Журналистка о ситуации в Крыму: это война без обстрелов и убитых

5 марта 2014, 02:54обновлено 3 августа 2018, 01:05
7347
Глава "Центра журналистских расследований" Валентина Самар рассказала российским СМИ о событиях в Симферополе.

Российский солдат у карты Крыма в Керчи

Руководитель "Центра журналистских расследований" Валентина Самар в интервью российскому изданию Lenta.ru рассказала о своем видении последних событий в Крыму.

По ее словам, 1 марта в помещение Дома профсоюзов, где находится редакция, ворвались неизвестные люди.

видео дня

Активисты "Крымского фронта" провели пресс-конференцию и предложили взять на себя оплату труда журналистов, если от тех отвернутся спонсоры, рассказывает Самар.

Журналистка уверена, что это нападение было предупреждением в адрес центра, который давно критикует крымские власти.

В Крыму многие считают ЦЖР "иностранным агентом", поскольку центр функционирует в том числе при поддержке агентства по международному развитию США (USAID).

На пресс-конференции 2 марта спикер Верховного совета Крыма Владимир Константинов вместо ответа на вопрос Самар о том, на какие законы сейчас опирается крымская власть, обрушился на журналистку с обвинениями — мол, ЦЖР работает на "американского хозяина".

- Вам кажется, что в Севастополе ситуация стала спокойнее?

- Вы считаете, что спокойно – это когда истребители летят и паромную переправу захватывают? Они же специально вывели солдат из Симферополя, чтобы показать, что контролируют ситуацию, что тут спокойно и никому ничего не угрожает. Журналисты же фотографируют автоматчиков в центре города, и тут даже писать ничего не надо.

Они перешли к захвату госпредприятий. Например, в "Черноморнефтегазе", крупнейшей добывающей компании Украины, жалуются на жуткое давление. Я не чувствую спокойствия. Мне звонят со всех воинских частей. Им угрожают, что вырежут всю семью. Спокойствие в Симферополе еще больше подчеркивает цинизм происходящего.

- Насколько очевидно, что в Крыму стоят российские военные, ведь официально это не признается?

- Разве это не очевидно? Погранслужба сообщала, что без положенных процедур зашли два корабля из Балтийского флота, один корабль из Северного флота. Какие вам нужны официальные доказательства? Корабли, что, в самоволку с Балтики ушли? Или когда в Феодосии приходят заместитель командующего Южным военным округом России или заместитель командира 810-й бригады морской пехоты, герой России? Что, мы его не знаем? Какие еще доказательства нужны? В чем вопрос?

Лавров признает [наличие войск], но говорит, что они отрезвляют радикалов. Такими методами? По какому праву? Это настоящая аннексия! Вероломная и без объявления войны.

- Какая же цель у Путина?

- Я не знаю, что в голове у господина Путина, но я бы очень хотела попасть в нее. Эти действия сравнимы только с тем, как Германия в четыре утра напала на СССР без объявления войны.

- Но ведь не бомбят.

- И что? Меня должно успокоить, что у нас новая разновидность войны без единого выстрела? Да, технология интересная. Нет жертв и убитых, но под угрозой жизни совершаются преступления. Это как? Террористы, которые захватывают самолеты, не всегда убивают людей, но под угрозой убийства совершают [преступные] действия. Это террористические действия [со стороны России].

Наши военные стоят без примкнутых рожков, чтобы их не обвинили [в провокации]. Они рискуют своей жизнью. А у [автоматчиков, блокирующих базы] вставлены ленты в пулеметы. Эта сторона может стрелять, а другая демонстрирует, что не выстрелит первой.

- Что вы думаете по поводу перехода главкома ВМФ Украины Дениса Березовского на сторону крымских властей?

- Его уволили за то, что он отдал приказ сдавать оружие, и только потом он пошел присягать. Это указывает на плохую кадровую политику главы Минобороны Игоря Тенюха. Нельзя продолжать коррупционную практику назначения людей по партийным квотам. "Свободе", мол, отдадим этот пряник, а "УДАРу" — представительство президента в Крыму. И пошлем туда господина Куницына, о котором в Крыму хорошо помнят, так как он дважды был премьером Крыма, был главой Севастополя. До сих пор прокуратура возвращает земли, которые были розданы Куницыным, а отмыты через фирмы [вице-премьера правительства Крыма Рустама] Темиргалиева.

(У Самар звонит телефон и она, смеясь, говорит кому-то: "Ты пятый, кто мне сегодня предлагает убежище".)

Нужно было назначать тут людей, а [новые власти Украины, победившие президента Януковича] портфели делили, квоты соблюдали, им было некогда. Люди сыплются, им же нужно видеть, что в стране есть власть. Но они не видят этого, [в Киеве] просто политические импотенты. Недееспособность нынешней украинской власти бьет не по глазам, а по голове. В Киеве все думают про [выборы президента] 2015 года и кто что будет делать, а Крымом никто не болеет.

- Что-то можно было противопоставить российской армии?

Они же не внезапно здесь появились. Журналисты давно рассказывали, что появляются добровольцы, появляются ресурсы, невооруженным глазом были видны тут неосурковские проекты. Партия "Русское единство" вдруг стала жирной, но на это никто не обращал внимания, ведь главное было на сцене Майдана постоять.

- Насколько Аксенов контролирует ситуацию?

- Если крымское правительство и Верховный Совет легитимны и принимаемые ими решения законны, то почему они живут под конвоем? Из сбивчивых сумбурных ответов [спикера Верховного совета Крыма Владимира] Константинова следует, что для него это было большой неожиданностью. Никто их не спрашивал. Тут все очень просто: это марионеточное правительство, или, по-другому, правительство оккупационных войск.

Сегодня под угрозой силы заставляют отключить передатчики "Черноморской телерадиокомпании", люди лишаются альтернативной точки зрения, и теперь будет один зомбоящик.

- Люди в Крыму поддерживают новую власть? Многие ведь настроены очень пророссийски.

- Когда крымчане вышли в день захвата зданий 27 февраля, то их [горожан, настроенных пророссийски] было три калеки, которых мы знаем с 1990-х годов. Но потом привезли активистов из Севастополя.

Технологии простые — подкуп и страх. Это два ключика, которыми открываются сейчас двери. Предлагают людям различные блага, чтобы они нарушали присягу или голосовали как положено. Поэтому [премьер-министр России Дмитрий] Медведев распорядился создать компанию, которая типа будет строить мост через Керченский пролив [в районе морской границы России и Украины]. Поверьте, он нафиг никому не сдался, ведь нет такого потока людей и товаров, чтобы вбухивать пять-семь миллиардов только на сам переход. Куда дальше пойдет это все, если Крым изолируется от Украины?

Это просто кормушка для населения к предстоящему референдуму. Обещания людям новых рабочих мест с огромными зарплатами, бизнесменам — строительных подрядов. Все будут счастливы. Будут разбрасываться деньги, людям будут показывать светлую перспективу, и люди будут на это вестись.

- Насколько реально, что Крым перейдет к России?

- А зачем к России?

- А зачем тогда войска вводить?

- Хороший вопрос: "Что является конечной целью этого дурдома?" Предел иррациональности Путина тоже где-то должен быть, правильно, да? Он хочет отомстить Украине, унизить Украину, показать ее государственную ничтожность. Украина — это заноза в психике Путина, потому что она не становится к ноге. Он не может почувствовать себя императором всея Руси, потому что мать городов русских никак не пристегивается к ноге.

Но мир шокирован, что нарушено все, что можно было нарушить. Все, что в международном праве было наработано после Второй мировой войны, сегодня выбрасывается как отработанный материал. Принцип ведения войн, установления перемирия, здесь нарушаются даже такие соглашения, которые затрагивают самые высокие уровни безопасности, например, Будапештский договор, касающийся ядерной безопасности. Путин может сказать, что в Калифорнии есть пострадавшие граждане России, но против Америки он, конечно, не попрет.

Но в чем тогда смысл существования международных институтов? Путин хочет спровоцировать Третью мировую? Зачем весь мир в напряге держать? Он кайф от этого, что ли, ловит? Он больной человек, значит.

- А есть ли в Крыму ущемление русских, о котором говорят новые крымские власти?

- А вы его видели? Тут смотрят русские телеканалы, пресса выходит на русском, люди между собой общаются на русском языке. Где жертвы? Где человек, который придет и скажет, что он хочет учить своего ребенка на русском языке и не может? А украинцы или татары вам про это много расскажут.

Крымчане очень чувствительные, здесь никогда не было серьезных этнических конфликтов, здесь высокий уровень толерантности. Наверное, потому что все считают себя пораженными в правах. У русских вообще больше обида на Россию, чем на Украину, так как они считают, что Россия их просто бросила. Раньше [бывший мэр Москвы Юрий] Лужков поддерживал культуру, возил ветеранов в Москву, что-то строили, хоть и воровали одновременно. А потом про Крым позабыли.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять