Народ Украины, практически никогда не знавший длительных периодов благополучия и покоя, за последние сто лет пережил столько потрясений и невзгод, что впору задаться риторическим вопросом: "За что?"
В этом контексте фатальным днём календаря является 7 ноября. Именно 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года был совершён государственный переворот под названием Великая Октябрьская социалистическая революция, ставший, по общему признанию, крупнейшей гуманитарной и социально-экономической катастрофой, повлекшей неисчислимые страдания и многомиллионные жертвы. Апологеты марксизма-ленинизма-сталинизма ежегодно собираются в этот день под красными знамёнами в местах, где стоят или когда-то стояли памятники их кумиру — Владимиру Ульянову-Ленину, и гнусавыми голосами поют революционные песни, прославляющие одного из самых кровавых злодеев всех времён и народов.
Пока в Европе ещё гремела Первая Мировая война, возглавляемая Лениным банда революционеров-террористов, слетевшихся в Петроград из эмиграции как стая стервятников, захватила власть в потерявшей политическую стабильность Российской империи и на несколько десятилетий погрузила огромную страну в бездну террора, репрессий, войн и голодоморов, организованных преступным большевистским режимом. При этом самое большее количество жертв выпало как раз на долю украинского народа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Надежда умирает последней, или Почему украинцы заслуживают лучшей участи
Другое знаковое событие, приуроченное к дате 7 ноября — освобождение города-героя Киева 6 ноября 1943 года от немецко-фашистских захватчиков (термин, употребляемый советологами), которому предшествовали два с лишним года оккупации с известным всему миру кошмаром "Бабьего Яра".
В советский период об освобождении Киева вспоминали как бы вскользь, не акцентируя внимания на том, чего стоила эта победа. И это понятно. Ведь для советского руководства, так никогда и не научившегося воевать без гигантских потерь, главным правилом при ведении боевых действий было — ЛЮДЕЙ НЕ ЖАЛЕТЬ. А признаваться в этом спустя годы было стыдно.
Операция по освобождению Киева планировалась в несколько этапов, причём непременным условием, которое поставил перед военным руководством верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, завершить её к 7 ноября — очередной годовщине Октябрьской революции (вождь обожал приурочить значимые события к какой-нибудь знаменательной дате). Естественно, что отцы-командиры, памятуя о наказе любимого вождя, подготовку и саму операцию проводили в спешке, по традиции, не считаясь с потерями. К назначенной дате таки уложились, но какой ценой…
Только по официальной статистике, советские войска при взятии Киева потеряли 417 тысяч убитыми, причём в боях при переброске войск с левого берега Днепра на правый в том месте, где южнее Киева был организован Букринский плацдарм, полегло не менее 250 тысяч воинов. По другим подсчётам, потери советских войск составили один миллион, из которых почти половина пришлась на Букрин.
Такой большой разброс объясняется, во-первых — тем, что официальная статистика всегда значительно занижала число потерь, а во-вторых — тем, что на самые опасные направления командование бросало штрафников и так называемых "чёрносвиточников" — мальчишек и стариков, отлавливаемых по городам и сёлам на освобождённой территории и отправляемых в бой с кирпичами и палками в качестве оружия. Их отбор осуществлялся комиссарами по принципу: "Был на оккупированной территории — значит изменник и предатель. Иди теперь, смывай позор своей кровью". Естественно, что почти все они погибали в первом же бою, а их потерю никто никогда не учитывал.
По свидетельству участника тех событий военного писателя Виктора Астафьева, при переправе на Букринский плацдарм до правого берега добирался в лучшем случае один боец из пяти, остальные гибли под шквальным огнём неприятеля или просто тонули в ледяной воде: "Мы залили своей кровью, завалили врагов своими трупами". Не зря Днепр считается самой большой братской могилой. А Киев, являвшийся до войны одним из красивейших городов мира, превратился большей частью в груду развалин.
Для того, чтобы Киев освобождать, его надо было вначале сдать врагу, что и произошло в сентябре 1941 года. Тогда войска Юго-Западного фронта, в задачу которых входила оборона Киева, несмотря на превосходство в живой силе и технике и наличие многочисленных оборонительных сооружений на западных окраинах города, так и не смогли сдержать наступательный порыв умело и грамотно действовавшего противника.
Справка:
Киевская операция (июль — сентябрь 1941 года) — крупномасштабное сражение войск Красной Армии и Вермахта. С немецкой стороны в боевых действиях участвовала группа армий "Юг", а также 2-я танковая группа и 2-я армия из группы армий "Центр". С советской стороны — войска Юго-Западного фронта в составе пяти общевойсковых армий и Пинской флотилии. В ходе боевых действий фронту дополнительно были приданы ещё несколько армий. Всего войска Красной Армии на этом участке насчитывали 28 дивизий и 4 бригады.
Потерпев временную неудачу при попытке прорыва обороны Киева сходу, немецкое командование решило выполнить задачу с помощью обходных маневров. 21 августа Гитлер подписал директиву, согласно которой часть сил группы армий "Центр", нацеленной на Москву, должна была повернуть на юг с целью совместного с группой армий "Юг" окружения и разгрома войск Юго–Западного фронта.
К 15 сентября подошедшие с севера со стороны Смоленска и с юга со стороны Кременчуга танковые дивизии немцев, преодолевая ожесточённое сопротивление Красной Армии, соединились в районе н. п. Лохвица. Гигантское кольцо сомкнулось, а в окружении оказались четыре армии и командование фронта во главе с генерал-полковником Михаилом Кирпоносом. 26 сентября Киевская оборонительная операция была завершена полным разгромом войск Юго-Западного фронта. По данным, опубликованным в 1993 году Генеральным штабом ВС РФ, потери Красной Армии в той операции составили свыше 700 тысяч человек, из них 627,8 тысяч безвозвратно.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред