"Народные республики" в Донецкой и Луганской областях так и не отказались от идеи проведения "выборов" новых глав и депутатов парламентов 2 ноября.
Западные страны и Россия дают разные оценки легитимности этого мероприятия: глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заверил, что Москва, безусловно, признает их результаты. В свою очередь мировое сообщество считает, что эти выборы противоречат Минским договоренностям и способствуют замораживанию конфликта.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что "выборы" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР 2 ноября поставят в тупик весь Минский переговорный процесс, потому что в Минском протоколе было четко зафиксировано, что выборы в местные органы самоуправления на Донбассе должны были состояться в декабре согласно украинскому законодательству.
Кроме того, по мнению политологов, Россия после "выборов" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР будет давить на Европу и Украину, чтобы дальше велись прямые переговоры между Украиной и "народными республиками".
Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
Уже очевидно, что Россия фактически берет на себя ответственность за срыв минских договоренностей, потому что проведение "выборов" в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР прямо противоречит этим соглашениям. В Минском протоколе от 5 сентября четко записано, что "выборы" должны состояться в начале декабря, и это должны быть выборы в местные органы самоуправления по украинскому законодательству. В деле же ситуация прямо противоположная.
То, что это противоречит минским договоренностям, признают даже в ООН, этим обеспокоены и в Европе. Но для России, насколько я понимаю, это часть стратегии. Таким образом, Россия хочет реализовать свою цель – легализацию "республик" (это попытка обеспечения их формальной легитимностью). То есть российская сторона будет козырять перед Европой и международным сообществом тем, что, мол, избиратели поддержали эти республики и проголосовали за них.
Президент называет эти выборы "фейковыми", ложными, потому что сама процедура голосования – не прозрачна, без международного наблюдения, будут голосовать боевики, причем из другого государства, точного контроля над тем, кто как будет голосовать – нет. Там будет и голосование по интернету, и голосование в России. А кто и как будет голосовать – проконтролировать невозможно. Потому манипулировать можно и количеством избирателей, и результатами голосования. И опять-таки эти выборы будут проходить под дулами автоматов, в условиях, когда нет никакой конкуренции, нет международного контроля, и Украина в них не участвует. Безусловно, это значит, что Украина, как и международное сообщество, не будет признавать эти "выборы".
Эти "выборы", к сожалению, загоняют в тупик весь минский переговорный процесс. Единственное, что будет возможно после них – продолжение усилий по прекращению огня в регионе. Но, по сути, Россия будет двигать переговорный процесс к замораживанию конфликта.
Есть также подозрение, что Россия через эти "выборы" будет сначала давить на Европу, чтобы та в свою очередь давила на Украину – чтобы были прямые переговоры между Украиной и сепаратистскими республиками. Для Украины это неприемлемый вариант. Но Россия, скорее всего, будет подталкивать именно к такому сценарию.
Очень неслучайно Путин в последнем телефонном разговоре с Меркель настаивал на том, что нужно возобновить минские переговоры, но после проведения выборов 2 ноября. Это как раз опосредованно говорит о том, что россияне хотят вынудить европейцев, а потом и нас, вести переговоры с сепаратистами.
Что касается санкций. Заставят ли санкции против России воздержаться ее от поддержки сепаратистов? Нет, это Россию не остановит. Но с другой стороны, эти санкции дают эффект – эффект сдерживания России от расширения масштабов агрессии против Украины. Если бы не было этих санкций, боюсь, были бы огромные риски прямой войны России против Украины, которая бы затронула не только Донбасс, а гораздо большую территорию Украины. Санкции Европы не имеют быстрого эффекта, но постепенный и длительный эффект на несколько лет они имеют. Эти санкции существенно ухудшают состояние российской экономики, что также влияет на поведение Путина. Это его удерживает от разного рода действий, но не останавливает его полностью в плане полного выхода из украинского кризиса.
В данном случае санкции сдержат Россию от агрессии, но не повлияют на ее тактику. То есть – Россия признает результаты этих выборов и будет давить на Европу, чтобы и она их признала. Европа, скорее всего, этого не сделает. Но для России, безусловно, это будет аргумент в дальнейшей дипломатической игре вокруг этого конфликта.
Эксперт по проблемам международной безопасности, политолог
Эти выборы никто не признает. Может повториться то же, что было в Крыму. Сначала они проведут выборы, а дальше они захотят проголосовать за то, чтобы их включили в состав России. И этот сценарий может реализоваться снова, потому что наша власть успокоилась и не воюет. Если Донбасс заявит, что хочет присоединиться к России, Путин это сделает, потому что ему нужно проложить дорогу к Крыму – надо же туда поставлять все необходимое.
Как результаты этих выборов будут использоваться Россией, сказать сложно, потому что мы имеем дело с сумасшедшим человеком. Теоретически вполне может быть такое, что после того, как россияне признают выборы, на Донбассе проведут референдум, а дальше – "наша песня хороша, начинай сначала", и будет все как в Крыму.
Какими могут быть последствия этих выборов в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР? Неспокойствие, дестабилизация ситуации в стране. Выиграть сепаратисты своими силами не смогут, потому по-прежнему будут задействованы россияне.
Угроза ужесточения санкций, если Россия признает результаты выборов, никак не повлияет на действия Кремля. Путин никогда не обращал внимания на свой народ и на то, что его действия могут иметь катастрофические последствия для народа. Все сходило с рук: и дома взрывались, и лодки шли ко дну, и в Чечне масса людей перебита. Тут не санкции нужны – европейцы должны дать нам оружие. Американцы сказали, что в ноябре оружие дадут, а россияне уже перемещают войска сюда поближе. А у нас – очередной министр обороны, и СНБО говорит, что "все хорошо, прекрасная маркиза". Санкции действуют, но они, как гомеопатические лекарства, требуют времени, чтобы проявилось их действие – это не антибиотик, который действует сразу. Европа введет санкции, а Россия – введет войска. Если у нас не будет оружия, закончится все тем, что снова поляжет куча людей. Санкции должны быть иными, более ощутимыми, к примеру, отключение России от денежной системы Swift, снижение цены на нефть в мире, закрытие виз для россиян – такие радикальные шаги.
Политический аналитик
Москва сейчас постоянно говорит на "черное" "белое" – минских договоренностях четко было закреплено, что выборы должны пройти согласно закону Украины об особом статусе самоуправления на этих территориях. Под чем подписалась и Россия. А то, что Лавров и Путин это отрицают, вопреки написанному, вопреки всем очевидным вещам, вопреки мнению генсека ООН и всего мирового сообщества, в который раз подрывает международный авторитет России и указывает на то, что ее слова вообще ничего не значат. И соглашения, подписанные Россией, также ничего не значат: черным по белому прописано, что выборы должны проходить согласно закону Украины, но российской стороной все перекручивается.
Какие это будет иметь последствия? Возможно, это просто торпедирование минских договоренностей, чтобы Украина полностью от них отказалась. Сейчас Россия их нарушает, но заявляет, что выполняет их. Для чего это делается? Возможно, для того чтобы Украина сама первая вышла из этих соглашений. Но вся аргументация России – лжива, и это очевидно для всего мира. Мы видели и заявления представителей ЕС о возможности введения новых санкций, если Россия признает результаты этих выборов, и заявления генерального секретаря ООН и множества международных игроков по этому поводу. То есть Россия в результате признания выборов останется в изоляции, получит очередные санкции.
Но ради чего все это? Возможно, как я уже сказал, чтобы Украина отказалась от этих договоренностей, чтобы Россия могла и дальше продолжать войну. А, возможно, Россия считает, что если выборы в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР пройдут по украинскому законодательству, то это будет значить начало интеграции этих территорий в состав Украины. А ей нужно показать два равнозначных субъекта: Украину и эти самопровозглашенные республики. С точки зрения международных позиций и авторитета России, все происходящее – это, безусловно, коллапс доверия к России как таковой. Но она на это сознательно идет. Мы должны понимать, что любые слова и заверения России не стоят совершенно ничего.
Последствий выборов в "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР для Украины особых не будет. Как были на Донбассе террористы, так они там и останутся. Россия будет ссылаться на результаты этих выборов, но их никто другой признавать не будет – все будут говорить о том, что Россия нарушает минские соглашения. Думаю, что ЕС, США и международное сообщество будет и дальше рассматривать возможность расширения санкционного давления на Россию. Мне кажется, сейчас для Украины важно, чтобы это давление не только не снималось, но чтобы оно наращивалось, чтобы та цена, которую платит Россия, увеличивалась. Россию это не сдержит, но ее это истощит.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред