Кабинет министров утвердил план мероприятий по инженерно-техническому обустройству украинско-российской границы и территорий, прилегающих к зоне АТО и Крыму в рамках проекта "Стена".
Предусмотрено оборудовать границу противотанковыми рвами (4х2 метра), установить наблюдательные вышки, средства наблюдения, сигнализации и поражения, а также оборудовать специальными опорными пунктами для пограничников. Согласно правительственным планам, этот проект обойдется украинца в более четырех миллиардов гривен, уже в этом году на него уйдет более миллиарда.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что тот план мероприятий, который утвердил Кабмин, хорош разве что для мирного времени, чтобы препятствовать бесконтрольному пересечению границы сомнительными гражданами или контрабандистами. Однако во время войны эффект от такой "стены" между Украиной и Россией, по их словам, будет невелик — здесь нужен целый комплекс мер, большая часть из которых пока что даже не озвучивается.
Кроме того, не стоит забывать, что большой участок границы с Россией не контролируется украинской стороной. Как сообщил пресс-секретарь Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян, на сегодняшний день Украина не контролирует около 400 километров государственной границы в пределах Донецкой и Луганской областей.
Также эксперты опасаются нецелевого использования средств, выделенных на этот проект. Попросту говоря, они считают, что те несколько миллиардов, которые должны пойти на реализацию плана по укреплению границы, будут украдены из бюджета. Они добавляют, что если уж выделять крупные суммы "из и так дырявого бюджета", то необходимо обеспечить их использование по назначению.
Военный эксперт, экс-замминистра обороны Украины
Укрепления границ избежать невозможно, поскольку пока в России сохраняется путинский режим, будет актуальна военная угроза, в том числе в районе общей границы. Это касается угрозы не только танковых атак, но и проникновения по воздуху и через сухопутную границу диверсионно-разведывательных групп, осуществления диверсий в приграничных районах с быстрым отходом диверсантов на территорию Россию, контрабанды с целью подрыва экономики Украины, проникновения нелегалов (нелегальной миграции вообще), прохождение наркотрафика из России в Европу.
Так что дело не только в противотанковых рвах — вопрос намного шире. Он состоит в том, что необходимо максимально усилить контроль над границей и создать барьер для угрожающих действий со стороны РФ. Если в перспективе появится возможность для налаживания какого-то сотрудничества после смены режима в России и после того, как спадет уровень агрессии и террористической угрозы со стороны России, то нужно будет что-то менять, но пока такая возможность — гипотетическая. Пока что Россия делает все для того, чтобы создавать Украине проблемы, в том числе по европейской интеграции. Потому Украина идет на все это от безысходности, у нее нет альтернативы, кроме как наращивать контроль над границей.
Но без комплексного подхода к укреплению границ возведение противотанковых рвов ничего не даст. Если все будет решаться так, как это делалось до сегодняшнего дня, единственное, что этот проект даст — он позволит кому-то освоить бюджетные средства. Не хотелось бы, чтобы государственные деньги тратились безрезультатно. Речь надо вести о возведении инженерных сооружений, установлении каких-то инженерных ограждений, возведении фортификационных сооружений, к примеру, противотанковых, о подготовке огневых позиций в глубине территории для артиллерии и наших войск, оборудование определенных районов для развертывания наших войск, подхода резервов.
А пока что правительство занимает позицию, которая способствует осваиванию денег коммерческими предприятиями. К сожалению, это создает возможности для шпионажа в пользу России, когда работники этих предприятий могут быть завербованы и поставлять информацию нашему противнику. Я не исключаю возможности привлечения к работе гражданских предприятий, но основной акцент должен делаться на закупке современного оборудования для инженерных войск Вооруженных сил, инженерных подразделений Национальной гвардии, пограничных войск. Это не только экскаваторы, но и тягачи, средства минирования и разминирования, поскольку предусматривать установку минных полей тоже нужно. Для пограничников и других силовых структур (СБУ, Нацгвардии и т.д.), которые работают над задачей обороны границы, необходимо закупить целый пакет авиационных средств наблюдения и разведки. Нужно думать и о космических средствах наблюдения, о средствах контроля и обороны водных границ, и о противодействии высадке воздушных и морских десантов. То есть нужен целый комплекс контроля. А сейчас внимание сосредоточено только на противотанковых рвах и ограждениях. В этом случае появляется подозрение, что все делается для перетекания бюджетных денег в карманы строительных компаний, а не для обеспечения существующих приоритетов разведки, инженерного оборудования, авиационного наблюдения и космической разведки, которые нужны для силовых структур. Нужно быть на страже государственных, а не коммерческих интересов, потому что правительство иногда не может правильно расставить акценты над государственными и коммерческими интересами.
Если наш политикум будет больше заниматься государственными интересами, а не только коммерческими, то Украине будет финансово под силу укрепить границу. В первую очередь должен быть решен вопрос — почему нет первого вице-премьера, который по своим должностным обязанностям отвечает за силовой блок, в том числе и за этот проект. Кто у нас будет нести политическую ответственность за этот проект? Кто сейчас отвечает за эти многомиллиардные проекты— не понятно.
Военный эксперт, экс-заместитель начальника ГШ ВСУ
Программа по укреплению российско-украинской границы, анонсированная премьер-министром, полезна в мирное время. Это нужно и важно, но все равно это стоит делать во вторую очередь. Хотя сейчас в этот проект добавляются противотанковые рвы и прочее, но это все преодолевается достаточно быстро войсками и подготовленными группировками. Это одно направление.
Другое направление, и то, что нужно делать в первую очередь, — это трехэшелонное инженерное оборудование позиций по линии соприкосновения. Президент обязал все области участвовать в этом проекте. Два губернатора за невыполнение плана уже получили взыскания и выговоры. Это — гораздо серьезнее. Выделен бюджет размером 850 миллионов гривен. За строительство первой линии отвечают военные, а второй и третьей — гражданские. Это важно и нужно, на это очень рассчитывают наши бойцы на передовой, поскольку там много современного мощного российского вооружения (снарядов, ракет и прочего). Поэтому инженерные сооружения в этом случае очень важны и во многом могут помочь нашим военным в АТО.
Разговор сейчас идет об укреплении той части границы, которая контролируется. Причем та "Стена", о которой говорил Яценюк — которая выстраивается, достаточно условно может быть препятствием, она больше нацелена на то, чтобы не было миграции отдельных людей и небольших групп. Во время войны важны именно инженерные сооружения, и над этим ведется работа. К сожалению, часть российско-украинской границы, несколько сотен километров, не контролируется. Но разговор не идет о том, что мы строим "Стену" именно там — мы это делаем там, где есть размежевание, где контролируется граница с РФ.
Этот проект — надолго. В этом направлении делается много, но еще недостаточно для того, чтобы обеспечить выполнение задачи по сдерживанию и организации правильной активной обороны.
"Стена" эффективна в мирное время, чтобы препятствовать проникновению людей, но в период войны она не эффективна. Это то же, что у Израиля с Палестиной, что у США с Мексикой.
Политический аналитик, эксперт по международным вопросам
Российско-украинскую границу, безусловно, необходимо укреплять. Но делать это нужно с умом, чтобы достичь двух целей. Первая — не допустить пересечения границы различными сомнительными элементами (это и контрабандисты, и диверсанты), чтобы они не могли ходить, как им заблагорассудится, по полностью неконтролируемой границе, как сейчас у нас с Россией и Беларусью. Вторая — первичные меры по препятствованию вражеской агрессии, чтобы вражеские войска можно было остановить уже на границе.
Планы Кабмина по возведению "Стены" не отвечают этим целям. На мой взгляд, они преследуют только одну цель — найти, на что еще можно выделить из нашего и так дырявого бюджета большие деньги, чтобы позже их умело потратить. Самый лучший способ так потратить государственные деньги — выделить их на строительство каких-нибудь сооружений, по которым нет традиционных и четко прописанных смет. По укреплению границ у нас не было каких-то серьезных наработок, оценок и т.д., потому это очень выгодное дело для кого-то.
Я так остро реагирую на этот вопрос, потому что укрепление границы не является компетенцией Кабмина — этим должен заниматься СНБО (решать, как усиливать контроль, подготовить планы, подать на подпись Президенту, а уже после того глава Кабмина, как член СНБО, издает постановление правительства о необходимости выделения средств на конкретные меры). Иначе будет как на харьковском участке: возвели линию ограждения, потратили огромную сумму денег, но толку от этого никакого, разве что временно, до тех пор, пока не научатся перескакивать или разрушать эти укрепления.
Создаваемая оборонная линия, и о чем говорилось не раз — это совершенно другое дело. Об этом говорил Президент. Это несколькоуровневая, трехэшелонная линия обороны, где будут и противотанковые рвы, и системы оповещения и т.д. Это все — не против контрабандистов, а против наступления. Если будет только противотанковый ров, то смысла нет: инженерные подразделения российских войск его перекроют за 30-35 секунд (есть технические средства для преодоления противотанковых рвов), а дальше техника спокойно движется дальше.
Потому понятно, что только противотанковые рвы и то, о чем говорит Кабмин, не имеет никакого смысла — это тупая трата денег. Но, думаю, и этого не будет делаться, а нынешние разговоры — это просто отвлечение внимания от сомнительных моментов, связанных с Кабмином.
Украине, так или иначе, придется укреплять границу. И потратить придется даже больше, чем запланировано. Нам нужно защищаться, и какие-то укрепления мы создаем уже сегодня: это не те укрепления, что расположены по всему периметру границы — это укрепления там, где есть особая угроза вдоль линии размежевания, по тем участкам, где может быть наступление, и где оно может быть особенно опасным.
Повторюсь, но бюджетные миллиарды нужно тратить на что-то мудрое и действительно нужное.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред