В прошлом году, когда я жила в Петербурге, в парадном своего дома я встретила соседа, симпатичного и добродушного парня, за что называла его Ромашка. Он всегда поможет поднять на этаж, спустить, дверь придержит, напомнит, что если нужна помощь, то он готов. Вежливый, улыбчивый и ни разу не глупый. В общем со всех сторон коренной петербуржец.
Об этом Диана Фурманова, активистка проекта "Вернись живым" пишет на странице движения в Facebook.
Почему так подробно о нём, подумаете вы? А потому что этот паренёк оказался мне вовсе не другом, а врагом. Такого когнитивного диссонанса я, вероятно, не испытывала никогда в жизни.
С одной стороны Ромашка просто образец для подражания, а с другой стороны…в общем…
Спрашиваю у него при очередной встрече:
— Где пропадал, Ромашка, год тебя почти не видела.
— На войне.
Я оторопела. Ведь сразу понятно на какой. И он ведь знает, что я украинка, мы говорили об этом, когда он мне на пятый этаж без лифта помогал тяжеленые коробки с экспонатами выставки "Украинское барокко", которую я в Питере в Смольном проводила, поднимать.
Но всё равно уточнила, на какой войне он был, верить очень не хотелось.
— На Украине. Крым, Славянск, Иловайск.
Смотрю ему в глаза и вижу, как изменился его взгляд. Взгляд человека, который видел войну.
Глотнула ком в горле и уточняю, и как же это он там оказался, не поверю, что доброволец-ополченец. Так и есть. Срочная служба, спецназ. Говорю ему:
— Так тут же по телеку и из каждой дыры Путин, и ко твердят, что регулярных войск РФ в Украине нет, и они вообще ни при чём.
А он мне со смешком, ну да, типа того, но на самом деле там все есть. И отпетлять практически невозможно.
Был ли у него выбор? Он прямо не ответил, сказал, что особо никто не отказывался, а те единицы, кто отказывались их в этот же день куда-то срочно переводили, а куда, и что им за это история умалчивает, но люди эти в армии больше не состояли.
Рассказал, что шли защищать мирное население, которое бомбили обезумевшие "укро-фашисты" из Западной Украины. Что им показывали видеоролики, и рассказывали какие зверства творят злые "бандеровцы" под управлением хунты. Судя по его взгляду, там такая прокачка была, что мозги безвозвратно набекрень.
На вопрос, общался ли он с местным населением или местными "ополченцами", он сказал, что вообще их не видел. Рассказал, даже для меня, не сведущей в военном деле, совершенно нелепую историю о том, как они вызывали огонь на себя, чтобы укропы не бомбили по мирному населению. Рассказал, что видел, как убило его троих однополчан, его ровесников, как оторвало командиру ногу, и он через сутки умер. Как рад, что вернулся домой.
На вопросы, не смущает ли его, что они пересекли незаконно границу соседнего независимого государства и совершили военное вторжение, аннексировали Крым, и ведут войну без объявления и делая вид, что их там нет, он будто впадал в состояние рефлекторной реакции и на вопросы не отвечал, только — "мы защищали мирное население".
Спрашиваю и что ему за это? Ответ прост — бесплатное обучение в академии ФСБ РФ.
А семьям погибших? По миллиону рублей и приказ о неразглашении где и как погибли и что вообще погибли. И то, это потому что ребята были питерские, потому что спецназ.
Я попыталась сказать, что воевал он фактически против таких как я, что ворвался в мой дом и пролил мою кровь, и что я, живя в его доме, даже не пытаюсь прокачать свои права, которые кстати просто на человеческом уровне не то что ущемлены, а в принципе я за человека в их государстве не считаюсь, хотя в РФ и свои не считаются, но украинцы и подавно.
На что он смотрел на меня непонимающим взглядом, и за 15 минут беседы несколько раз было в его реакциях на мои слова что-то похожее на понимание всего ужаса происходящего, но ему, прошедшему ФСБшную промывку его светлых мозгов не сила поверить, что он стал орудием убийства, просто по праву силы и потому что кое-кому так захотелось.
Спросила у него на прощание, следует ли мне собирать теперь тревожный чемоданчик и ждать сотрудников из центра Э (центр ФСБ по борьбе с экстремизмом) за мои проукраинские взгляды. Ромашка с улыбкой сказал, конечно нет.
После этого мы с ним ещё разговаривали несколько раз. Я хотела взять у него интервью для несостоявшегося фильма о "защитниках русского мира", но оно не случилось, как и фильм. Мне всё же довелось пообщаться с безликими людьми на предмет моих взглядов и невозможности с таковыми существовать в РФ. Не знаю, связана ли эта беседа с моим соседом или нет. Но я ни на йоту не готова была отступиться от своей Родины Украины.
Ведь Родина, это не президент и правительство, это дом, в котором ты родился, дом, куда ты возвращаешься отовсюду, где бы ты ни был, дом, ответственность за который несёт каждый из нас, куда бы не занесла судьба.
Мне очень хочется верить, что мой питерский сосед тоже вспоминает тот наш разговор, и что его хватит рано или поздно осознать весь ужас, в котором он участвовал. И что он больше никогда и никуда не поедет защищать "русский мир".
И когда мне там же в Питере местные знакомые с пеной у рта доказывали, что российских войск в Украине нет, я просто в какой-то момент стала молча смотреть на них с… отвращением, ибо жалости они не заслуживают.
Убогость — это навсегда.
А нам надо самим, не смотря ни на что защищать свой ДОМ УКРАИНУ. И мы знаем, что надо делать.
Диана Фурманова.
Проект "Повернись живим"
Приват: 5457 0822 3299 9685 Дейнега Віталій
Всі реквізити і контакти тут: https://goo.gl/LFZsK0
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред