Пока Президент Петр Порошенко обещает отмену виз для украинцев в мае, эксперты советуют подождать до конца года, поскольку Украина еще не готова
Уже который месяц из уст высоких чиновников слышны слова о возможном предоставлении Европейским Союзом безвизового режима Украине. Мол, это может случиться на Рижском саммите "Восточного партнерства" 21-22 мая этого года. Но сегодня очевидно, что если такое чудо и произойдет, то его можно будет назвать более чем спонтанным решением. А, как известно, ЕС не та структура, которая способна на такие шаги.
Украинские настроения
Итак, в предварительном проектедекларации саммита "Восточного партнерства" в Риге упоминается только об имплементации Украиной второй фазы либерализации визового режима с ЕС. Но и это может случиться только после проведение страной всех необходимых реформ. Другими словами, Украине пока рано говорить о завершении второго этапа, который начался летом прошлого года.
Однако украинская сторона продолжает настаивать: в Риге шансы есть! Так, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорит, что на данном этапе есть вопросы "политического, а не технического характера", "хотя раньше все было наоборот". А представитель Украины в Евросоюзе Константин Елисеев убежден: "Предпосылкой для получения рекомендации о предоставлении Украине безвизового режима до Рижского саммита "Восточного партнерства" от Еврокомиссии является выполнение критериев "Плана действий", над чем мы активно работаем".
Ответ старушки-Европы на подобные заявления пока звучал более чем внятно: европейцев не устраивают темпы реформ в нашей стране. Еще бы! Президент, Кабмин и парламент способны списывать многое на затянувшуюся войну, хотя реально ею же прикрываются и не желают двигаться вперед ускоренными темпами.
Вот, например, нардеп от президентской партии Ирина Геращенко четко говорит, что "война на востоке Украины пугает европейцев с точки зрения миграционных процессов". Правда, после добавляет: "Вместе с тем, мы выполняем все наши обязательства перед Европой, в том числе антикоррупционные позиции, которые мы закрываем через принятие законов об Антикоррупционном бюро".
Министр иностранных дел Павел Климкин, говоря о реформах, вспоминает внедрение биометрических паспортов для граждан Украины. И тут же оговаривается: европейцев беспокоит, что в связи с тем, что некоторые районы Донецкой и Луганской областей контролируют террористы, "боевики тоже смогут пользоваться безвизовым режимом".
Но на самом же деле конфликт на Донбассе и аннексированный Крым — не причина отказа Украине во введении безвизового режима. И если подобные заявления когда-либо прозвучат на высшем уровне в Украине, это будут не более чем манипуляции украинских чиновников.
Готовность на 70%
По словам руководителя общественной организации "Европа без барьеров" Ирины Сушко, до сих пор не завершена вторая часть либерализации визового режима с ЕС — наше правительство не выполнило всех требований Европейского Союза (а их, к слову, было более пятидесяти). По ее оценкам, если учесть всю кропотливую работу профильных ведомств, которую координировал МИД, Украина готова лишь на 70%.
"Чтобы в Риге было озвучено даже не решение, а какой-то позитивный сигнал, мы должны получить уверения от власти, что все задания остались позади, — говорит Сушко. — И речь идет о необходимости проведения важных реформ, связанных с безопасностью документов, управлением миграцией, границами, вопросами об общественном порядке и безопасности. А еще есть огромный пласт заданий в сфере борьбы с коррупцией, организованной преступностью, таких как отмывание денег и борьба с торговлей людьми. Также не надо забывать о реформах в сфере противодействия дискриминации".
Эксперты организации "Европа без барьеров" сформировали четыре основных блока вопросов, которые Украине еще предстоит решить на пути к безвизовому режиму.
Первый — безопасность документов. Как известно, в январе Государственная миграционная служба начала выдачу биометрических паспортов для выезда за границу. И это можно назвать реальным и ощутимым шагом. Правда, не последним.
"В этой области остались незавершенные моменты, и на них указала специальная миссия ЕС, которая была в Украине в декабре-январе", — говорит Ирина Сушко. Например, необходимо оснастить все пункты пропуска специальным оборудованием для их проверки, что требует человеческих и материальных ресурсов. "Также европейцев интересует вопрос защиты персональных данных: что будет с единым демографическим реестром, наличие которого предусмотрено украинским законом и на который необходимо потратить больше миллиона гривен, — продолжает Ирина. — Также в том законе есть нормы, которые не согласуются с некоторыми нормами по защите прав человека в ЕС. Кроме того, требуется усовершенствовать процедуру предупреждения появления поддельных документов, то есть изменения должны коснуться и внутренних паспортов — Украине необходимо перейти на идентификационные карточки".
Второй блок касается сферы миграции и безопасности границ. "Украина многое сделала в этом направлении, — утверждает Сушко. — Остается урегулировать статус лиц, которым не предоставлена международная защита, усовершенствовать правила их содержания. Известно много случаев, когда люди, в том числе и из России, нуждаются в защите и претендуют на статус политического беженца". В целом же Украина должна вести постоянный мониторинг динамики миграционных процессов.
Третий блок: защита общественного порядка и безопасности. "В том числе и борьба с коррупцией, — продолжает Ирина Сушко. — Это то, в чем мы не можем показать серьезный прогресс. Да, мы можем констатировать: правительством и парламентом в этом направлении было сделано многое, в частности, подготовлена необходимая законодательная база, запущены две институции, которые должны принимать превентивные меры в борьбе с коррупцией, но это далеко не все, чего от нас хотели. Нам надо показать реальный прогресс. Украинцы обязаны подтвердить, что эти институты были созданы не просто прозрачным путем, но и дают конкретные результаты".
А еще нам надо показать видимый прогресс в сфере прокуратуры и МВД. В том числе, речь идет о снятии иммунитета с депутатов, судей, прокуроров, лишения их привилегий. Нам надо обеспечить мониторинг в сфере предотвращения оборота наркотиков, наладить работу между Европолом и МВД, обеспечив обмен информацией на должном уровне, в частности, в сфере, касающейся изъятых или потерянных документов.
К слову, на этой неделе в Киеве находится специальная миссия ЕС, которая оценивает достигнутый прогресс именно в этой области.
Четвертый блок — противодействие дискриминации. "Сейчас позиции Украины и ЕС в этом вопросе согласованы, — утверждает руководитель проектов организации "Европа без барьеров" Марьяна Кузьо. — Украина приняла необходимые законы. Но со стороны ЕС все еще есть замечания. Например, должны быть внесены изменения в Трудовой кодекс с целью обеспечения равенства трудовых прав граждан по всем признакам, в том числе сексуальной ориентации. Кроме того, представители ЕС хотели бы видеть, как изменения работают. Пока же они не увидели судебных решений, которые бы подтверждали данный факт".
Таким образом, нужно констатировать, Украине все еще сложно выполнить все задачи, ведь сложились такие внутреннеполитические и внешнеполитические обстоятельства. Например, нашей стране предстоит решить множество проблем, среди которых работа с внутренними переселенцами и вопросы границ. Но на этих примерах Украина могла бы показать ЕС, что готова справляться с подобными вызовами.
Ирина Сушко не сомневается, что страны ЕС поддерживают безвизовый режим с Украиной. Причем речь идет о том, что решение о предоставлении такового должно быть принято соответствующими институциями ЕС без учета конфликта на территории Украины. Но Украина должна всеми силами проводить работу для того, чтобы добиться такой политической поддержки.
Пример Молдовы
Соседнее государство, некогда входившее в состав Союза, получило безвизовый режим с ЕС еще в конце апреля 2014 года. По подсчетам экспертов, с мая по февраль им уже воспользовались полмиллиона людей. Это достаточно большое количество, ведь в Молдове проживает чуть более трех миллионов человек.
"В Молдове все реформы по визовой либерализации продвигались быстрее, — рассказывает эксперт Института мировой политики Лео Литра. — Например, биометрические паспорта выдавали в стране еще с 2008 года, а с 2011 — страна полностью перешла на них. И правительству не составило труда объявить тендер, выбрать зарубежную компанию и получить довольно доступную цену — она варьирует в районе 55 евро. Сейчас даже дешевле".
В то же время Лео говорит, что во время выполнения заданий ЕС у Молдовы были такие же проблемы, как и у Украины.
"Во-первых, они были связаны с имиджем власти, — продолжает он. — Например, речь идет о законе о противодействии дискриминации. Таковой в парламент подавали два раза и отзывали — было понятно, что нет политической воли, и он не наберет достаточного количества голосов. И именно из-за имиджевых потерь Молдова — довольно консервативное общество, которое, казалось, не воспринимает подобных изменений. Был даже неприятный разговор с церковью. Но когда все договорились и закон был принят, оказалось, что ничего в стране не изменилось".
Кроме того, были проблемы с позициями, которые влияют на контроль власти над теми или иными процессами. И в первую очередь, речь идет о борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Пришлось обновлять существующее с 2002 года бюро по борьбе с коррупцией.
И, конечно же, нельзя забывать о существовании Приднестровья.
"Конечно, были опасения, что люди могут туда приехать, там им сделают поддельные документы, на основе которых они сделают себе паспорт гражданина Молдовы, поскольку люди, проживающие на той территории, имеют такое право, и воспользуется безвизовым режимом, — говорит Литра. — Сейчас в Молдове нет административной границы с Приднестровьем, но есть пункты пропуска. Все въезжающие люди должны регистрироваться. Кроме того, изменился закон для пограничников — они имеют право проводить проверки на территории всей страны, а не только на границе, чтобы понимать, кто заехал в Молдову и не зарегистрировался".
Что же касается Украины, то не стоит сомневаться, что безвизовый режим с ЕС рано или поздно заработает. Вопрос — когда? Очень возможно, к концу осени или даже года. Тогда владельцы биометрических паспортов смогут въезжать в страны Европейского Союза уже в середине 2016 года, ведь со времени окончательного "да" еще несколько месяцев придется преодолевать технические трудности.
Но какие же прогнозы на Ригу? Глава представительства Еврокомиссии в Украине Ян Томбинский помогает развеять мифы. Он заявил, что на саммите в мае вопрос предоставления безвизового режима между Украиной и ЕС только будут рассматривать. Над соответствующим документом сейчас идет активная работа. "Но окончательного решения не будет, потому что нет времени, чтобы оно было принято", — говорит он.
Хотя дверь все-таки приоткрыта, если учесть заявление латвийского дипломата, отвечающего в ЕС за подготовку к Рижскому саммиту "Восточного партнерства" Юриса Поиканса. Тот прокомментировал слова Томбинского: "В Риге будет сделан так называемый доклад о прогрессе. Но мы не знаем, какими будут результаты, поэтому говорить со 100% уверенностью будет или не будет решение, я не могу. В настоящее время Европейская Комиссия вместе с правительством Украины активно анализирует, чего Украина достигла".
Так что при наличии политической воли, все-таки может быть принято политическое решение в Риге…
Фото: companion.ua
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред