Республиканская партия победила на выборах в Конгресс США, и такой результат выборов вызывает немало оптимистичных ожиданий у экспертов.
В частности, по их мнению, теперь, когда в американском Конгрессе сильно украинское лобби, Штаты будут активнее оказывать поддержку Украине, в том числе техникой и вооружением. Не исключают они и предоставления Украине статуса союзника США вне НАТО.
Политологи также прогнозируют усиление давления на Россию и более жесткое отстаивание интересов украинской стороны в конфликте на Донбассе.
Экс-министр иностранных дел, дипломат
То, что республиканцы берут верх в Сенате, значит, что внешняя политика США будет намного активнее, поскольку республиканцы традиционно склонны к более активному позиционированию на международной арене, нежели это делали и делают демократы. Поэтому, на мой взгляд, в контексте поддержки Украины со стороны республиканцев эта победа в Конгрессе для нас весьма позитивна. Среди них – немало приверженцев Украины, которые не довольны нерешительностью нынешней администрации и, безусловно, будут давить на нее, чтобы решения принимались быстрее и адекватнее.
При этом нужно понимать, что без разрешения президента никакие решения Конгресса приниматься не будут, то есть, так или иначе, баланс сил будет сохраняться. Но если Конгресс будет настаивать на тех или иных шагах, президент не сможет не реагировать на них. Так что, в любом случае, это будет значить усиление проукраинского лобби в наивысшем законодательном органе США.
Новое республиканское большинство в Сенате и Конгрессе позволит активнее влиять на позицию администрации. Произойдет ли это сразу, сказать сложно. Но, исходя из того, что РФ никак не реагирует на призывы мирового сообщества, включая США, прекратить агрессию, то, очевидно, после победы республиканцев многочисленные фразы не только американцев, но и европейцев, о том что "в случае если", изменятся. Это "если" уже произошло и не нужно ждать новых "если" для того, чтобы ввести очень серьезные санкции против России. Безусловно, это зависит от многих факторов. Но, в целом, это положительный для нас результат, который дает нам надежду на более быструю реакцию американцев на происходящие события.
Эксперт по вопросам международной политики, бывший народный депутат Украины
Надежды на то, что действия США теперь будут более активными и продуктивными, небезосновательны. Сравнивая отношение к происходящему республиканцев и демократов, можно увидеть, что демократы больше интересуются внутренними проблемами Америки и немного отходят от внешней политики, а республиканцы больший акцент делают на внешней политике и на том, что Америка является сверхдержавой и в связи с этим должна выполнять определенные дополнительные функции.
Президент США Барак Обама много усилий прикладывает к перезагрузке отношений с РФ, и для него это стало едва ли не "лебединой песней". Разрушение этой "перезагрузки" для него является личной травмой, и он до сих пор не может нормально реагировать на действия России. И это притом, что Америка намного более активна и действенна, чем Европейский союз, но можно было ожидать более жесткий действий.
Если бы в свое время на праймериз победила Хилари Клинтон (а у нее были колоссальные шансы стать президентом), то американская политика и отношение к России были бы несколько иными – они были бы жестче.
Но на сегодняшний день президент остается без поддержки Сената и Конгресса, а это признак того, что ему придется больше считаться с теми настроениями, которые там есть. А проукраинские настроения высоки там не только среди республиканцев, но и среди демократов. Думаю, что республиканцы смогут реально давить на президента и использовать какие-то шантажистские нотки (мол, мы можем не утверждать кадровые назначения, можем заблокировать любое твое решение, если ты не будешь считаться с позицией представительского органа). Раньше демократическое большинство не сильно было в восторге от некоторой пассивности и отсутствия жесткости в тональности президента по отношению к происходящему между Украиной и Россией. Но, в любом случае, оно не было готово идти на то, чтобы напрямую давить на президента. Они могли выказывать недовольство, могли поддерживать инициативы по большему давлению на Россию, но если президент останавливал эти вещи, они смирялись.
Теперь этот момент меняется, и ситуация для Украины выглядит более перспективной. Президент Америки не будет блокировать инициативы, направленные на поддержку Украины или против России. Для него это будет политически невыгодно. Но теперь такие инициативы достаточно жестко будут проталкиваться с представительского органа, и он их в основной массе будет одобрять.
Какова поддержка Украины в обеих палатах американского парламента? Мы это видели во время визита Порошенко в США: насколько жестко были готовы поддерживать любые инициативы Украины в американском парламенте, и насколько прохладнее и осторожнее повел себя тогда Обама. На сегодняшний день ситуация исправляется. Теперь Конгресс и Сенат получают инструмент давления на президента. Этот тот вариант, когда противоположная президенту партия получила большинство в обеих палатах. Такие вещи в Америке случаются не так часто. Думаю, что президент будет чувствовать себя обязанным перед представительским органом выполнять пожелания во внешнеполитической сфере.
Думаю, что теперь будет принято окончательное решение о поставках в Украину летального оружия, то есть, того оружия, которым можно воевать, сбивать самолеты, уничтожать танки (оружие, которое может носить боевой характер, а не только применяться для защиты). В этом плане расширения помощи можно ожидать.
Допускаю, что в Конгрессе могут принять решение о блокировании дополнительных запасов энергетический НЗ, который есть у США. Эти запасы чрезмерны, нет необходимости в них в таком количестве. Возможности поставок большого количества сжиженного газа, нефти и т.д. для дальнейшего обвала цен на энергоносители может вполне происходить за счет США. То есть Америка может включиться в процесс обеспечения энергонезависимости ЕС от России. Это был бы серьезный удар.
Формы давления на Россию, в целом, могут быть разными и будут определяться, в первую очередь, в представительском органе – Конгрессе. Но не стоит ожидать очень быстрых решений. Быстро могут приниматься только те решения, которые инициируются президентом. В данном случае президент будет исполнителем, а не инициатором. Потому это будет медленнее, чем нам бы хотелось.
Также будут приобретать серьезное значение такие вопросы как усиление обороноспособности Америки, противостояние России и развитие системы противоракетной обороны в Европе. Если это направление будет реализовано, то России, честно говоря, будет уже не до Украины. Она почувствует, что ядерный паритет (который и сегодня не очень-то существует) ломается у нее на глазах. То есть американские ракеты могут достать почти до любой точки России, а российские уже сегодня не могут достать ни до одной точки США – каждая будет сбита, но в данном случае они не смогут достать и ни до одной важной точки в ЕС. Такие вещи могут быть инициированы Конгрессом, но решающее слово останется за президентом, он будет играть ключевую роль.
Политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества
Результаты выборов в США положительны для Украины, поскольку администрация Обамы теперь будет ощущать серьезное давление со стороны республиканцев в сфере внешней политики (нынешнюю администрацию республиканцы и даже некоторые демократы упрекают именно в слабости внешней политики). Через два года в Штатах должны пройти очередные президентские выборы (они будут без Обамы, но точно с кандидатом-демократом), и демократическая партия заинтересована в том, чтобы тема внешнеполитической слабости Обамы не стала темой президентской избирательной кампании, потому что они априори проигрывали бы республиканцам в данном вопросе.
Потому, думаю, уже с первых решений Конгресса и республиканцы, и демократы будут стимулировать администрацию Обамы к более решительным шагам и более твердой позиции, прежде всего, в отношениях с Россией. Один из этих моментов будет проявляться в предоставлении Украине больше поддержки не только относительно жесткости риторики, но и относительно действенной поддержки, в том числе военным оборудованием, вооружением и т.д. Это должно проявиться в том, что в декабре должен быть утвержден акт в поддержку свободы Украины, которым предусматривается и разрешение президенту Обаме предоставлять Украине вооружение и предложение предоставить Украине, Молдове и Грузии статус основного союзника США вне НАТО. Эти законопроекты уже прошли обсуждение в Сенате и палате представителей на комитетском уровне и могут быть вынесены на голосование. Надеюсь, что уже в декабре они будут рассмотрены, и президент будет серьезно стимулирован конгрессменами выполнять этот закон и воспользоваться той возможностью, которая перед ним откроется.
Что касается отношений с РФ, то это будет игра двух субъектов, и жесткость американской позиции будет зависеть от реакции российского руководства на все эти действия Запада. Но пока что нет оснований сомневаться в том, что режим Путина будет только огрызаться на определенные санкции и давление США. Он не настроен сейчас идти на уступки, капитулировать перед дипломатическим давлением. Потому сейчас не обойдется без усиления восточного фланга союзников США по НАТО (страны Балтии, Польша и Румыния). Они будут просить военной помощи у США. Планы будут осуществляться, а россияне будут пытаться этому противостоять, что будет сопровождаться жесткой конфронтационной риторикой и будет сильно напоминать новую "холодную войну" между Россией и Америкой.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред