вынуждены снова сесть за стол переговоров с кредиторами и выслушивать их условия.

Во-вторых, мы не знаем всех обстоятельств, при которых было принято решение о списании части долга. При таком решении учитываются три основных параметра: срок пролонгации, сумма возвращения (это мы знаем — на 20% меньше), изменение процентной ставки. Когда дается бо́льший срок на возвращение долга, как правило, кредиторы требуют повышения процентной ставки. Так, к примеру, у нас было в 2000 году, когда была достигнута первая реструктуризация долга на десять лет. Тогда выплаты отсрочили, но при этом подняли процентную ставку с 8% до 11%. И это без какой-либо помощи международных организаций или правительств. Тогда мы даже не почувствовали ничего, потому что десять лет — это нормальный срок. В данном же случае мы ощутим бремя долга. С точки зрения правительства (не экономики Украины!), безусловно, выгодно сократить именно сегодняшние бюджетные расходы, потому что правительству нужны деньги на оборону и другие нужды государства, и деньги нужны уже сегодня. А с точки зрения экономики, отсрочка выплаты долга на четыре года — не решение вопроса.

Очевидно, что был подписан протокол о конфиденциальности договоренностей во избежание политической и рыночной публичности подробностей. Поэтому мы не знаем всех условий, при которых кредиторы согласились на списание долга. Но если они списали 20% долга, то должны были чем-то компенсировать свои потери. Возможно, это процент. Но в таком случае во всей проделанной работе нет смысла: процент поднят, сумма снижена — в итоге, сумма долга остается прежней.

Возможно, были даны какие-то гарантии правительством США. Дважды по миллиарду долларов гарантий, предоставленных Украине Соединенным Штатами, а это значит, что США вернут кредит, если Украина этого не сделает. То есть в этом случае США являются стопроцентным гарантом всех обязательств. Тогда процентную ставку можно снизить до небольшого показателя. Ведь так наши бумаги становятся более гарантированными, а, соответственно, их цена стремительно возрастет, и их можно будет продать дороже. Наш Минфин подчеркивал этот момент: будут преференции — более высокая стоимость и меньший дисконт. Определенным образом правительство США компенсировало инвесторам и компаниям потери от списания части украинского долга.

Олег Соскин

Директор Института трансформации общества

Олег Соскин:

То, что сейчас происходит в Украине, — это технический дефолт, что значит неспособность страны обслуживать свои внешние долговые обязательства. По этой причине Украина вступила с внешними кредиторами в переговоры, в результате которых был найден механизм, позволяющий хоть как-то выплачивать долговые обязательства. И международное рейтинговое агентство Fitch это подтвердило, понизив рейтинг Украины до преддефолтного — с СС до С (ниже этой ступени только рейтингD, что, собственно, и означает дефолт, — Ред.). Поэтому никакой "победы" сейчас нет — есть начало дефолта.

Следует отметить, что переговоры шли о списании лишь части государственного внешнего долга (а в конце мая внешний государственный долг (прямой и гарантированный) составлял 43,7 млрд долл.; а сколько он составил в августе — это тайна, покрытая мраком). И реструктуризация касается лишь части государственного долга.

Сейчас кредиторы списали Украине около 4 млрд долларов. На данный момент — якобы списали, потому что еще нужно выпустить девятью разрядами новые облигации с погашением первого разряда в 2019 году под годовой процент 7,75%. Если даже в первом разряде будет выпущено 1,8 млрд долл. под 7,75%, то за четыре года к этим 1,8 млрд надо будет добавить 30% годовых. То есть надо будет выплатить 540 млн долл. А если таких будет девять разрядов каждый год на такую сумму (второй разряд будет существовать пять лет, третий — шесть и т.д., последний разряд будет гаситься через 13 лет) (и, опять-таки, нам же никто не говорит, какими будут разряды, одинаковые суммы или нет), то, получается, когда будет гаситься последний разряд, то за него придется заплатить такую же сумму — 1,8 млрд.

Возникает вопрос — а что, собственно, сейчас списали? Выходит, что в итоге мы заплатим еще больше. Нам просто эту оплату перенесли на будущие периоды.

Более того, эти новые облигации нельзя будет досрочно выкупать. Их придется обслуживать тот период, на который они выпущены. То есть на нас надели ошейник и цепью привязали к этому ростовщическому корыту, и мы теперь не сможем оттуда оторваться. Народу Украины, как проклятому, придется выплачивать эти долги и эти 7,75%.

Есть еще важная вещь, которая не известна широкой общественности. Я прочел постановление Кабмина — там даже не понятно, о чем речь идет. Там говорится о каких-то ценных бумагах правительства, что таковые должны быть выпущены. А под что они выпускаются? Под какой процент? Ценные бумаги — это гарантии. Гарантии — под что, под ликвидное имущество? Или это вексель? Что за бумага выпускается? Или это гарантия дать Franklin Templeton, ротшильдскому фонду и Соросу, гарантию покупки, например, Одесского припортового завода или каких-то облэнерго, или сельхозугодий? Вообще ничего не понятно! Вывод — один: это очень хитроумная сделка, чисто шулерский механизм. В результате "поимеют" наших граждан по полной программе.

Смысл действий Яресько, Ротшильда, Сороса в том, чтобы привязать Украину, дабы украинцы выплачивали это ростовщическое долговое бремя, чтобы сделать нас вторыми греками. Для этого нужно изменить налоговую систему так, чтобы каждый сдавал декларацию с двумя частями — доходы и расходы. Тогда можно будет создать фискальные полицейско-карательные органы, чтобы с их помощью начать уничтожать любого украинца. Потому что у каждого же не будут сходиться доходы и расходы. И тогда будет право посадить любого человека в "долговую яму". Думаю, в этом смысл: увеличить внешнее долговое бремя, а сейчас нам его увеличили, привязали нас к этому ростовщическому корыту, и теперь бремя должен начать выплачивать каждый украинец.

То есть то, что нам сейчас преподносится как благо — мы якобы сумели отменить дефолт, на самом деле значит, что мы просто этот дефолт отложили во времени и увеличили выплаты по долгам, сделав их прямо безысходными.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять