Когда мы впервые с ними встретились, они были перепуганы не меньше нашего. Понятно, что люди в погонах, понятно, что они должны быть готовы ко всему. Но. Никто и никогда не думал о войне. Она никогда не должна была прийти, вообще никогда. Курящие сутками только курили и пили кофе литрами, часто молча, иногда нервно улыбаясь. Некурящие просто смотрели ничего невидящими глазами и тоже пили кофе. Литрами. А еще они шили, гипсовали, накладывали повязки, удаляли осколки, утешали и делали. Делали круглосуточно свою работу.
Мы не беседовали никогда задушевно, просто знали друг друга по имени, делать какие-то выводы было просто некогда, да и незачем. Мы всегда удивлялись, когда же они спят, а они удивлялись, когда же спим мы. Даже потом, когда из глаз исчез ужас, мы просто продолжали знать друг о друге. И это знание давало не просто надежду, а глубокую уверенность в том, что у нас за спиной каменный тыл. "Кто сегодня дежурит?" — "А-а-а, классно, привет передавай". — "Кто сегодня приедет?" — "Замечательно. На зеленой машине?" — "Нет, на серой, а может я сама".
Мы почему-то не рассказали, чем занимаемся в обычной жизни, ведь это не имеет никакого значения, зато увидели, как самоотверженно спасают наших мальчиков эти люди, для которых профессия не оставила шанса не встретиться с войной.
— Вам дать закурить?
— Я не курю.
— Ну и хорошо.
— Хотя нет. Дайте. Подкуривать не буду, а руки займу.
— Мне дайте, если можно, дрожь не могу унять...
— И мне. Потом брошу.
* * *
— Мама, а кто такой военный врач? Он лечит наших солдат?
— Да, сынок.
— А вражеских вылечит?
— Тоже вылечит.
— А зачем? Чтобы мамы врагов не переживали?
— Ну что ты такими вопросами донимаешь, иди вон стих учи лучше.
— Просто я хочу быть военным врачом. Это хорошо?
— Будешь, сынок. Это хорошо, только тяжело очень.
— Зато жизнь спасу, как те дяди и тети, которых ты знаешь. И ты будешь мной гордиться?
— Конечно буду.
— И папа тоже? И сестричка?
— Да.
— На Новый год загадаю вырасти побыстрее и всех солдат вылечить, они же должны поскорее домой вернуться. К своим деткам.
— Чтобы больше никогда не увидеть войну, которую никто не ждал...
P.S. Волонтер Анна Теряник из Днепропетровска практически с самого начала войны на Донбассе развозила раненых бойцов по госпиталям. За это время попутчиками Ани и ее друзей стали более тысячи человек, увидевших войну в лицо, а она записывала их разговоры в пути.
Хотите помочь Анне в эвакуации украинских военных из зоны АТО или других вопросах, обращайтесь на ее страницу в Facebook.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред