Победа Анджея Дуды: чего ждать Украине от нового польского президента?

26 мая 2015, 12:01обновлено 3 августа 2018, 01:13
Эксперты рассказали, как сложатся украинско-польские отношения после победы на выборах в Польше Анджея Дуды.

 / Reuters

Победу на президентских выборах в Польше одержал кандидат от оппозиционной партии "Право и справедливость" Анджей Дуда, который по официальным данным набрал 51,55% голосов во втором туре, состоявшемся 24 мая. В свою очередь действующий президент Польши Бронислав Коморовский, представляющий правящую партию "Гражданская платформа", набрал 48,45.

Как ранее заявлял заместитель главы Администрации Президента Валерий Чалый, Украина и Польша будут продолжать сотрудничество вне зависимости от того, какой из кандидатов победит на выборах, поскольку отношения Киева и Варшавы носят стратегический характер и должны развиваться.

видео дня

По словам опрошенных "Главредом" экспертов, в украинско-польских отношениях не стоит ждать кардинальных изменений с избранием нового главы государства в Польше, поскольку и Коморовский, и Дуда нацелены на развитие отношений с Украиной. Оба кандидата в своих предвыборных кампаниях подчеркивали необходимость поддержания динамики развития отношений и сотрудничества с Украиной.

Однако эксперты характеризуют Анджея Дуду как более радикального политика, выступающего за более энергичную поддержку Украины (по крайней мере, об этом говорили его высказывания в ходе предвыборной кампании), а, кроме того, он выступал с более жесткой позицией по отношению к России. Хотя, отмечают политологи, риторика и реальные действия — разные вещи, потому уже в ближайшее время можно будет увидеть, как на самом деле сложится сотрудничество государств. Во всяком случае, эксперты считают, что поддержка Украины со стороны Польши будет оставаться не меньше прежней.

Константин Матвиенко

Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика"

Константин Матвиенко:

Анджей Дуда всегда выступал с более жесткой риторикой по отношению к Российской Федерации, нежели Бронислав Коморовский. Поэтому, с точки зрения официальной позиции Польши, победа на выборах Дуды — это отражение антироссийских настроений и их радикализация в Польше.

Однако с Коморовским той же Меркель было более комфортно иметь дело, потому что он выглядел более респектабельным, основательным и ответственным политиком. Анджей Дуда на 20 лет младше Коморовского, более радикальный и импульсивный. Но, в принципе, взгляды Коморовского и Дуды особенно не отличались. Поэтому, думаю, в данной ситуации для Украины серьезных изменений не будет.

Хотя, возможно, поляки начнут более остро ставить вопрос об украинских реформах. Взять, к примеру, тот же безвизовый режим, который мы проиграли, что окончательно стало известно на саммите в Риге. Польша также страдает от угрозы нелегальной миграции через территорию Украины (не из-за самих украинцев, а из-за того, что через территорию Украину могут попадать нелегальные мигранты, потому что наши границы закрыты очень слабо).

Поэтому я бы не ожидал, что в украинско-польских отношениях что-то кардинально изменится.

Александр Палий

Политический аналитик

Александр Палий:

На мой взгляд, акценты в политике Польши по отношению к Украине будут несколько изменены, потому что новый президент Анджей Дуда — более активен, и он, безусловно, внесет свою стилистику во внешнюю политику. Польша и при Коморовском поддерживала Украину, но Дуда был более радикален в высказываниях на эту тему, а также он выглядит более твердым политиком. Собственно, за это его и избрали поляки: им хочется определенности, им хочется быть под динамичным руководством. Коморовский был в русле общеевропейских лидеров, а они несколько обезличены, то есть мало привносят личного. Судя по тому, что Дуда говорил до выборов, он должен быть более динамичным в качестве главы государства, в том числе и во внешней политике, за которую в Польше отвечает именно президент.

Исходя из того, что заявления Дуды были более радикальными, можно ожидать даже большей поддержки Украины со стороны Польши. Хотя, конечно, риторика и реальная политика — это разные вещи. Уже в ближайшее время мы увидим, как оно будет на самом деле. Но риторика была достаточно оптимистичной.

Поляки и дальше будут выстраивать свою политику в отношении России, интегрированную в политику Запада как такового. Они будут представляться как первая страна Запада в Восточной Европе, а, соответственно, будут участвовать и в изоляции России, и в военном сдерживании РФ, и в проведении учений, и во многом другом. Акцент на вопросах безопасности, безусловно, будет делаться. Ведь Россия осуществляла достаточно агрессивные действия по отношению к Польше не так давно, к примеру, проводила учения, что, конечно же, раздражало польское руководство. Потому и действия поляков будут соответствующими.

Владимир Огрызко

Дипломат, экс-министр иностранных дел Украины

Владимир Огрызко:

Думаю, что позиция Польши в вопросах поддержки Украины не изменится. Хотя, безусловно, каждый руководитель привносит свои нюансы. Но в этом вопросе я ориентируюсь на исторический опыт и формулы, которые были выработаны поляками еще после Первой мировой войны: Пилсудский сказал, что без свободной Украины не будет и свободной Польши. Потому независимость Украины для Польши имеет решающее значение: упадет Украина — не будет Польши. Поэтому для всех польских политиков этот фактор является определяющим.

Так что могут измениться какие-то тактические подходы, однако стратегия останется определенной. Потому, думаю, новый польский президент Анджей Дуда будет действовать именно в таком направлении.

В случае четкости позиций с нашей стороны поддержка поляков также теперь сможет приобрести более конкретные формы.

 / Главред

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

Избрание Дуды — довольно неожиданный акт, который можно объяснить "политическим маятником". Однако позиции Коморовского, его либеральный подход к Европе и неплохую ситуацию в экономике можно было считать существенными факторами. Следует отметить, что правительство в Польше все-таки пока остается под контролем "Гражданской платформы", поэтому и президентская позиция не будет выглядеть слишком поспешной и радикальной. Чтобы не ухудшить на старте свои возможности, думаю, Дуда будет более осторожным поначалу, ему придется каким-то образом наладить отношения с действующим правительством. Правительственная позиция вряд ли сменится. Дуде придется оказывать давление на позиции польского правительства. А эта позиция крайне осторожна в вопросе наращивания сотрудничества с Украиной.

Есть такая структура — Стратегический комитет президентов Польши и Украины, которая дает возможности для диалога между странами. Этот комитет, как правило, возглавляет секретарь Администрации Президента Украины и руководитель Бюро национальной безопасности Польши. Тут могут быть некоторые возможности для углубления сотрудничества. Но рассчитывать на то, что Польша при новом президенте сможет существенно увеличить прямую помощь Украине, к примеру, в военной силе, не стоит. Потому что это компетенция правительства — выделять деньги и принимать соответствующие решения.

Что касается политической поддержки и отношений стран, они будут зависеть от того, насколько президент Польши сможет активизировать диалог с Соединенными Штатами Америки. Однако Обама в этом вопросе все-таки ближе к той линии, которую высказывал Коморовский.

Так что принципиально политика Польши по отношению к Украине не изменится, если не считать каких-то политических деклараций (поскольку Дуда может высказывать более сильно и радикально). А что касается конкретных аспектов, связанных с финансированием, то, думаю, тут позиция польского правительства останется прежней.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять