После того, как в аннексированном Россией Крыму прокатилась волна обысков в здании Меджлиса крымскотатарского народа, а фонд "Крым" и газету "Авдет" выселили из их помещений, оккупационные "власти" продолжили закручивать гайки в отношении коренного народа полуострова.
"Дошло уже до запрета литературы. Обыскивая дома крымских татар, ищут какую-то запрещенную литературу. К слову, недавно появился огромный список изданий, которые подлежат уничтожению. Это означает, что будут проводиться чистки книжных магазинов, библиотек. И этот факт – еще один показатель фашистского государства. Могу предположить, что это будет литература об истории крымских татар, их культуре, о политических деятелях, украинском Крыму", – рассказала "Главреду" координатор общественного движения "Крим SOS" и глава медиа-департамента землячества крымских татар в Киеве Тамила Ташева.
А еще крымских татар давно отстранили от руководства в музее Ханского дворца в Бахчисарае. "Что сейчас происходит? Подмена понятий "крымскотатарская культура" и "татарская культура", – говорит Ташева. – Даже на организованных выставках в Казани или Москве превращают крымскотатарскую культуру в часть культуры татар. Хотя это и неправда – крымские татары как этнос сформировались на территории Крыма и имели свое государство, развивали свой язык, и к большому татарскому миру особого отношения не имели. Вот была выставка в Москве "Хайтарма". Художники, которые присутствовали на ней, рассказывают, что когда выставляли экспонаты, например, крымскотатарский серебренный женский кушак, то в описании указывают только годы и регион – просто Крым. Они пытаются нивелировать понятия. Они хотят вымыть все крымскотатарское и объединить в единое целое с тем, что есть на территории России".
"Я считаю, то, что происходит в Крыму с крымскотатарской культурой – это метод кнута и пряника, – рассказал "Главреду" художник Рустем Скибин. – С одной стороны есть какие-то положительные моменты – передаются книги, какие-то артефакты из России. Но с другой стороны – убирается определение "крымскотатарское", а остается просто крымское".
Рустем пока живет в Киеве, лишь иногда ездит в Крым. "В один их моих последних визитов сижу во дворе у друзей, – рассказывает он. – От соседей из какого-то старого патефона доносилась музыка советских времен. Появилось ощущение 1943-го года – немцы оккупируют, включают свою музыку".
Больше о том, что происходит в Крыму, читайте на "Главреде": Крымские татары: инстинкт самосохранения против российской оккупации.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред