Саммит "Большой двадцатки" в Брисбене стал для Владимира Путина холодным душем, которого не выдержал его изнеженный "теплыми ванными" всероссийского обожания организм. Бегство хозяина Кремля с австралийского поля боя может стать катализатором в разрешении ситуации на Донбассе.
В Брисбене Владимиру Путину впервые дали понять, насколько близок к завершению выбранный им путь к самоизоляции. Российского президента публично сторонились не только давно осуждающие его агрессивную политику в отношении Украины лидеры США и Евросоюза, но и руководство стран БРИКС, с которыми Москва активно заигрывает и считает своими союзниками. Лагерь порицателей нарушителя международного права оказался монолитным, как никогда. Прозвучавший вслух совет Путину от канадского премьера "Убирайтесь из Украины", классификация Бараком Обамой действий России как "угрозы всему миру" и жесткая позиция Ангелы Меркель, для которой целостность Украины важнее российских кораблей у берегов Австралии, - фактически коллективный ультиматум хозяину Кремля. При этом ни один из лидеров "двадцатки" не высказался в защиту Путина. Промолчал даже лидер Китая, с которым Россия показательно укрепляет торгово-экономическое сотрудничество с заметным ущербом для собственных интересов.
Демонстративное пренебрежение к Путину на саммите G-20 свидетельство того, что Запад, наконец, осознал всю опасность сложившейся ситуации и глубину потенциальных проблем конфликта на Донбассе. В Вашингтоне и Брюсселе фактически признали неэффективность взятой на вооружение переговорной тактики, главным в которой было оставить российскому президенту возможность сохранить лицо. В Кремле ее расценили как слабость, а не шанс достойно выбраться из тупика, в который загнал себя и страну ее "распорядитель". Поэтому в Австралии о новом раунде переговоров по урегулированию ситуации в Украине даже не упоминали, но жестко стояли на требовании к России выполнить хотя бы то, на что она уже согласилась в Минске. Превращение Донбасса в "особую зону" не слишком выгодно Киеву, но пока это единственный путь прекращения войны, который видят возможным реализовать на Западе. И теперь этого будут добиваться решительнее.
Стоит отметить, что столь холодной встречи в Брисбене Путин не ожидал. Снизить градус неприятных разговоров об Украине "на полях саммита" он по привычке рассчитывал путем предварительной демонстрации военной мощи, фейковых "открытий" российских СМИ и категоричными заявлениями о неизменности намерений защитить жителей "юго-востока Украины", отказавшихся покориться "киевской хунте". Но на этот раз проверенные неоднократно приемы не сработали. Привычно сдержанные в высказываниях западные политики неожиданно для Путина стали говорить публично то, что звучало ранее лишь в разговорах тет-а-тет, а демонстрировать дружелюбие к российскому президенту стало моветоном. Пожалуй, коала, с которой он позировал перед фотокамерами, стала единственным, кто не был враждебно настроен к Путину на саммите.
Досрочное катапультирование хозяина Кремля с Австралийского континента под предлогом "завтра рано на работу" доказывает, что груз пренебрежения, свалившийся на него, оказался чрезмерным. Но это бегство свидетельствует и о другом – менять свои планы по разрушению Украины Путин не намерен. Даже если против него ополчится весь мир. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать обострения ситуации на Донбассе, вплоть до масштабного вторжения российской армии для "блокирования" украинских силовиков, как это было сделано в Крыму накануне "волеизъявления". В данном перед саммитом интервью немецкой телекомпании ARD Путин вновь говорил о федерализации Украины и обещал не допустить уничтожения Киевом своих политических оппонентов на Донбассе. Появление там российских "защитников" в массовом количестве – это уже реальность. Вопрос лишь в том, как скоро заговорят на полную мощь привезенные ими пушки.
Понимание того, что Путин не отступит, есть и на Западе. Вряд ли там всерьез рассчитывают остановить его дополнительными санкциями, как пригрозили лидеры США и ЕС в Австралии. К тому же их введение пока остается лишь на стадии обсуждения. От сегодняшней встречи европейских дипломатов в Брюсселе не стоит ожидать решения об усилении санкционного давления, поскольку достижение консенсуса по этому вопросу – очень длительный и тяжелый процесс. Запад объединил усилия в стремлении усмирить агрессора дипломатическим путем, варианты военного вмешательства по-прежнему не рассматриваются. На действия Кремля предпочитают отвечать нестандартно, избегая навязываемых российской стороной сценариев. На саммите "двадцатки" Владимиру Путину выдали "черную метку" и четко обрисовали перспективы нерукоподаваемого лидера. Ему в очередной раз предложили сделать выбор, но уже в более категоричной форме.
Является ли Путин приверженцем правила, что месть – блюдо, которое следует подавать холодным, или же предпочтет действовать в состоянии аффекта, мы узнаем уже в ближайшее время. Саммит в Брисбене стал своеобразной точкой невозврата, не только для России, но и для всех ведущих стран мира, объединившихся перед угрозой. Наверняка каждой из них Путин постарается дать ответ, поскольку слишком велико было унижение, но главный удар придется принять Украине.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред