Принятый Верховной Радой Закон "Об устранении негативных последствий и недопущении преследований и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место во время проведения мирных собраний" авторства регионала Юрия Мирошниченко, предполагающий амнистию для активистов Майдана, эксперты, опрошенные "Главредом", не считают шагом на пути выхода из сложившегося в Украине политического кризиса.
В частности, адвокат Татьяна Монтян убеждена, что данное решение только загнало ситуацию в тупик, и теперь "либо полная перезагрузка, либо война". Правозащитница Татьяна Яблонская назвала принятие закона об амнистии "абсолютным шулерством", однако отказалась прогнозировать его вероятные последствия, ссылаясь на то, что документ еще не подписан Президентом и не вступил в силу.
Эксперты рассказали "Главреду", какими могут быть последствия закона об амнистии для протестующих на Майдане, а также прокомментировали процедуру голосования данного законопроекта.
Политический аналитикАлександр Палий:
Если правда то, что говорит Мирошниченко – не нужно освобождать улицы и неадминистративные здания (Дом профсоюзов, Октябрьский дворец), то это не полный триумф регионалов, и все-таки они пошли на компромисс. Силовой сценарий развития событий в Украине сейчас никому не выгоден. Думаю, что оппозиции необходимо наращивать мирный протест, мирное давление. Ведь на определенном этапе это оказалось очень эффективным: уже сейчас Янукович еле-еле собирает 232 голоса для непринципиального для регионалов вопроса. Сейчас есть возможность переформатирования власти в парламенте, избрания нового спикера и вице-спикера.
А запугивания Януковича, связанные с тем, что он может распустить парламент, это совершенно безосновательный бред. Ведь если бы с нынешней легитимностью он попытался бы распустить парламент, это значило бы, что Януковича нет, а парламент остается. Именно президентская легитимность подорвана стрельбой по демонстрантам и другими шагами.
Думаю, что сейчас интересными будут процессы в парламенте. Потому что, повторюсь, при всех запугиваниях Януковичу удалось собрать не так много голосов. Это значит, что во время голосования за реформу 2004 года (возврат к Конституции 2004) можно набрать 226 голосов элементарно, приняв политическое решение о том, что то голосование было несправедливым, неправильным. Можно избрать и новое руководство Верховной Рады, и тогда вывести парламент из-под контроля Администрации Президента. Это был бы хороший шанс для тех, кто думает о стране. По моим оценкам, сейчас таких депутатов больше 226 в парламенте.
Майдан оказался чрезвычайно эффективен: он показал людям, силовикам, депутатам, насколько можно не бояться. Если простые люди все равно удерживают позиции, даже когда по ним стреляют боевыми патронами.
Что касается необходимости освободить админздания в регионах, то, думаю, там нужно поторговаться, сказать, что половина помещений отходит Народной раде, а половина остается, и там будет выполнять свои функции администрация. Это все – не очень принципиальный вопрос. Их можно сегодня освободить, а завтра снова взять.
Совершенно неправильно то, что сейчас судьбы людей зависят от политических решений. Такое бывает во время захвата заложников, во время революций. Но с юридической точки зрения это нонсенс.
Юрист-правозащитникТатьяна Яблонская:
Все это – абсолютное шулерство. Закон принимался вообще без какого-либо обсуждения. Мирошниченко потом не мог объяснить, что же написано в его законе. А это говорит о том, что он не имеет никакого отношения к этому закону, что он писался где-то в другом месте, возможно, его помощниками, возможно, вообще неизвестно кем. И то, что принят закон, который не обсуждался ни на заседании фракции, ни в сессионном зале Рады, говорит о том, что власть трясется. И приезд Президента в парламент говорит о том, что власть боится своего народа, но останавливаться она не будет. Ведь он приехал в Раду и остановил тех, кто был готов голосовать за более гуманный закон. Так что теперь вообще не осталось сомнений, что власть сосредоточена в одних руках, что в стране авторитаризм.
Какими будут последствия этого закона, говорить рано. Он еще не подписан Президентом, как не подписана и отмена законов 16 января. Я не знаю, кто может на него повлиять. А запугивание роспуском парламента – худшего он не мог себе сделать. Пока законы не подписаны, мы не можем говорить, что они есть.
Тем не менее, сейчас весь мир понял, что украинцы могут за себя постоять, что это народ, который ни морозом, ни силой, ни принуждением свернуть с пути прав человека не заставить. За те годы, пока власть набивала карманы, народ осознал, что права человека – превыше всего, и мириться с их нарушением никто не будет.
Адвокат Татьяна Монтян:
Это голосование – просто феерия! В юриспруденции такого прецедента не было, чтобы именно Генпрокурор решал, вступит ли в силу новый закон.
Из сложившейся ситуации я не вижу иного выхода теперь, кроме как перевыборы парламента и Президента. Иначе – война. Можно было разрулить все без особых проблем и побочных эффектов, но теперь допрыгались до того, что довели ситуацию до тупика из-за своей жадности и глупости.
Оппозиция уже поняла, что ей нечего ловить, их уже никто не выберет, потому что они - предатели, и теперь она начинает "делать хорошую мину при плохой игре". А ей ничего больше и не остается.
Я считаю, что эту ситуацию спровоцировал Портнов, только он и никто, кроме него. Именно он писал эти законы-бредни от 16 января, чтобы расшатать Майдан. Это делалось сознательно.
Теперь уже точно нужна полная перезагрузка. Портнов работал как агент Фирташа и компании, Левочкина "слили", и остался Портнов. Не знаю, понимал ли Президент, что он предатель, однако факт остается фактом. Мне интересно, Президент понимает, что Портнов его подставляет, или продолжает пребывать в неведении.
Что теперь будет, даже не представляю. Только перезагрузка, иначе – война. Поскольку люди с улиц не уйдут (им просто некуда уходить).
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред