Самопровозглашенные "власти" Крыма пытаются наладить жизнь полуострова без крымских татар. Если в начале весны – в первые дни аннексии Россией автономной республики – коренное население полуострова пытались уговорить сотрудничать и даже подкупить, то уже спустя несколько месяцев тактика изменилась – начали применяться иные методы: запугивание, угрозы и запреты.
Под посольством России в Украине несколько десятков активистов – они протестуют против давления российских "властей" на крымскотатарский народ. В их руках плакаты: "Решат Аметов убит руками российских оккупантов", "Чем сильнее ваши репрессии, тем сильнее наше сопротивление", "Руки прочь от ATR".
"В связи с событиями на востоке Украины Крым уходит с повестки дня не только у журналистов, но и у политиков, которые перестают требовать возвращение полуострова", – говорит глава крымского правозащитного центра "Действие" Александра Дворецкая.
"Крымские власти развернули системную дискриминацию в отношении крымских татар по расовому, этническому и религиозному признакам, – заявил глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров во время своего выступления на недавней конференции ООН по коренным народам в Нью-Йорке. – Репрессии приобретают угрожающие для жизни и безопасности крымских татар масштабы и характер. В их ряду – похищения и исчезновения людей, бандитские нападения на крымскотатарских и украинских активистов гражданского общества, массовые обыски в домах граждан, в мечетях, медресе, библиотеках и школах. Без преувеличения, в отношении Крыма и крымских татар вновь, но уже в XXI столетии, возвратилась доктрина Российской империи "Крым без крымских татар".
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев говорит, что в Крыму "оккупанты составляют черные списки крымских татар".
Давление на татар в Крыму началось в марте – тогда украли и убили местного жителя Решата Аметова. Затем были поджоги, похищения, избиения, обыски, запрет въезда на территорию РФ и Крыма Джемилеву, а вскоре Чубарову. Общественные активисты насчитали больше тридцати конкретных случаев нарушений прав крымских татар, не считая обысков – последних только за предыдущий месяц, по подсчетам Джемилева, было более сорока.
"Люди, у которых были обыски, и на которых давят, пока остаются в Крыму, – говорит координатор общественного движения "Крим SOS" и глава медиа-департамента землячества крымских татар в Киеве Тамила Ташева. – Но они в таких условиях, что должны будут рано или поздно выехать. Жить так не смогут – если при каждом случае к тебе будут приходить незваные гости с обысками. А с другой стороны – обвинять в экстремистской деятельности. Недавно, так называемый, прокурор Крыма Наталья Поклонская прямо сказала, что если будут люди, которые будут не согласны с тем, что Крым вошел в состав России, то их фактически будут выселять, а потом и не пускать на территорию полуострова. А кого эти слова могут касаться, как не большинство крымскотатарского населения, которое остается проукраинским и не воспринимает оккупацию Крыма".
Тамила признает, что крымские татары, дабы жить в своем Крыму, берут паспорта граждан России: "Это те, кому они нужны для оформления частной собственности или трудоустройства. Но нельзя говорить, что массово. Те, кто даже взял, относятся к российскому паспорту как к "аусвайсу" – документу, который выдавали во время гитлеровской оккупации. И сейчас, когда говоришь с крымскими людьми, то они уверяют, что постараются выдержать. Но сейчас, действительно, очень трудно жить в Крыму – никто не чувствует себя защищенным, все понимают, что в любой момент к тебе могут прийти с обысками, устроить "маски-шоу", отобрать дом или землю – у них же даже есть ускоренная процедура отбора земли".
Череда запретов и обвинений
И вот на днях "власти" Крыма выселили Меджлис из здания в Симферополе, которое он занимал более пятнадцати лет. Все работники уволены, а счета и имущество арестованы. Спустя несколько дней та же участь постигла Меджлис в Бахчисарае – один из судов удовлетворил иск о выселении, мол, организация использовала объект не по назначению.
"Давление на Меджлис усилилось после массового игнорирования крымскими татарами недавних выборов, – говорит Ташева. – Хотя оно продолжается на протяжении семи месяцев аннексии. Так называемые, власти Крыма начали действовать на следующий день после "выборов" – именно тогда пришли с обысками в Меджлис. Понятно, с какой целью все это происходит – для запугивания людей".
Тамила на днях вернулась с конференции ОБСЕ в Варшаве. Там она выступала во время панельной дискуссии о национальных меньшинствах, рассказывала и об общей ситуации – "что было до референдума и после него, как господствует Россия в Крыму", о частных случаях – в том числе, давлении на Меджлис.
Напомним, 22 сентября так называемый "премьер" Крыма Сергей Аксенов заявил, что юридически Меджлиса на Крымском полуострове "не существует". Более того, по его словам, он не пользуется большой поддержкой среди крымскотатарского населения. "Если бы провели социологический опрос, то убедились бы, что Меджлис пользуется поддержкой от 15% до 20% крымских татар. Поскольку ничего из тех программ, которые заявлялись с 1991 года в Украине, Меджлис не выполнил". В самом же Меджлисе такие цифры опровергают – наоборот, говорят о возросшей поддержке в связи с аннексией Крыма.
"Теперь неизвестно, где и как будет работать Меджлис – такое решение должен принимать его съезд или Курултай, – продолжает Тамила. – Джемилев говорит, что мы возвращаемся в те времена, когда крымские татары выживали в условиях Советского Союза и работали практически в подполье. Сейчас будут продолжаться суды. Конечно, надеяться на их решения не стоит. Мы же все понимаем, какой суд может быть в Крыму – он выносит те решения, которые необходимы властям. Поэтому надо давить на международную общественность. Поэтому крымскотатарская делегация выступала в ООН, поэтому мы поехали на конференцию ОБСЕ. Хотя с другой стороны решение Европейского суда по делу "Джемилева против России" касательно его сына не воспринимается российской властью – сын не освобожден, хотя есть соответствующее решение. С той стороной вообще сложно иметь любые конструктивные диалоги".
Тамила говорит, что международные санкции, существующие по отношению к России, недостаточны: "Надо стремиться к тому, чтобы изоляция России только усиливалась. Вот я была в Польше, говорила с водителями такси, они рассказывали, что те люди, которые приезжают к ним из РФ, стыдятся говорить, что они русские. Хорошо, когда таких случаев становится больше. Пока же Россия, извините за слово, плевать хотела на все санкции. Но я думаю, это все равно единственный механизм в борьбе с Россией".
Сегодня волна репрессий докатилась до телеканала ATR. После нескольких предупреждений его обвинили в экстремизме. Соответствующие органы требуют предоставить правоустанавливающие документы и список людей, которые официально работают на телеканале.
Культурный шок
"Дошло уже до запрета литературы. Обыскивая дома крымских татар, ищут какую-то запрещенную литературу. К слову, недавно появился огромный список изданий, которые подлежат уничтожению. Это означает, что будут проводиться чистки книжных магазинов, библиотек. И этот факт – еще один показатель фашистского государства. Могу предположить, что это будет литература об истории крымских татар, их культуре, о политических деятелях, украинском Крыму", – продолжает Тамила Ташева.
А еще крымских татар давно отстранили от руководства в музее Ханского дворца в Бахчисарае. "Что сейчас происходит? Подмена понятий "крымскотатарская культура" и "татарская культура", – говорит глава медиа-департамента землячества крымских татар в Киеве. – Даже на организованных выставках в Казани или Москве превращают крымскотатарскую культуру в часть культуры татар. Хотя это и неправда – крымские татары как этнос сформировались на территории Крыма и имели свое государство, развивали свой язык, и к большому татарскому миру особого отношения не имели. Вот была выставка в Москве "Хайтарма". Художники, которые присутствовали на ней, рассказывают, что когда выставляли экспонаты, например, крымскотатарский серебренный женский кушак, то в описании указывают только годы и регион – просто Крым. Они пытаются нивелировать понятия. Они хотят вымыть все крымскотатарское и объединить в единое целое с тем, что есть на территории России".
"Я считаю, то, что происходит в Крыму с крымскотатарской культурой – это метод кнута и пряника, – говорит "Главреду" художник Рустем Скибин. – С одной стороны есть какие-то положительные моменты – передаются книги, какие-то артефакты из России. Но с другой стороны – убирается определение "крымскотатарское", а остается просто крымское".
Рустем пока живет в Киеве, лишь иногда ездит в Крым. "В один их моих последних визитов сижу во дворе у друзей, – рассказывает он. – От соседей из какого-то старого патефона доносилась музыка советских времен. Появилось ощущение 1943-го года – немцы оккупируют, включают свою музыку".
В предыдущий раз с Рустемом мы разговаривали в марте. С тех пор чувствуется, что этот человек стал более аккуратным в высказываниях. "Тогда события развивались быстро. Сейчас понятно, что ситуация затяжная, – говорит он. – Я не знаю, как себя вести. К сожалению, общество разделилось. Мы думаем о безопасности. Как мы и предполагали, появился конфликт интересов – между российской научной и культурной средой и украинской. Мы в очень сложной ситуации. Как нам поступать, чтобы не разрываться на две части, пока не понятно. Ладно, уже можно пожертвовать – на какое-то время выехать из Крыма, но контакты же все равно нельзя обрывать. Художники, искусствоведы должны видеть весь мир, выезжать, смотреть на других и себя презентовать, а сейчас получается, что крымские татары не смогу выехать за территорию Крыма – визы очень сложно получить. Даже в Турцию можно лететь только через Одессу. Но учитывая государственную политику, неизвестно, какие вопросы будут задавать им в Крыму: почему, куда, зачем".
Художник не знает, как ему аукнется то, что он сегодня помогает организовывать крымскотатарские выставки в Киеве и Львове. "Сейчас трудно приглашать на них мастеров, – продолжает Скибин. – Многие отказываются – боятся и выезжать с полуострова, и участвовать". Но страх – не причина опустить руки и не бороться за сохранение уникальной крымскотатарской культуры. Поэтому выставки будут организовываться – одна из них планируется совместно с американским посольством: в экспозиции будут представлены примеры крымскотатарского орнамента. "Пока мы помогаем нашей армии – разработали специальную программу арт-терапии для реабилитации военных, – говорит крымский художник. – Делаем мастер-классы, во время которых можно изготовить кружку. Говорим, что мы можем научить, а вы может этим заниматься в будущем и даже продавать".
… Во время упомянутого пикета российского посольства можно было встретить молодую крымскую татарку Камалу. Девушка недавно приехала из Крыма. Она говорит, что ее возмущает жизнь в страхе: "Складывается такое впечатление, что сейчас крымских татар хотят полностью стереть с лица земли, сделать все, чтобы мы забыли свой язык, традиции".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред