Накануне встречи глав внешнеполитических ведомств в "нормандском формате" в украинских СМИ появилась информация о предложениях представителей ЕС — в частности, еврокомиссара Йоганнеса Хана — предоставить оккупированным Москвой районам Донецкой и Луганской областей особый статус еще до проведения там выборов по украинскому законодательству. Проявить, так сказать, добрую волю.
Об этом в своей авторской колонке в издании Newsru.ua пишет известный украинский журналист Виталий Портников.
Я даже не буду обсуждать, действительно ли еврокомиссар делал подобные предложения — пускай и в "рабочем" порядке. Логика подобных идей мне вполне понятна. В европейских столицах никак не могут понять, почему не удается сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс. Может быть, дело не только в нежелании России выводить свои войска, но и в отсутствии доверия? И если Украина продемонстрирует, что готова к "автономии" Донбасса, то в Кремле сразу смягчатся и кризис будет урегулирован сам собой? Ну, хотя бы так, как был урегулирован кризис в Боснии, когда правительство этой страны согласилось с особым автономным статусом районов, в которых сербы устроили этническую чистку мусульман и хорватов? Да, стабильной и счастливой страной Босния после этого не стала. Но война-то закончилась, напомнил журналист.
Только европейские бюрократы ошибаются, считает он. Ошибаются еще и потому, что путают Милошевича и Путина. Диктаторы действительно во многом похожи, Путин пытается подражать Милошевичу с его идеей "всех сербов в одной державе". Однако когда Милошевич отказывался от "своей" части Боснии, он одновременно отказывался и от идеи "великой Сербии". Тогда на смену "сербам в одной державе" пришла идея зачистки собственно территории Сербии от албанцев — вместо объединения под сербским протекторатом всех территорий с сербским населением Милошевич решился на создание этнически однородной Сербии. Это его, в конечном счете, и погубило.
У Путина этот этап развития еще впереди, пишет Портников. И понятно, что пока российский президент не решит, что "Россия для русских" — куда более удобный лозунг для успеха, чем идея восстановления СССР, от Украины он не откажется. А значит, и не откажется от "народных республик" — главного инструментария для дестабилизации ситуации в нашей стране.
Путин, который состоялся в рамках коррумпированного олигархического режима и прекрасно знает его правила игры, не может не понимать, что главное — не статус, а деньги. Даже если Украина предоставит Донбассу три особых статуса — и при этом российский оккупант оттуда уберется и будет восстановлен контроль над границей — уже завтра руководители "особых районов" станут марионетками в руках какого-нибудь олигарха, который станет договариваться с Киевом. И вся история "ДНР" (террористическая организация. - ред.) завершится, не начавшись. Крым, между прочим, имел вполне себе особый статус в составе Украины, но его руководители были более чем лояльны к любой украинской власти ровно до того дня, пока не поняли, что контроль над полуостровом переменился, говорится в статье. А как бы вы поступили на их месте, если бы знали, что денег на пропитание в бюджете автономии нет и не предвидится?
Или, может быть, мы думаем, что после получения Донбассом "особого статуса" экономика региона, оставшаяся в руках олигархов криминальных элементов, начнет развиваться с невиданной силой? Я вас разочарую. Донбасс в случае сохранения за ним "особого статуса" обречен гнить и разлагаться. Единственный шанс спасти этот регион — его реинтеграция без всяких условий, создание временной администрации с прямым подчинением Киеву, люстрация коллаборационистов, экономические реформы и прекращение всякого — кроме столь любимого там гуманитарного — сотрудничества с Россией: никаких телеканалов, никаких "дней дружбы", никаких коррупционных схем, которые там называют взаимовыгодным сотрудничеством — ничего. И замечу, это нужно не Украине. Это — нужно Донбассу. А Украине сейчас хватит и минских соглашений с умиротворением региона и коррумпированием его элит, пишет журналист.
Именно потому, что Путин это понимает, с Донбасса он не уйдет и минские соглашения выполнять не будет — пока его к этому не принудит внутриполитическая ситуация в самой России. Европейцам пора понять, что для изменения ситуации Украина не может сделать ничего. А Россия может сделать все. И если они действительно хотят мира — значит, нужно вместе с нами думать не о том, как имитировать переговорный процесс, а о том, как перестать имитировать давление на Россию и приступить к следующим этапам маргинализации ее экономики, резюмирует Портников.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред