Бывший президент Украины, сбежавший в Россию, Виктор Янукович дал интервью ВВС — о Майдане, Крыме, Донбассе и страусах из Межигорья, уже обросших "фотожабами" в соцсетях. Янукович заявил, что считает "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР частью Украины, и что Европа и США, "непосредственно влияющие на Киев, должны заставить Киев сесть за стол переговоров с представителями Донбасса и выполнять минские соглашения". Он также назвал аннексию Крыма трагедией, однако так и не ответил на вопрос, кому должен принадлежать полуостров. Кроме того, экс-президент рассказал, что хочет вернуться в Украину и не понимает, за что у него "забрали родину".
Эксперты, комментируя это интервью бывшего гаранта, отметили, что заявления Януковича уже не способные вызвать какие-то резонансные последствия, потому призвали не обращать особого внимания на его слова, поскольку это — лишь "тренировка перед будущими мемуарами". Зачем было это появление Виктора Януковича в информационном пространстве, стоит ли в этом интервью искать глубинные смыслы, а также как Россия может использовать экс-президента в своих целях, эксперты рассказали "Главреду".
Дипломат, руководитель фонда "Майдан иностранных дел"
Мировое злое и вражеское закулисье, которое вытолкнуло Виктора Федоровича под свет софитов, на мой взгляд, преследовало цель дать сигнал о том, что Украина не выполняет минские договоренности, что она должна это делать ради чего-то там, что с точки зрения этого закулисья является важным. Однако в итоге получился трагикомический сюжет о человеке, который так и не понял, что с ним случилось, на каком свете он живет теперь. Очень печальный сюжет об интеллектуальном и моральном падении человека, который когда-то был президентом Украины.
Думаю, что все призывы Януковича уже потеряли значение даже для его жены. Поэтому сложно прогнозировать какие-либо внешнеполитические последствия его заявлений и призывов, прозвучавших в интервью ВВС.
Янукович и дальше будет время от времени веселить публику какими-то призывами в интересах российской пропаганды, где, безусловно, совершенно другие "первые скрипки", совершенно другие люди — гораздо более серьезные, которые играют намного циничнее. А Виктор Федорович похож на заезженную пластинку, которая с хрипом повторяет то же самое, что все давно слышали, и что никому неинтересно. На мой взгляд, к этому уже пора прекратить относиться серьезно.
Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"
Принципиальный момент: никакого политического значения появления Януковича на пресс-конференциях и в интервью не имеют. Это чисто информационное событие. Потому давайте воспринимать это интервью Януковича, как исключительно информационное событие.
В этом есть интерес самого Януковича: он хочет оставаться в центре внимания журналистов, он хочет высказать и свою версию прошедших событий, свой взгляд на текущую ситуацию. Политики — рабы и наркоманы публичности.
Безусловно, сохраняется и интерес журналистов к Януковичу, как к историческому персонажу, а не как к актуальному политику. Он интересен, как персонаж, связанный с тайнами событий 2013-2014 годов. Хотя рискну предположить (и данное интервью это подтверждает), все серьезные тайны Янукович не раскрывает, а в лучшем случае дает свою ограниченную версию событий. Честные и искренние ответы обо всех ключевых тайнах он не дает.
Так что нам не нужно напрягаться при каждом интервью Януковича. Это было актуально когда-то, когда у нас не было легитимного президента, а сейчас даже Россия признала Порошенко президентом Украины. Даже сепаратистам на Донбассе не нужен Янукович. Потому он — фигура прошлого. И все его нынешние интервью — это тренировка перед будущими мемуарами.
Может ли Россия использовать в своих целях заявления Януковича? Если Россия захочет, она может делать, что угодно. Если ей что-то нужно, она даже выдумает это. К примеру, взяли бывшего украинского генерала, который работал на сепаратистов, и сделали из него якобы перебежчика. Когда россиянам нужны "доказательства преступлений украинских военных", они их придумывают: создают спектакли якобы обстрелов и т.д. Потому если Россия чего-то захочет — сделает. Янукович ей нужен только в качестве экспоната музея политического прошлого. И все.
Актуальной политической необходимости в Януковиче нет. В прошлом году его использовала Россия достаточно активно. Но после появления нового легитимного украинского президента, которого признала Россия, ее линия поведения изменилась. Как я говорил, Янукович может рассказывать только об истории — в другом смысле он не имеет никакого значения.
Заявления и призывы Януковича соответствуют интересам России. Это — российская позиция, об этом Путин говорит. Если Путин не может убедить Запад и Украину что-то сделать, то неужели Янукович способ кого-то в чем-то убедить? Что-то я сильно в этом сомневаюсь. Он лишь повторяет то, что скажет Путин. Еще раз подчеркну, он даже не нужен сепаратистам на Донбассе. Если бы он был нужен, то давно бы стал "президентом" "Новороссии". Но так не случилось, в частности, потому, что даже Путин не доверяет Януковичу и даже не критично, а очень пренебрежительно относится к Януковичу. Он спас его, но не потому, что чрезвычайно уважал — он просто хотел использовать его при необходимости. Путин (этого он не скрывал и раньше) считает Януковича слабой и неэффективной фигурой. Так что Янукович нужен только как экспонат музея политического прошлого.
Эксперт по вопросам международной политики, политический аналитик, бывший народный депутат
Делать конечные выводы сложно, поскольку известен принцип, по которому серьезные международные медиа-компании делают интервью: записывается разговор часа на два, а в результате в эфир выходит 2-3 минуты, максимум. Та же история с интервью Януковича: это короткое видео, в котором освещаются темы, больше всего интересующие западного зрителя, но совсем необязательно являющиеся ключевыми и важными для украинцев или самого Януковича.
Для чего появилось это интервью, имеет ли оно какое-либо значение? Уверен, что после прозвучавших заявлений не стоит ожидать никаких последствий. Это — не интервью Януковича "ростовского периода". Это — не тот Янукович, который кому-то был интересен, который мог быть использован в качестве серьезного объекта международной политики, в манипуляциях или для оправдания российской агрессии. Россия Януковича сейчас охраняет только для того, чтобы он, попав в руки украинского правосудия, не рассказал лишнего. Пока что его придержат, а в будущем могут использовать в какой-нибудь рекламной пропагандистской кампании против США или Европы. В других целях его использовать невозможно. Он не интересен уже самой России, потому никто бы там не прослеживал, в каком именно ключе должно быть подано это интервью ВВС, что должно прозвучать — это слишком запутанная конспирология, в которую я не верю.
Сейчас доступ к Януковичу для журналистов более-менее открытый, но интерес к нему не особо высок. Поэтому появление предложения об интервью от ВВС было оценено в российских "верхах" как приемлемое. Заранее, наверняка, были поданы вопросы, по которым была проведена "дрессировка" Януковича: ему четко объяснили, что он должен сказать, а чего точно не должен. С этой задачей, как не самый хороший актер, он справился не самым лучшим образом, однако за пределы этих границ он не выходил. Стоит вспомнить хотя бы его выкручивание по теме Крыма, а также о том, как Путин спасал его из Украины.
Если бы с просьбой об интервью сейчас обратилось какое-либо американское или немецкое СМИ, беседа бы состоялась тоже. Поэтому с тем, что это интервью в принципе было записано, не связано никакой конспирологии. Украинским медиа, очевидно, такое бы интервью не дали.
Что касается стиля интервью, еще полтора года назад я говорил, что Янукович — психически больной человек, скорее всего, шизофренией, что он не может отвечать за свои слова и поступки, что он не адекватен и не способен оценить реальную действительность, а также живет в выдуманной реальности, которую сам себе создает и верит в нее. Тогда меня Семен Глузман высмеял, как только мог: мол, всякие профаны лезут в психиатрию, что невозможно дистанционно поставить диагноз, что Янукович здоров и осознает свои поступки. Да, он — негодяй, но он четко понимает, что он делает.
Сейчас мы увидели совершенно больного человека с блуждающим взглядом, со странной улыбкой, которая у него уже несколько последних лет не сходит с лица, с уклончивыми ответами на вопросы, с самовнушением. Он же верит во все, что говорит: что он не давал никаких приказов, что он занимал лишь 1,7 гектара в Межигорье, а к Хонке не имел никакого отношения. Это все признаки шизофрении: человек одновременно живет и в реальной, и в выдуманной действительности.
Были ли в интервью какие-либо знаковые сообщения? Не было. Кроме общих фраз о том, что Майдан во всем виноват, что он привел к кровопролитию на Донбассе, но "если бы я был у власти, ничего бы не случилось", и кучи материалов для анекдотов про страусов, я больше ничего в этом интервью не услышал — голый ноль. Потому это интервью не стало событием.
Как Россия может использовать Януковича? Стратегическое использование полностью исключено. Это можно было делать еще до президентских выборов в Украине, до того, как Путин признал Порошенко Президентом. Ранее звучали заявления Януковича в стиле "я живой и легитимный", "призываю ввести российские войска в Украину и вернуть конституционный порядок". Тогда Янукович мог быть серьезным объектом стратегических действий в Украине. Сейчас это полностью исключено.
Также он мог бы быть использован в юридических моментах, то есть как контрудары на выпады против России (она финансирует терроризм и т.д.). Янукович мог быть использован как фальшивый свидетель, который мог бы сказать, что на самом деле все не так, что Майдан создали американцы и т.д. Теоретически можно допустить, что Януковича можно использовать в этом ключе, однако это очень сомнительно. Но, возможно, его свидетельства время от времени будут пытаться запустить.
Что касается пропагандистской кампании, то с этой целью использовать Януковича сегодня трудно, поскольку его поддержка даже в его базовых регионах нулевая. Для одних он — враг и кровопийца, для других — предатель и беглец, приведший к тому, что на Донбассе льется кровь. То есть не тех групп, к которым он мог бы апеллировать и к чему-то их призывать. Это значит, что в этом направлении Януковича использовать невозможно.
Есть возможность использовать его в общих дискредитационных кампаниях, предназначенных больше для внутреннего "потребления" в России. Хотя и там он мало кому интересен, разве что в контексте того, что "киевская хунта осуществила то-то, о чем свидетельствует незаконно устраненный президент Янукович". Это может быть, но это достаточно низкого уровня пропагандистские кампании, которые не имеют решающего значения. Иначе будущее Януковича могло бы быть намного более туманным.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред