Замгенсека НАТО Александр Вершбоу считает, что события в Крыму придали организации второе дыхание, и для Альянса "коллективная оборона может стать более приоритетной, чем некоторые миссии, которыми альянс занимался после окончания холодной войны".
Об этом он рассказал в комментарии "Коммерсанту",
Ожидается, что главной темой саммита в Уэльсе станет обеспечение коллективной обороны стран НАТО, и прежде всего восточноевропейских членов Альянса. Настроение представителей региона после воссоединения Крыма с Россией выразил президент Польши Бронислав Коморовский: "Как хорошо, что мы в НАТО".
По словам эксперта Фонда Карнеги Джуди Демпси, "после Афганистана альянс может вновь заняться Европой — Кремль, сам того не желая, мог подарить НАТО новую жизнь".
Вершбоу объяснил, что дальнейшие шаги Альянса зависят от того, "как будет действовать Россия". Он не исключил, что НАТО "придется пересмотреть всю свою стратегию", и уточнил, что "коллективная оборона может стать более приоритетной, чем некоторые из миссий, которыми альянс занимался после окончания холодной войны".
НАТО уже активно усиливает свой восточный фланг. Увеличены средства для воздушной миссии патрулирования стран Балтии, задействованы дополнительные силы для разведывательных полетов над Польшей и Румынией, готовятся масштабные военные учения.
Ряд западных экспертов не исключают, что в будущем США пойдут на размещение в Восточной Европе существенных боевых сил (10-20 тыс. человек).
Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен на днях прямо заявил, что "действия России в Крыму окажут влияние на политику НАТО в области ядерного оружия", и выразил уверенность, что украинские события подтолкнут страны Альянса "к расширению инвестиций в оборону".
"Мы не можем продолжать разоружаться в то время, когда весь остальной мир накапливает вооружения, а некоторые бряцают оружием на наших границах,— подчеркнул он.— Важнейшая обязанность НАТО защищать и оборонять наши народы и наши территории. Для того чтобы делать это, мы должны располагать всеми возможностями сдерживания и отражения угроз".
Он назвал присоединение Крыма "частью глобальной стратегии России" и выразил опасение по поводу вероятности "военного вторжения" в восточные области Украины и Приднестровье. "Мы живем уже в другом мире, чем тот, в котором жили меньше месяца назад. Сегодня мы видим Россию, которая говорит и действует скорее как противник НАТО, нежели как партнер",— резюмировал он.
Больше о захвате Крыма и мировой реакции на него читайте в спецтеме "Главреда".
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред