Михаил Берлин: после упразднения ГАИ аварий будет больше, и они будут тяжелые

10 июля 2015, 17:19обновлено 3 августа 2018, 01:14
7112
"В Украине сегодня отсутствует государственная политика, направленная на снижение смертности и травматизма от ДТП", — отметил президент Ассоциации безопасности дорожного движения.

Михаил Берлин

На сайте "Главред" состоялся чат с президентом Всеукраинской общественной организации "Ассоциация безопасности дорожного движения" Михаилом Бе́рлиным. Общаясь с читателями, он рассказал, каких последствий ждет от упразднения ГАИ и передачи ее функций полиции, каким будет переходный период при этом, как в Украине обстоят дела с государственной политикой, направленной на снижение травматизма и смертности от аварий на дороге, что сегодня является основными причинами ДТП, каких реформ требует система обеспечения безопасности на дорогах, а также какие риски за собой влечет ликвидация "Укравтодора".

Представляем стенограмму чата с Михаилом Берлиным.

видео дня

Konn:Вы как-то говорили, что еще несколько лет назад ваша ассоциация предлагала какие-то инициативы тогдашнему правительству, и на что-то оно откликалось и предпринимало необходимые действия. А как сейчас складывается ваше сотрудничество с новой властью, прислушивается ли она к мнению и рекомендациям ваших экспертов? Спасибо.

Михаил Берлин: В 2013 году в Киеве совместно с Международной ассоциацией предупреждения ДТП, в которую входит более 50 стран мира, при поддержке тогдашнего Кабинета министров мы провели международную конференцию, посвященную проблемам безопасности пешеходов. В конференции приняли участие представители 27 стран. Участники приняли Киевскую декларацию, в которой были определены основные стратегические направления работы по снижению смертности пешеходов в Украине. Те предложения, которые были закреплены в Декларации, должны были стать основой для разработки национального плана снижения уровня смертности и травматизма от ДТП. Но, к сожалению, в 2014 году правительство отказалось от реализации государственного плана, принятого в 2013 году на заседании Кабинета министров.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в Украине на сегодняшний день отсутствует государственная политика, направленная на снижение смертности и травматизма от ДТП.

Ассоциация совместно с группой депутатов подготовила законопроект. Он зарегистрирован в ВР под №16-71 "Об основах государственной политики в области безопасности дорожного движения". Пройдены все согласования, обсуждения, круглые столы — законопроект поддерживается и депутатами, и учеными, и экспертами. Он готовится сегодня к принятию в первом чтении в ВР. В этом законопроекте определены основные цели, задачи, принципы государственной политики. Также предлагается разработать и утвердить Кабинетом министров методику оценки эффективности инвестиций в безопасность дорожного движения, что позволит в дальнейшем привлечь достаточные объемы финансирования для реализации государственной программы по снижению смертности и травматизма от ДТП, которую, возможно, все-таки разработают, а Кабмин утвердит.

Dara:Михаил Семенович, почему в школах в обязательном порядке не изучаются ПДД? Ведь часто причиной трагедии становится не водитель, а пешеход, ведущий себя неадекватно. А многие ли пешеходы или велосипедисты у нас могут похвастаться знанием правил?

Михаил Берлин: Правила изучаются, но не системно. Поэтому необходимо реформировать систему обучения детей основам правил дорожного движения.

Olena_:Коли в Україні буде така якість доріг, покриття, як у цивілізованих країнах? Дякую.

Михаил Берлин: Министерство инфраструктуры начинает серьезно задумываться над качеством дорог, потому что они, действительно, разбитые. Более 80% дорог находятся в отвратительном состоянии и требуют ремонта. При этом дорог реально не хватает. В Польше, которая в два раза меньше Украины по площади, протяженность дорог в пять раз больше. Общая протяженность дорог в Украине составляет порядка 700 тысяч километров. Из-за отсутствия достаточного финансирования сегодня Мининфраструктуры приняло решение провести ямочный ремонт, что, в принципе, наверное, правильно. Существуют эффективные технологии таких ремонтов. Эти готовые технологии нужно брать и внедрять в Украине. Они очень эффективные, в чем я убедился, будучи в Израиле.

Михаил Берлин

Yegor:А что будет с гаишниками и милиционерами, которые теперь, после появления полиции, остаются без работы? Чего можно ожидать людей, которых так лишают работы, каких действий, какого отношения к заменившим их звездам-полицейским?

Михаил Берлин: Система управления безопасностью дорожного движения реально устарела и требует реформирования. Это особенно стало заметно после 2008 года, когда в Украине в течение двух лет резко вырос уровень автомобилизации, поскольку два года подряд продавалось примерно около 600-700 тысяч машин, и эти машины приобретались в основном в кредит, а вместе с машинами покупались права. Дороги в городах не рассчитаны были на такой стремительный рост автомобилизации. Система обучения и система получения прав уже реально устарела и требует реформирования. Не поспевает за уровнем автомобилизации и организация дорожного движения в городах и между городами. Устаревшая система стандартов и гостов по проектированию и строительству дорог и т.д.

Резкий скачок автомобилизации и неготовность к нему инфраструктуры привели к тому, что в течение 2008 года на дорогах погибли более 10 тысяч человек. Департамент ГАИ, увеличив штрафы, немного сдержал эту ситуацию, но не остановил процесс роста смертности и травматизма от ДТП. До сегодняшнего дня никаких серьезных реформ не было сделано. В Верховной Раде по надуманным причинам никак не могут принять закон о фото- и видеофиксации, который предложил Кабинет министров. А это реально может снизить смертность на 20-30%. То, что сегодня в МВД провели реформу полиции и дальше занимаются продвижением этого закона о фото- и видеофиксации, это правильно. Продвижение законов в ВР идет очень тяжело, и это не останавливает рост смертности. Такая позиция ВР абсолютно не понятна, поскольку каждый день на дорогах погибает и травмируется все больше людей.

Yegor:Представители новой власти так же часто злоупотребляют своим положением, нарушают ПДД, как это было при Януковиче? Или нет кортежей с прежним размахом — и проблем на дороге меньше с власть имущими?

Михаил Берлин: По-прежнему нарушают, и это плохо. На дороге должны быть все равны. И только тогда что-то будет меняться к лучшему.

Михаил Берлин

Tianna:Из СМИ… Некоторые водители жалуются, что в темную пору полиция ездит с включенными мигалками, что слепит едущих навстречу и за ними. "Это не для пиара, а профилактика правонарушений. Визуальное присутствие полиции на улице минимизирует некоторые преступления. Поэтому я прошу относиться к этому с пониманием", — Эка Згуладзе.

Как быть с этим?

Михаил Берлин: Жалуются же некоторые — не все.

В целом, это правильный процесс, и я поддерживаю Эку Згуладзе, которая сказала, что присутствие полиции минимизирует преступления.

f_736:Основные причины ДТП у нас?

Михаил Берлин: Нарушение скоростных режимов, выезд на встречную полосу — это основные причины ДТП. А вот тяжесть ДТП зависит от того, использует ли водитель и пассажир ремень безопасности.

К сожалению, устаревшая карточка учета ДТП не позволяет нам более глубоко проанализировать причины и тяжесть ДТП. Карточка была введена в 2005 году и до сих пор не изменялась. Европейские карточки имеют более 200 параметров для анализа, а у нас их не более десяти, что нам не позволяет более тонко анализировать причины ДТП. А отсутствие анализа не позволяет разрабатывать качественные мероприятия, нацеленные на снижение смертности и травматизма от ДТП. Этот процесс регистрации ДТП также необходимо реформировать.

Valerij:Михаил, считаете ли вы правильным сажать водителей за вождение в нетрезвом виде? Не слишком ли это строгое наказание, если, к примеру, в Великобритании допустимо 0,8 промилле алкоголя в крови, в Финляндии, Латвии, Ирландии, Бельгии, Люксембурге, Франции, Португалии, Испании, Италии, Болгарии, Словении, Австрии, Германии и Греции — 0,5 промилле? А у нас — 0,0.

Михаил Берлин: Во многих развитых странах, если водитель, будучи в нетрезвом виде, нанес смертельную травму участнику дорожного движения, суды рассматривают это не как несчастный случай, а как умышленное убийство.

f_736:Позвольте несерьезный вопрос... По вашим наблюдениям, себя оправдывает народное мнение о том, что женщина за рулем — сами знаете, кто с гранатой? :) Имеет ли под собой основания такой стереотип?:)

Михаил Берлин: Это утверждение никаких оснований не имеет. Женщина за рулем относится более ответственно к своим обязанностям (как и во всем), поэтому статистика говорит о том, что ДТП с тяжелыми последствиями по вине женщины очень мало.

f_736:Некоторые эксперты прогнозируют коллапс, связанный с упразднением ГАИ и передачей ее функций патрульным, по крайней мере, на первых порах. Вы тоже так считаете?

Михаил Берлин: Возможности сложности в период упразднения ГАИ и передачи ее функций полиции. Но я бы не сказал "коллапс".

Mitia:Как относиться к идее оплаты штрафов онлайн? Какие тут есть риски для водителей, на что следует обратить внимание?

Михаил Берлин: Положительно, абсолютно правильное решение. В мире это практикуется. Достаточно эффективная схема. Риски для водителей точно такие же, как для покупателей, которые рассчитываются за покупки карточками.

Smilik:Пане Михайле, як гадаєте, чому наші поліціянти всього за пару днів своєї роботи потрапили вже у таку кількість аварій на дорозі?

Михаил Берлин: Скорее всего, нет опыта вождения.

Iryna:Як змінюється тенденція в Україні: 1) чи зростає рівень автомобілізації в країні та Києві, зокрема? У деяких районах Києва складається враження, що машин більше, ніж людей — пройти ніде, особливо під вечір, коли всі повертають свої автівки на придомову територію після роботи... 2) чи стали наші люди більш відповідально ставитися до безпеки на дорогах? Чи знижується у нас з року в рік кількість ДТП, показник смертності на дорогах?

Михаил Берлин: 1) Данные, которые публикует ГАИ, мягко говоря, некорректные, потому сложно понять тенденции. Но, действительно, машин в Киеве стало больше, поскольку из зоны АТО сюда переехало много бизнесменов. Но насколько выросло количество — сложно сказать, потому что количество не регистрируется. Реально есть проблема с парковками, но это — типичная проблема мегаполисов, которая в мире достаточно успешно решается. Только надо этим заниматься...

2) Скорее всего, нет, не стали. Более того, мы наблюдаем случаи, когда водители ведут себя очень агрессивно на дороге. Это, вероятнее всего, связано с нервозностью и общей обстановкой в стране, отсутствием культуры поведения и т.д.

Хочется обратить внимание на тот факт (статистика, к сожалению, это не показывает, но это действительно так): большое количество ДТП происходит в ночное время суток, пешеходные переходы и дороги плохо освещены, и водитель поздно замечает пешехода, и его сбивает часто со смертельным исходом. Есть простое решение этой проблемы. Необходимо сделать так, чтобы пешеходы стали заметными на дорогах. Необходимо принять закон, как в странах Европы, об обязательном ношении светоотражающих элементов, или фликеров (как минимум, 5-6) в элементах одежды. Параллельно с этим законом работает легкая промышленность, делая одежду со светоотражателями модной, чтобы людям было приятно ее носить. Есть такое негласное правило, когда учителя обязательно проверяют у детей наличие элементов светоотражения. Это реально снижает смертность. В скандинавских странах после принятия такого закона смертность в ночное время суток снизилась на 70%.

Михаил Берлин

Katt:Как вы считаете, что необходимо, чего не хватает для воспитания культуры водителей в нашей стране? И второй вопрос, вас, как водителя с многолетним стажем, что больше всего раздражает на украинских дорогах?

Михаил Берлин: Что больше всего раздражает? Качество дорог. Особенно после того, как я поездил по израильским дорогам. Водителя можно заставить контролировать свое поведение, если увеличить его финансовую ответственность за нарушение. Это увеличение штрафов, а также работа страхового рынка, у которого есть реальные механизмы влияния на поведение водителя. Каждый водитель обязан иметь полис страхования гражданской ответственности, и каждый год он его покупает. За рубежом если водитель в течение года имеет нарушения, зафиксированные ГАИ, то страховая компания увеличивает ему страховой тариф, и он платит за полис бо́льшие деньги. Если же он не нарушал ПДД, не имеет взысканий, аккуратно ездил, то страховая компания понижает для него тариф. В Германии даже страховую историю водителя можно передавать по наследству. Таким образом, если родители ездили аккуратно и имеют очень низкие страховые тарифы, то уже свою страховую историю ребенок, получив наследство, начинает с минимального страхового тарифа. Но у нас это не практикуется.

Pangelina:Досить часто аварій можливо було б уникнути, якщо б на транспортних засобах був встановлений простий вимірювач відстані до транспортного засобу попереду, і він був би поєднаний з автоматичним гальмівним пристроєм. Пристроєм, що підстраховував би водія. Наприклад, це допомагало б, коли водій заснув. На вашу думку, чому автовиробники не втілюють цю ідею?

Михаил Берлин: Это реально может снизить уровень аварийности, если на транспортном средстве будет установлен измеритель расстояния. Сейчас производители автомобилей применяют такие технологии, в частности, ее презентовала в Украине Volvo.

Pangelina:На вашу думку, прийняття закону про обов'язкове встановлення відеореєстраторів на всі транспортні засоби допомогло б у пошуках порушників та злочинців чи ні?

Михаил Берлин: Да, это помогло бы анализировать причины аварии.

Михаил Берлин

Anna_Kiev:Что вы думаете о качестве "автообразования" в нашей стране? Или, как раньше, без проблем можно "купить права", а нынешние разговоры о борьбе с коррупцией — только разговоры, есть ли у вас информация об этом?

Михаил Берлин: Нужно говорить не об автообразовании, а о процедуре получения водительского удостоверения. Эта процедура состоит из двух этапов: обучение и получение прав. И то, и другое сильно устарело и требует серьезного реформирования.

Arkadij:Михаил Семенович, каких последствий вы ожидаете от упразднения ГАИ в Киеве и перекладыванием их функций на плечи новоиспеченной полиции? Игра стоит свеч?

Михаил Берлин: Я ожидаю роста тяжести ДТП. Аварий будет больше, и они будут тяжелые. Реально можно снизить количество и уровень тяжести ДТП принятием закона о фото и видеофиксации и реализации этой технологии.

Anna_Kiev:С ликвидацией "Укравтодора" есть ли риск, что по факту никто ни за что отвечать не будет?

Михаил Берлин: Такой риск есть. Потому что я тоже не понимаю, кто за это будет отвечать, какое конкретно ведомство.

Simka:Оправдан ли, по-вашему, ажиотаж вокруг полиции? Да, выглядит красиво, да, пока что совершенно другое отношение к гражданам… Но будет ли содержание и качество работы соответствовать красивой обертке и громком пиару?

Михаил Берлин: Пройдет время — посмотрим. Идея заложена правильная, хорошая. Приятно смотреть на молодых парней и девушек, это уже хорошо. Думаю, они научатся и будут эффективно работать.

Anna_Kiev:По вашим оценкам, каких новшеств и изменений требуют нынешние правила дорожного движения, действующие в Украине?

Михаил Берлин: На проблему сегодня нужно смотреть шире: необходимо реформировать государственную систему управления безопасностью дорожного движения, где ПДД — только отдельный блок. Надо говорить о стратегии снижения уровня смертности и травматизма, о государственной программе, о механизмах финансирования программы, о механизмах координации. Это более важные проблемы сегодня. Хотя правила требуют изменения.

Михаил Берлин

Fedor:Михаил Семенович, считаете ли вы верным решением ликвидацию "Укравтодора" и почему? Что на деле это будет значить и как отразится на качестве дорог, если теперь вроде бы эксплуатационные возможности передают на места, а государство будет финансировать дорожное строительство? Спасибо.

Михаил Берлин: Ликвидация "Укравтодора" — это правильное решение. Это — устаревшая структура, и требуется реформирование. Но вместо "Укравтодора" должно что-то появиться. Как реформировать? Можно обратиться к опыту Израиля. В 2003 году первым генеральным директором национальной дорожной компании, которая до того являлась структурным подразделением Министерства транспорта, возглавил Алекс Вежницер, выходец из Киева. Он провел широкомасштабную реформу этой структуры. Во-первых, он ввел в Израиле пятилетний план развития дорожного хозяйства. Его компания единственная, которая работает по пятилеткам, и только ей бюджеты выделяются на пять лет, а не на год — в пять раз больше стабильности, и все его партнеры это знают. Во-вторых, он отделил мух от котлет. Дорожная компания разрабатывает стратегию, проводит конкурсы на исполнение работ, выбирает подрядчиков и осуществляет контроль. Израильские дороги считаются одними из лучших в мире.

Надежда Майная

Фото Владислава Мусиенко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять