После шумных событий в Мукачево Президент Петр Порошенко уволил председателя Закарпатской ОГА Василия Губаля и назначил на его место Геннадия Москаля. Как объяснил глава государства, это было сделано в качестве экстренной меры "по тушению пожара на Закарпатье".
"Мне пришлось принять экстренные меры по тушению "пожара" на Закарпатье. Пришлось забрать одного из лучших руководителей государственных администраций — Геннадия Геннадиевича и направить его в Закарпатскую область", — отметил Порошенко, добавив, что Москаль на Луганщине доказал существование честной украинской власти, которая всегда на передовой, вместе с военными борется с врагом.
Кроме того, Порошенко пообещал перезагрузку всего состава Госпогранслужбы в Закарпатсой области, а также сменил местного главу СБУ. Теперь начальником Управления Службы безопасности Украины в Закарпатской области будет Олег Воеводин.
В свою очередь министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что на Закарпатье теперь будет и новый глава МВД — полковник Сергей Князев, ранее возглавлявший Управление МВД в Донецкой области.
Опрошенные "Главредом" эксперты сошлись во мнении, что назначение Геннадия Москаля губернатором Закарпатья — это удачное и верное кадровое решение Президента. По их словам, поскольку Москаль не связан ни с какими местными кланами в регионе, а также в свое время успел поработать в Закарпатье и владеет ситуацией, от него можно ожидать высокой эффективности в урегулировании сложившейся ситуации. В частности, как отметил политолог Виталий Бала, "если с решением проблемы не справится Москаль, тогда даже сложно представить, кто это может сделать".
При этом эксперты считают, что Луганщина много потеряет с уходом Москаля с должности местного губернатора. Однако прогнозируют, что команда, собранная в Луганской области Геннадием Геннадиевичем и доказавшая свою эффективность, сумеет удержать планку.
Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований
Назначение Геннадия Москаля губернатором Закарпатья — креативный и удачный шаг по нескольким причинам. Прежде всего, это хорошо для Закарпатья, поскольку Москаль отлично владеет ситуацией и одновременно удален от основных кланов, между которыми необходимо установить баланс, а также усмирить их аппетиты.
Да и самому Москалю, думаю, будет комфортнее работать на Закарпатье. Складывается впечатление, что он несколько застоялся в Луганске. Судя по его публичной активности, он не полностью реализовывает себя в практической работе там. Соответственно, необходимость проведения ротации на Луганщине также вызрела. Очевидно, надо было менять не только Кихтенко, но и Москаля, поскольку он исчерпал свой потенциал на предыдущей работе.
Так что я считаю, что это удачное кадровое решение. К тому же, оно было принято по аналогии с назначением Саакашвили в Одессе. Назначение Москаля не столь резонансное, но проведено согласно той же логике. То есть в тот момент, когда Одесса контролировалась определенной олигархической группой, был назначен Саакашвили, который должен был возобновить статус подконтрольности региона государству и, вообще, каким-то правилам. То же мы наблюдаем в ситуации на Закарпатье: та же логика, та же цель, та же технология. Я считаю, что в данный момент это сработает.
Одного назначения губернатором Геннадия Москаля недостаточно для того, чтобы решить проблему с контрабандой на Закарпатье. Но для того, чтобы перевести сложившуюся ситуацию в более цивилизованные рамки — достаточно. К тому же, речь идет не только о борьбе с контрабандой, а о тотальном контроле неформальных групп над экономическим пространством региона, над его административной, судебной и правоохранительной системой. С назначением Москаля, безусловно, там не наступит сразу образцовый европейский порядок, но, по крайней мере, в этом регионе начнут оглядываться на нормы и стандарты государственной политики. Потому изменения в лучшую сторону, я думаю, будут.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "
Геннадий Москаль — это тот человек, который крайне необходим сейчас на Закарпатье, поскольку там нужны решительные меры для наведения порядка — чтобы поток контрабанды наконец прекратился. Важно ведь и то, что помимо назначения Геннадия Москаля губернатором, в регионе полностью меняется силовой блок, а также полностью меняются райгосадминистрации. Сейчас речь идет о полной перезагрузке силового блока, как, конечно же, позже речь пойдет и об ответственности бойцов "Правого сектора", которые применяли оружие в Мукачево.
Потому, на мой взгляд, данное назначение является совершенно логичным шагом. Важно, чтобы сейчас ко власти в регионе пришли люди, не связанные с существующими там клановыми разборками.
Вообще, Закарпатье — это особая территория. На Западной Украине всегда голосовали за власть, и там всегда были олигархические кланы, которые между собой или договаривались, или спорили. Потому, безусловно, "новая кровь", причем такая решительная, как у Москаля под пулями, там чрезвычайно нужна.
Однако для решения проблем на Закарпатье нужно думать не только о кадровых решениях, хотя, безусловно, они очень существенны. Также нужно думать и о программе инвестиций в регион, поскольку в этом регионе у многих нет работы, и многие живут благодаря этой контрабанде.
Конечно, Луганщина теряет много в связи с тем, что Москаля теперь там не будет. Но, думаю, что у нас все-таки не один Москаль способен совладать с тамошней ситуацией — там нужен человек из военных. Причем, на мой взгляд, появится он там в ближайшее время.
Директор Агентства моделирования ситуаций
Однозначно можно утверждать, что назначение Геннадия Москаля главой Закарпатской ОГА, — это правильное и удачное решение Президента. Поскольку, по большому счету, местные не в состоянии самостоятельно решить существующую проблему и сломать сложившуюся систему. Для этого нужен какой-то варяг, а, возможно, еще и десант (руководителей различных структур, которые назначаются): это должны быть люди, не имеющие никакого отношения к области. Это касается не только первых руководителей, но и глав районных силовых структур и администраций. Проблема, которая сейчас обнаружилась на Закарпатье, на самом деле существует здесь уже десятилетиями.
Москаль же не связан ни с одним из местных кланов. Он работал в этом регионе — начальником милиции и руководителем области, потому он знает, что и как там происходит. Так что, с одной стороны, он вроде и варяг, а с другой — прекрасно владеет ситуацией. Вероятно, он сможет также найти людей среди местных, на которых можно опереться. Чисто варягу здесь сложно было бы добиться каких-то быстрых результатов, поскольку пришлось бы потратить время, чтобы вникнуть в ситуацию и опереться на местных. Москаль же это время сэкономит.
Кроме того, Москаль набрался большого опыта в Луганской области, так что он — боевой руководитель. Во время войны, думаю, именно он в состоянии решить задачи, которые стоят сейчас на Закарпатье. Если с решением проблемы не справится Москаль, тогда даже сложно представить, кто это может сделать…
Что касается Луганщины, то вряд ли после того, как оттуда заберут Москаля, возникнут какие-то серьезные проблемы. Поскольку, во-первых, там есть военно-гражданская администрация, во-вторых, Москаль сам по себе не мог решать весь комплекс проблем, он действовал не один, а с командой. Раз они давали такой хороший результат, думаю, его команда будет способна и в дальнейшем действовать столь же эффективно. Москалю придется и на Закарпатье создать свою команду, как он это сделал в свое время на Луганщине. А на Луганщине, возможно, и возникнут какие-то проблемные моменты, но не думаю, что это будет столь критично.
Надежда Майная
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред