Итог саммита "Большой семерки": поддержка Украины участниками G7 и прежнее давление на Россию

9 июня 2015, 12:10обновлено 3 августа 2018, 01:14
3361
Эксперты рассказали, какое значение будет иметь для Украины позиция стран-членов "Большой семерки", продемонстрированная в ходе саммите.

 / Reuters

Пока что возвращение к формату "Большой восьмерки" невозможно, поскольку в отношениях между Россией и западными странами — непреодолимый барьер, считает канцлер Германии Ангела Меркель. Такое мнение, по ее словам, разделяют все участники теперь уже "Большой семерки". При этом Меркель добавила, что когда речь будет идти о ядерной программе Ирана, войны в Сирии или урегулирования конфликта в Украине в "нормандском формате", Россия "будет партнером".

Во время двусторонней встречи президента США Барака Обамы и канцлера Германии Ангелы Меркель "на полях" саммита G7 было решено продлить санкции против России до тех пор, пока она не начнет выполнять Минские соглашения о прекращении огня и уважать суверенитет Украины.

видео дня

Политологи, оценивая заявления стран-участников G7 в ходе саммита, подчеркнули "Главреду", что это мероприятие продемонстрировало политическую поддержу Украины ведущими западными странами и единство в позиции относительно конфликта на Донбассе. Эксперты также отметили важность сохранения санкций против РФ, поскольку без них, кто знает, насколько бы сегодня продвинулась Россия территорией Украины, то есть они, несмотря ни на что, дают сдерживающий эффект и постепенно могут заставить Россию выполнять подписанные соглашения и договренности.

Тарас Березовец

Директор компании

Berta Communications, политтехнологТарас Березовец:

Достаточно жесткий тон риторики Запада по отношению к России задал премьер-министр Канады Стивен Харпер, который посетил Украину накануне саммита. На языке дипломатии, когда лидеры стран "Большой семерки", в том числе премьер-министры Японии и Канады, приезжают в Украину перед саммитом G7, это значит, что тема Украины — в числе первых на повестке дня у мировых стран. Это также значит, что есть политическая поддержка Украины со стороны разных держав.

Также следует напомнить, что перед саммитом состоялся телефонный разговор Порошенко с Обамой и Меркель, плюс два премьера осуществили визит. Таким образом, был дан мощный сигнал Путину о поддержке Украины, о том, что после их провокаций под Марьинкой Запад остается единым перед лицом российской агрессии.

Также жестко прозвучало заявление о невозможности возвращения России в любом формате в G7. А Харпер вообще сказал о том, что пока президентом РФ остается Путин, об этом и речи быть не может. По сути, Россию окончательно исключили из этого формата. Кстати, Россия очень гордилась своим пребыванием в G8 во времена Бориса Ельцина. Это подавалось как одно из самых больших дипломатических достижений тогдашней России. Путин чрезвычайно хвастался тем, что мог общаться с лидерами западного мира на равных, решать с ними проблемы в "закрытом клубе".

Запад, безусловно, сегодня зависит от России в вопросе Сирии и ИГИЛа, потому что там влияние РФ остается весьма ощутимым. Но в этом вопросе, по сути, единственный контактер — американская администрация. Как раз об этом речь шла в Сочи чуть более месяца тому назад между Путиным и Джоном Керри. Это — исключительный контекст.

Американцы и другие страны "Большой семерки" показали, что они едины в своей позиции относительно исключения России, и это не подлежит корректировке. Остается вопрос — насколько с Россией можно сотрудничать.

Что касается того, насколько санкции способны заставить Россию выполнять Минские договоренности, то тут логика Путина другая. Он совершенно не обращает внимания на экономические потери, которые несет Россия. Единственные санкции, которые они сами отменили и пересмотрели, касаются элитных морепродуктов и устриц: их Россия исключила из списка, разрешила ввозить в страну. Олигархов и долларовых миллионеров в Москве, по официальным данным, проживают десятки тысяч; и для этого слоя населения сделано послабление в российских санкциях, чтобы миллионеры не бубнили и не проклинали "царя". А плебс в России и так счастлив по поводу того, что происходит. Он, наоборот, считает, что Россия показала всему миру силу, отказавшись от западных продуктов и одежды.

Наивны те люди, которые считают, что санкции могут повлиять каким-то образом на Путина. Это совершенно невозможно — он руководствуется иной логикой. Он живет логикой Владимира "Великого": образно говоря, он уже взял в руки скипетр, на голову надел корону и ему совершенно все равно, что происходит вокруг — его внутренний мир пребывает в полной гармонии. Наивны и те люди, которые считают, что Путин готовится к каким-то переговорам по Крыму, что он готов оттуда уйти. Никуда он из Крыма не уйдет!

Я бы обратил внимание на следующие опасные тенденции. Есть такой российский либеральный журналист — Венедиктов, главный редактор "Эха Москвы". В последние дни он начал писать, что россиян притесняют в северном Казахстане, и что нужно с этим срочно что-то решать. Интересно, что аналогичные посты он писал, когда в Украине был Евромайдан — тогда он говорил, что русских притесняют в Крыму, и надо с этим что-то делать. Идет "прокачка" ситуации. Мы прекрасно понимаем, что эта прослойка либеральных журналистов в России на самом деле состоит вовсе не из либералов, а тех же прокремлевских агентов, более хитрых и скрытых. Эта ситуация показывает, куда теоретически Путин может двигаться дальше. Он сейчас готов уйти с Донбасса (они фактически "слили" ЛНР и ДНР), но народу же дальше нужно показывать, что они по-прежнему борются за права русскоязычного населения. Поэтому они сейчас, возможно, ищут возможность объяснить, как уйти с Донбасса, создав новый очаг дестабилизации на севере Казахстана (там есть пять областей, где очень большая доля русскоговорящего населения).

Павел Рудяков

Директор информационно-политического центра "Перспектива"

Павел Рудяков:

Решение "Большой семерки" о продлении санкций против России не стало неожиданностью. Это решение анонсировалось и прогнозировалось. Это — регулярное развитие событий, которые для нас, безусловно, являются благоприятными, но они являются таковыми только в рамках сегодняшней ситуации, то есть в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе санкции и жесткая позиция по отношению к России не срабатывают так, как хотелось бы: не происходит решительных сдвигов в нужном для нас и G7 направлении.

На мой взгляд, это прямо указывает на то, что ситуация требует других подходов. Последний же саммит "Большой семерки" новых подходов и прорывных стратегических и тактико-стратегических решений, хотя бы на среднесрочную перспективу, не продемонстрировал. Главная проблема состоит в том, что давно назрел момент для того, чтобы Россию каким-то образом привлечь к переговорам, а не только вводить санкции против нее и исключать ее из различных форматов. Ее нужно привлекать к переговорам, чтобы как-то выйти из этого тупика, в котором мы оказались. То, что G7 осуждает Россию, — это хорошо. Однако у нас по-прежнему происходят трагические события, у нас по-прежнему гибнут люди, и мы не можем реализовать тот сценарий, который хотели бы. На мой взгляд, тут есть ресурс у великих держав мира для того, чтобы повлиять на эту ситуацию. Они могли бы это сделать при желании, но тут вступают в силу другие расчеты, а, соответственно, мы получаем то, что имеем сейчас.

Что сейчас способно заставить Россию выполнять договоренности? Есть два варианта. Первый — новый раунд переговоров с учетом определенных моментов, на которых настаивает Россия.

Второй — додавливать Россию на уже существующей концептуальной платформе санкции. Санкции объявлены, они есть, но они далеко не такие мощные, как могли бы быть. Поскольку есть и коммерческие, и геополитические интересы. Они разные у разных стран "Большой семерки", соответственно, того, что можно было бы назвать "единым фронтом", нет. На декларативно-демонстративном уровне (как сейчас было на саммите, когда все единодушны в поддержке Украины) он есть, но, вместе с тем, есть разногласия, которые влияют на реальные шаги. Для нас сейчас важнее были бы именно реальные шаги, способные сдвинуть ситуацию с мертвой точки, а не декларации.

Владимир Фесенко

Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"

Владимир Фесенко:

Для Украины принципиально важно то, что было принято решение "Большой семеркой" о продлении санкции против России до тех пор, пока она не начнет выполнять Минские договоренности. Украинское руководство очень активно для этого работало. Напомню, что накануне саммита G7 у Петра Порошенко были телефонные разговоры с Бараком Обамой и Ангелой Меркель. Причем если наш Президент ранее общался с вице-президентом США Джозефом Байденом, то сейчас — с самим Обамой. Кроме того, к нам перед саммитом приезжали два лидера стран "Большой семерки" — премьер-министры Японии и Канады. То есть с лидерами четырех стран "Большой семерки" накануне саммита у украинского руководства были прямые контакты, что сработало на пользу.

Также следует помнить, что большинство стран "Большой семерки" и раньше поддерживали Украину, за исключением Италии, у которой была более гибкая позиция. Но, в любом случае, для нас это принципиальная позиция, за которую мы боролись — чтобы давление на Россию сохранялось. Этого удалось добиться. Поддержка территориальной целостности и суверенитета Украины со стороны мировых стран для нас крайне важны.

Что касается влияния санкций на РФ. Как всегда, в политике есть задача-минимум и задача-максимум. Когда говорят, что санкции не дают никакого эффекта, это неправда. Санкции уже дали эффект. Если бы не было санкций, не было бы переговоров, и, кто знает, где бы тогда на сегодня была Россия и российские "зеленые человечки". Эффект сдерживания санкции оказывают. Именно это давление на Россию заставило ее участвовать в переговорах, в минском мирном процессе. Другое дело, что это крайне сложный и противоречивый процесс, от которого не стоит ждать быстрого результата. Россия пытается и подставить Украину в этом процессе, и принудить Запад пойти на неприемлемые компромиссы. С нами Россия играет как кошка с мышкой, а с западными странами она пытается договориться в обход Украины. Но пока что эта игра не срабатывает, в частности, благодаря активности украинской дипломатии, а также благодаря принципиальности некоторых (не всех, а некоторых) западных стран.

Потому ожидать, что санкции неизбежно дадут эффект, что Россия капитулирует и пойдет на все требования, — не сто́ит. Санкции действуют в долгосрочной перспективе. Также есть масса примеров, когда санкции не срабатывают. В данном случае Россия сейчас уже в игре, в переговорном процессе. Потому следует иметь терпение, поскольку быстрого результата от санкций не будет, но постепенно, думаю, они заставят Россию идти на уступки. Подчеркиваю, постепенно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять