Военная агрессия в Крыму является местью Владимира Путина за украинскую революцию и показывает его желание сохранить влияние на потсоветском пространстве. В то же время, в результате своих действий российская власть может превратиться в мире в изгоя, в частности, лишившись участия в G8.
Об этом идет речь в обзоре западных СМИ, который публикует Инопресса.
Ситуация в Украине приблизилась к военному конфликту. Пророссийский Крым бурлит, а центральное правительство в Киеве едва дышит. Москва пообещала защитить интересы российских граждан в Украине, не применяя военную силу. "Однако неясно, выполнит ли Путин это обещание, - пишет The New York Times. - В 2008 году он отправил российские войска в соседнюю Грузию под предлогом защиты отколовшейся от нее Южной Осетии; истинной же целью было ослабление прозападного правительства в Тбилиси".
И Россия, и Запад имеют легитимные интересы в Украине. Ни одна из сторон не заинтересована в разжигании новых трений в охваченной кризисом стране или отделении Крыма от остальной Украины. "Опасная тактика Путина, несомненно, обернется против него самого и скорее отвратит украинцев, чем заставит их принять новую роль России в будущем их страны", - делает прогноз NYT.
"Перефразируя Генри Луиса Менкена, никто еще не проигрывал денег, переоценивая безжалостность Владимира Путина, - говорится в статье The Guardian. - Кажется, в последнее время западные лидеры об этом подзабыли".
Масштабы московской мести за киевскую революции становятся яснее с каждым часом, - отмечает издание. 1 марта МИД России заявил о том, что неизвестные попытались захватить здание МВД Крыма. "Никакой атаки не совершалось, но вскоре после этого новый пророссийский премьер-министр Крыма обратился к Путину за помощью, а российский парламент единогласно проголосовал за использование российских войск не только на Крымском полуострове, но и на всей территории Украины", - говорится в статье.
"В славянских языках даже есть специальное слово для обозначения подобных постановочных кризисов, - сообщает читателям газета: - по-русски это называется provokatsia".
При этом цели Путина совершенно понятны: его внешняя политика направлена на поддержание влияния в "ближнем зарубежье". "Инструмент этой политики - российское гражданство: всюду, где россиянам может угрожать опасность, Москва видит оправдание для вмешательства", - подчеркивает The Guardian.
В настоящее время в Украине сложилась опасная ситуация. Действия Москвы в Крыму привели к усугублению кризиса на всем востоке Украины: пророссийские демонстрации прошли в Донецке и других городах, а в Харькове манифестанты захватили здание областной администрации.
Все громче звучат отголоски развала Югославии: с обеих сторон имеются националисты, в конфликте задействована целая мозаика культур и народностей. "Российское правительство застало мир врасплох. Он должен использовать все имеющиеся у него дипломатические средства, чтобы обуздать Путина, прежде чем над Украиной восстанет призрак Боснии", - призывает The Guardian.
"Если Россия не сменит курс, США и страны Европы должны ввести экономические санкции, - пишет The Los Angeles Times. - Однако, даже рассматривая подобные меры, Америка и ее союзники должны быть готовы показать России, что ее опасения могут быть развеяны, как выразился госсекретарь США Джон Керри, "в соответствии со стандартами XXI века".
Некоторые из опасений России вполне обоснованны, считает издание. Среди пришедших к власти в Киеве сил есть враждебные к русскоговорящим жителям Украины ультранационалисты. "Русские помнят, как подвергались дискриминации русскоязычные меньшинства в бывших советских республиках после распада СССР", - считают журналисты.
"Несмотря на это, даже если бы русскоговорящим грозила серьезная опасность - что представляется сомнительным - существуют другие опции помимо вторжения", - отмечает LA Times.
Как же должно себя вести мировое сообщество? 2 марта госсекретарь США Джон Керри обозначил ряд значительных экономических санкций: "запрет на визы, замораживание активов, изоляция в плане торговли и инвестиций". Он также заявил, что США "абсолютно" готовы бойкотировать саммит G8, который должен пройти в Сочи в июне этого года.
Прямым результатом действий России может стать военный конфликт с Украиной. "Однако де факто российская аннексия частей Украины тоже будет катастрофой, - пишет LA Times. - США и другие страны должны сделать все, что в их силах, для предотвращения такого развития событий".
1 марта президент США Барак Обама полтора часа говорил по телефону с Владимиром Путиным, предлагая российскому коллеге мирные способы защиты интересов России на Украине.
"Разумно предложить Путину способ выйти из кризиса, который он спровоцировал, без потери лица, - пишет The Washington Post. - Однако Обама должен быть готов к тому, что Путин скорее всего, как и в случае с предыдущим вторжением в Грузию, проигнорирует международное осуждение и продолжит выполнять свой план".
Пока что американский президент слишком размыто говорил о том, какие последствия ждут Россию в случае агрессии. Он должен ясно дать понять, что подобный сценарий существенно повредит всем аспектам российско-американских отношений, советует газета.
Для начала The Washington Post рекомендует Обаме отменить поездку на саммит G-8 в Сочи и приостановить переговоры с Россией о торговле, затем - созвать встречу G-7, то есть без России. "Господин Путин должен понять намек: отныне он станет изгоем в демократическом мире", - говорится в статье.
"Самым мощным небоевым средством в распоряжении США является исключение из американской банковской системы, - продолжает издание. - Обама должен показать, что, если Россия не отступит в Украине, она подвергнется санкциям, которые могут потопить ее финансовую систему".
Угроза G-8 бойкотировать июньский саммит в Сочи может оказаться более убедительной, чем кажется на первый взгляд, полагает The Times. Путин считает включение России в ряд промышленно развитых демократий, превратившее G-7 в G-8, одним из ключевых достижений своей политической деятельности. Столь отчаянно ищущему славы лидеру будет не так-то просто отмахнуться от возможности исключения из "большой восьмерки".
Великобритания и США также должны продолжать давление на Путина с целью заставить его встретиться с новым украинским правительством. "Тактика Путина - сидеть и ждать в надежде, что хрупкое украинское правительство развалится на куски, - пишет издание. - Вот почему каждое заявление Запада о поддержке украинского правительства - это событие само по себе, а не просто повторение пустой дипломатической формулы вежливости".
"Так или иначе, налицо растущий кризис, для разрешения которого потребуется государственная мудрость. Мир теперь зависит от сознательности Владимира Путина, который, кажется, не замечает, что ведет Россию к статусу всемирного изгоя и к изоляции", - заключает The Times.
К вечеру 28 февраля стало очевидно, что в Крыму действуют российские войска. Цель Владимира Путина угадать несложно, говорится в статье The Washington Post "Простого осуждения действий России в Крыму недостаточно": в ответ на свержение пророссийского правительства он, по всей видимости, решил использовать старую отвратительную русскую тактику - спровоцировать сепаратистское восстание в соседнем государстве.
К созданным Москвой "замороженным конфликтам" на территории бывшего СССР уже относятся Приднестровье, а также Южная Осетия и Абхазия, оккупированные Россией в 2008 году. При помощи подобных вторжений Москва устанавливает свой доминион над стратегическими районами, дестабилизируя при этом страны, которым они номинально принадлежат. Лишив Украину Крыма, Путин поставит ногу на шею хрупкого временного правительства страны, объясняет издание.
Барак Обама должен потребовать от Путина вывода всех - как регулярных, так и иррегулярных - российских вооруженных подразделений, находящихся вне базы Черноморского флота в Севастополе. "Если Путин не подчинится, западные лидеры должны дать понять, что Россия заплатить высокую цену - не только "осуждением", но и с помощью экономических и дипломатических санкций", - призывает The Washington Post.
Если и существует роль, которая блестяще удавалась кремлевским руководителям, то это роль пожарника-пиромана: разжечь трения, чтобы затем выступить в роли спасителя. Эта тактика кажется устаревшей, но порой она действует безотказно, констатирует швейцарская Le Temps.
Никто не признается в этом открыто, но, если бы ради обезвреживания "украинской бомбы" нужно было пожертвовать Крымом, это никого бы не смутило. Ясно одно: сегодня никто не готов "умирать за Крым", как когда-то говорили про Данциг.
Однако маневры Путин не способны никого одурачить. Выступая гарантом "безопасности" русскоязычного меньшинства Крыма, он хочет официально закрепить за Украиной статус вечного вассала России, отмечает издание.
"В другом театре ужасов - в Сирии - Запад позволил России скакать, закусив удила. Возможно, у него не было другого выбора. Сегодня в Украине, а завтра в какой-то другой стране постсоветского блока, он больше не может воздерживаться от решительных действий", - пишет Le Temps.
Есть множество претензий к тому, как было свергнуто правительство Януковича, однако не одна из них не оправдывает того, как цинично и возмутительно Владимир Путин воспользовался кризисом на Украине для того, чтобы захватить Крым, негодует The New York Times.
Планы Путина невозможно предугадать: к сожалению, у него слишком много вариантов. "Он может потребовать для Крыма более широкой автономии, или просто его аннексировать, или позволить крымским русским провозгласить "независимость", как сделали сепаратистские грузинские провинции Абхазия и Южная Осетия. Он может преумножить экономические беды Украины, подняв цены на газ или ужесточив пограничный контроль. Но, какие бы действия он ни предпринял, Путин должен знать, что его правительство станет еще большим изгоем, а его стране будут меньше рады в международных организациях", - предостерегает NYT.
В администрации Обамы закулисно планируется "потенциальное экономическое наступление на Россию в ответ на ее вторжение на Украину", утверждает The Daily Beast. Санкциям могут подвергнуться "все - от высокопоставленных российских военных и государственных лидеров до видных бизнесменов и русскоязычных сепаратистов в Украине". "Меню санкций и других рычагов экономического давления", которые Обама мог бы добавить к указу, разрабатывает группа сотрудников Госдепа, Белого дома и министерства финансов США.
В воскресенье госсекретарь Керри уже пригрозил жесткими мерами: "Возможны даже, в конечном итоге, замораживание активов, запреты на выдачу виз. Определенно возможны сбои в нормальном ходе торговли. Возможны негативные последствия для бизнеса, касающиеся инвестиций в стране. Рубль уже падает и ощущает воздействие этих событий". "А все потому, что нельзя просто так вторгаться в другую страну под ложным предлогом, чтобы утвердить свои интересы", - добавил Керри.
США хотят согласовать санкции со странами ЕС, чтобы добиться максимальной эффективности, а параллельно готовят новый пакет экономической помощи украинскому руководству.
Администрация США также решает, налагать ли санкции на самих "крымских сепаратистов" (формулировка автора) или "только на россиян, которые помогают сепаратистам".
"Администрация предрекает ущерб для экономической репутации России и инвестклимата в России, а также дальнейшее падение рубля", - говорится в статье
Российская оккупация Крыма - крайне серьезный вызов для Обамы, несравнимый даже с другими международными кризисами, полагает журналист The New York Times Питер Бейкер. Хватит ли у Обамы жесткости, чтобы принять вызов "отставного полковника КГБ"?
"Задача нелегкая. В воскресенье канцлер Меркель сказала Обаме по телефону, что после разговора с Путиным засомневалась, что он поддерживает контакт с реальностью", - утверждает газета. По словам источников, Меркель употребила выражение: "В другом мире".
Обама считал, что его миссия - прекратить участие США в войнах в Ираке и Афганистане и не ввязываться в новые войны. Однако в последние недели стало очевидно, что влияние Обамы небезгранично (Сирия форсирует войну с повстанцами, Афганистан не хочет разрешать дальнейшее пребывание американских войск). Теперь же крымский кризис стал для Обамы "экзистенциальной угрозой", "геополитической схваткой посреди Европы", говорится в статье.
Обаму застали врасплох, теперь он вынужден догонять. По мнению газеты, Путин "фактически отделил" Крым от остальной Украины. "Ни один значимый политический лидер" в Вашингтоне не призывает Обаму к военным ответным мерам, но "многие высказали пожелание, чтобы Обама зашел дальше, чем на данный момент", сообщает автор.
Обама предложил России выход, который помог бы ей сохранить лицо. "Он предложил, чтобы европейские наблюдатели заняли место российских сил в Крыму с целью защиты от предполагаемых угроз русскоязычному населению, на которые Кремль ссылается как на оправдание своего вмешательства", - говорится в статье.
Помощники Обамы сообщили "в кулуарах, что не ожидали согласия Путина на это предложение, а также признали, что Обама вряд ли может обратить оккупацию Крыма вспять. Они сосредоточены на блокировании любых дальнейших шагов России вглубь Восточной Украины, которые могут расколоть страну надвое", передает корреспондент.
Некоторые эксперты советуют Обаме игнорировать тех, кто призывает к суровой реакции. Эндрю Вейсс считает, что дело администрации Обамы - попытаться удержать Россию и Украину от открытой войны.
Помощники Обамы заметили: "Ни репутация "крутого парня", которую имел Буш, ни его флирт с Путиным не помешали России в 2008 году воевать с Грузией", - передает журналист.
Стремительно развивающийся кризис в Украине ставит под вопрос Соединенных Штатов как единственной "супердержавы" в мире после краха СССР, полагает автор статьи в The Christian Science Monitor Брэд Никербокер.
Есть ли у администрации Обамы реальные возможности повлиять на ход событий на Украине, где наступают российские военные силы, захватившие весь крымский регион, и премьер-министр Арсений Яценюк говорит об "объявлении войны"?
"Республиканцы, критикующие Обаму, успели высказаться относительно того, что, по их мнению, является неудачной попыткой администрации просчитать намерения и возможности России", - говорится в статье.
"Путин играет в шахматы, а мы, по-моему, играем в шарики?" - заявил председатель комитета Палаты представителей по делам разведки Майк Роджерс. "Откровенно говоря, я скорее "ястреб", но направлять в Черное море силы ВВС, на самом деле, не очень хорошая идея - как нам известно, время для этого давно прошло, а если вы не собираетесь их применять, то и нечего посылать", - сказал сенатор. Теперь, по его мнению, остаются только экономические возможности давления на Россию посредством ЕС.
"Слишком поздно останавливать Царя. Украина в итоге будет разделена", - пишет итальянская La Stampa.
По словам бывшего советника президента Буша Ричарда Перла, только если цена на нефть опустится ниже определенного уровня и в России начнется кризис, тогда США и Европа смогут блокировать Путина - если хватит смелости.
"Ошибка возникла при Буше, когда он сказал, что увидел душу Путина и понял, что ему можно доверять, но при Обаме эта слабость лишь усугубилась, - считает Перл. - Сейчас слишком поздно, чтобы спасать Украину, которая, вероятнее всего, будет поделена. Что касается будущего, то мы должны принять тот факт, что диалог и "перезагрузка" с Москвой невозможны", - уверен один из самых авторитетных советников в администрации Буша в эпоху борьбы с терроризмом. "Было наивным доверять Путину. Для него крушение СССР стало самой большой катастрофой в истории, и теперь он хочет все исправить. Вакуум американского руководства и неуверенность Европы в выделении денег, необходимых для спасения Киева, открыли ему дверь", - сказал политик в интервью изданию.
После свержения украинского президента Януковича Россия использует неразбериху на Украине для того, чтобы поставить мир перед свершившимися фактами, пишет Беньямин Биддер в Der Spiegel. В субботу президент Путин получил все полномочия для применения российских вооруженных сил в Украине. Решение Совета Федерации не содержит никаких ограничений на использование российских военных и допускает проведение операций "до нормализации общественно-политической обстановки" на территории всей Украины, подчеркивает автор.
Московские "ястребы", уверен журналист, жаждут, чтобы Кремль воспользовался столкновениями между сторонниками революции в Украине и пророссийскими силами на востоке страны для того, чтобы провести военную операцию, в частности в Донецкой и Харьковской областях.
Что касается судьбы Крыма, в эти часы она уже практически решена, говорится в статье. Скорее всего, как считает ведущий военный аналитик и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, Путин добивается не полного отделения Крыма от Украины, а "его максимальной автономии при формальном сохранении украинской юрисдикции". А это, добавляет Der Spiegel, позволит Москве управлять им как "неофициальным протекторатом".
"Не делайте драму из крымского кризиса", - призывает Кристофер Мейер, в прошлом посол Великобритании в Германии и США. Его статью публикует The Times. Страны-члены НАТО не должны чересчур бурно реагировать на защиту Путиным исторических российских интересов на востоке Украины.
Некоторые сравнивают текущую ситуацию не только с советскими вторжениями в Венгрию и Чехословакию, но и с вторжением Гитлера в Судетскую область в 1938 году. "В определенных кругах крепнет мнение: если Запад и особенно Обама не ответит России твердо, повторится "мюнхенское задабривание", - говорится в статье.
Однако, по мнению Мейера, очевидно, что это кризис для "народов Украины и Крыма", а также колоссальный кризис для Путина: если его сочтут нарушителем международного права, он и Россия растеряют престиж, при этом в России Путина ждет "почти всеобщее презрение, если люди сочтут, что он "потерял" Украину и особенно Крым".
"Но для нас на Западе этот кризис - кризис лишь в той мере, в какой мы сами этого пожелаем", - считает Мейер.
"Для Москвы слова Обамы, что Россия "заплатит" за вторжение, - как с гуся вода", - полагает автор. Зато Обама и ведущие страны НАТО действительно "заплатят", если не смогут сдвинуть Путина с нынешнего пути. После срыва интервенции в Сирии Обама прослыл слабаком (с чем, кстати, Мейер не согласен).
"Проблема не столько в Обаме, сколько в том, что "ПДД" международных отношений стали безнадежно запутанными", - пишет Мейер. Сегодня на внешнюю политику слишком сильно влияют зрелищные видеоролики о схватках фотогеничных демонстрантов с силами режима. Дипломат советует основывать внешнюю политику на "трезвой оценке национальных интересов", вернуться "к четкости открыто-сформулированных интересов суверенных стран и публично-признанных сфер интересов", разобраться, что именно является основанием для войны.
"Как известно Путину, США и НАТО не вступят в войну, чтобы помешать России превратить Крым или Восточную Украину в еще одну Южную Осетию", - пишет автор. Совсем другое дело, если бы Путин покусился на страны Балтии, состоящие в НАТО.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред