Владимир Путин провел очередной сеанс гипноза в прямом эфире, пытаясь успокоить обедневших за последний год сограждан и убедить, что ситуация в стране под контролем. И еще раз подтвердил неизменность своей позиции в отношении Украины.
"Прямая линия с Путиным"-2015 не стала рекордной по времени общения и количеству заданных вопросов, да и мало чем отличалась от предыдущих постановочных шоу. Разве только тем, что ранее хозяину Кремля не приходилось комментировать политическое убийство, совершенное в соседней стране как раз во время его диалога с народом. Смерть Олеся Бузины позволила российскому президенту диагностировать в Украине серию политических убийств и заверить, что в России правоохранительные органы работают гораздо эффективнее, поскольку убийц Бориса Немцова они идентифицировали практически сразу — через полтора дня. Можно не сомневаться, что тема жестокого преследования "киевской хунтой" своих оппонентов в ближайшее время будет освещена в российских СМИ с максимальным размахом. Причем выдвигаемые версии убийства Бузины и Калашникова вряд ли порадуют таким разнообразием, как озвученные после расстрела Немцова под стенами Кремля.
Во время почти четырехчасового общения с россиянами в прямом эфире Путин живописно рисовал радужные картины из другого мира и пытался заверить, что самое худшее уже позади — пик кризиса пройден, а рубль стабилизировался окончательно и бесповоротно. Попутно убеждал в отсутствии связи между падением уровня жизни и введенными Западом санкциями. Хотя и признал, что на восстановление экономики от нанесенного санкциями ущерба потребуется около двух лет и всего лишь пару триллионов рублей. Для сравнения — весь федеральный бюджет РФ в нынешнем году составляет 15 триллионов. В качестве убойного индикатора благополучия в стране Путин привел демографическую статистику, фиксирующую рост рождаемости над смертностью.
Путин продолжает бравировать неэффективностью использования санкций в качестве элемента давления на Россию. Даже французские "Мистрали", за которые россияне дрались до последнего, по словам главы РФ, на самом деле не так уж и нужны. Как оказалось, контракт на их поставку был лишь "братской помощью" французским партнерам. С неблагодарных компаньонов Путин пообещал даже штрафа не требовать за срыв договоренностей. Любопытно, что наравне с мантрами о неуязвимости российской экономики для внешних санкций, российский президент неожиданно признал, что введенные ответные меры соблюдаются плохо — польские яблоки на рынок таки просачиваются. Правда, с этим Путин пообещал разобраться.
Хозяин Кремля призвал сограждан не рассчитывать на отмену санкций в ближайшее время, что, очевидно, следует расценивать как отказ выполнять Минские договоренности. Лидеры ЕС и США настаивают на том, что вопрос смягчения санкций готовы рассматривать только в обмен на соблюдение достигнутых в Минске соглашений. В последний раз об этом Путину напомнили главы МИД "Большой семерки" аккурат накануне его прямого диалога со страной. Равно как и о том, что вернуться в этот международный клуб Россия сможет лишь после выполнения минской "дорожной карты". А из Вашингтона регулярно передают обещания увеличить экономическую цену для Москвы в случае игнорирования соглашений. И хотя по оценкам главы Минфина России Антона Силуанова, совокупные убытки от санкций и падения цен на нефть уже превысили 200 миллиардов долларов, Путин продолжает имитировать невосприимчивость к политике воспитания долларом. Получается, правда не слишком убедительно.
Еще сложнее делать вид, что Россия не скатывается в международную изоляцию. Все встречи с западными лидерами для Путина начинаются и заканчиваются украинской темой, даже с партнерами по Евразийскому союзу приходится об этом говорить. Бойкот Парада Победы в Москве, который Путин вынужден будет принимать в компании африканских лидеров, — серьезный имиджевый удар. Правда, он пояснил согражданам, что это происки "вашингтонского обкома", и, скорее всего, ему поверят. США уже давно на официальном уровне признан виновником всех бед россиян.
Отношение к происходящему в Украине у президента России остается стабильным. Он на голубом глазу утверждает, что российских военных на Донбассе нет, и призывает киевскую власть к выполнению Минских договоренностей, конституционной реформе и возобновлению финансирования социальных расходов на подконтрольных боевикам территориях. Правда, кремлевских марионеток из "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР на этот раз Путин ничем не порадовал. Обещаний помочь отстоять независимость самопровозглашенных республик не давал, и весьма туманно высказался о дальнейшей судьбе "Новороссии", заявив о необходимости нормализовать жизнь на ее территории и восстановить какое-то общее политическое поле с Украиной, но только по решению местных жителей.
Лидер "ДНР" (террористическая организация. - ред.) Александр Захарченко оперативно взял под козырек и изъявил готовность провести повторный "референдум" о статусе "республики". Впрочем, вряд ли до этого дойдет. Фейковый референдум — пройденный этап, в арсенале российских технологов есть другие технологии — будут требовать новую Конституцию, федерализацию или на худой конец децентрализацию, проведения местных выборов. Хотя, судя по тому, с какой интенсивностью Донбасс наводняется российскими военными и тяжелым вооружением, мирное разрешение ситуации по путинскому рецепту — это не основной план. Создается впечатление, что временная передышка подходит к концу.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред