Верховная Рада проголосовала за отказ от внеблокового статуса Украины. За это решение проголосовали 303 нардепа, поддержавших законопроект Петра Порошенко "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости", внесенный им 18 декабря.
Ранее российский премьер Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook написал, что отказ нашей страны от внеблоковсти – это, по сути, заявка на вступление в НАТО, что "превратит Украину в потенциального военного противника России", потому РФ "придется реагировать" на это.
Эксперты рассказали, в чем может выражаться это реагирование России на отказ нашей страны от внеблокового статуса, как Украине следует воспринимать такого рода заявления-предостережения, а также не спровоцирует ли этот законодательный шаг еще большую агрессию со стороны РФ.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова
Нельзя оставлять без внимания такого рода заявления на уровне премьер-министра России. Безусловно, в этом заявлении есть немалая доля бравады, но при этом неправильно игнорировать его совсем. Кроме того, оно имеет откровенный тон угрозы: говорится, что теперь Россия будет рассматривать Украину как потенциального военного противника. Первый вопрос, который возникает в связи с этим: а все действия России на протяжении этого года – аннексия Крыма, обстрелы территории с территории российской Федерации, развязывание кровавого конфликта на востоке Украины – это что было? Дружеское реагирование? Что может быть хуже того, что уже было?
Хотя еще может быть широкомасштабная агрессия, может быть бомбардировка отдельных объектов украинских городов... Может, имелось в виду нанесение каких-то ограниченных ядерных ударов. Сейчас от России можно ожидать чего угодно.
Однако мне лично не понятно, зачем было на всех уровнях и всем политическим силам выпячивать именно отказ Украины от внеблоковости. Это носило явно провокационный характер. К тому же, Россия не нуждается в каких-либо провокациях – Кремль в состоянии сам создавать провокации и реагировать на них.
Но если разобраться в сути данного закона, то он не несет каких-то немедленных последствий для укрепления безопасности Украины и не несет никаких угроз безопасности Российской Федерации. Всем совершенно понятно, что это пока что только перемены на бумаге, и никакого быстрого вступления Украины в НАТО просто не может быть. По крайней мере, в ближайшие пять лет это совершенно нереально.
Военный эксперт, экс-замминистра обороны Украины
Я думаю, такие заявления нужно игнорировать, поскольку они не добавляют и не отнимают. Россия уже захватила Крым, якобы пытаясь обезопасить себя от приближения НАТО, хотя она граничит со странами Альянса давным-давно: с Норвегией, Аляской, странами Балтии. Почему она боится, что НАТО будет и в Украине – непонятно. Точнее, понятно, но здравым смыслом это объяснить невозможно – это какие-то нездоровые соображения.
Теперь Россия снова угрожает нам. Но мы адаптировались к угрозам российского руководства. Россия уже ведет против нас войну (и диверсионную, и экономическую, и скрытую горячую). Чем Кремль нам еще будет угрожать? Терактами? Так российские диверсанты и так их осуществляют. Атомную бомбу хотят на нас сбросить? Пусть лучше дважды подумают прежде, чем делать такие заявления. Думаю, такого рода заявления вредят самой России.
Россия уже сорвалась с цепи, но общие усилия украинского народа, военных и наших партнеров и союзников со всего мира заставили ее вернуться в "конуру". Выскочит она из этой "конуры" или будет, как говорил Путин, только бегать по тайге и гонять поросят? Очевидно, что гонять "кабанов" этот "мишка" боится, потому пытается найти себе жертву детского калибра. А НАТО – это калибр, с которым придется считаться: это "кабан", против которого российский "мишка" уже ничего не сможет сделать.
Эксперт по проблемам международной безопасности, политолог
Внеблоковый статус Украины был полным идиотизмом, потому что он предусматривает, что все остальные государства с этим соглашаются и гарантируют нам безопасность. Когда мы принимали этот статус, мы признавали, что становимся нейтральным государством, и что Россия, США, Польша, Европа, НАТО гарантируют нашу безопасность. Можно было идти другим путем, к примеру, Швеции и Швейцарии – они нейтральные страны, но в то же время вооружены до зубов.
Сейчас все увидели, что чем на деле оказался внеблоковый статус, и какова российская агентура. Реакция России на наше желание отказаться от внеблоковости – предсказуема. Это будет значить, что мы должны будем начать сворачивать российско-украинское военное сотрудничество. (Хотя мы давно это должны были сделать, поскольку идет война.) Наш отказ от внеблоковости фактически на развитие военных действий не повлияет, потому что россияне и так понимали, что рано или поздно мы бы это сделали.
Поэтому как только у нас наступит какая-никакая стабилизация (а она точно наступит), мы начнем делать простые шаги: поднимем армейские стандарты до натовских, перевооружимся согласно натовским стандартам, создадим соответствующую логистику и систему управления, то есть де-факто мы станем натовским государством, а дальше – дело техники.
Потом, если мы подойдем к вопросу вступления в НАТО, мы должны будем прекратить военное сотрудничество с Россией, что может иметь катастрофические последствия для некоторых наших предприятий. С одной стороны. А с другой – это уже дело наших дипломатов – убедить, что тот же наш Ан-70 является самым лучшим из транспортных самолетов, поэтому канадцы и американцы должны начать их строить вместе с нами. С ракетной промышленностью проблем не будет, поскольку мы можем строить коммерческие ракеты, а также тактические. Думаю, Россия сейчас снова включит всю свою агентуру. Так, уже [гендиректор "Мотор-Січ" Вячеслав] Богуслаев заявил, что будет перевозить производство в Россию. Если у нас не сумасшедшие, то ему не дадут этого сделать.
Для россиян это полная катастрофа, если мы откажемся от внеблоковости и начнем этот курс реально воплощать в жизнь. Ведь модернизацию ракет могут проводить только специалисты завода "Южмаш", все вертолеты и военные самолеты – на наших моторах, то есть ремонт и профилактика запчастей наша и т.д. То есть мы превратимся в прямого конкурента, и наше развитие будет значить для россиян сплошные проблемы.
Не думаю, что это как-то повлияет на ход нынешних военных действий. Сейчас – точно нет. Россия и так понимала, что мы к этому идем. Вообще, у нас сложно что-то предусмотреть, но Крым загибается, а это значит, что россияне будут пробивать в него дорогу (это может случиться и сегодня, и завтра, и весной). Крика будет много, но они могли предвидеть, что так будет.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред